Союз Беларуси и России перспективы дальнейшего развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:22, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является раскрытие сущности союза России и Белоруссии, изучение истории становления Союзного государства, рассмотрение перспектив экономического и политического развития российско-белорусских отношений.
Исходя из целей курсовой работы, задачами являются исследования:
- сущности и истории формирования союза;
- условий становления союзных отношений;
- нормативно-правовой базы Союзного государства;
- проблем развития интеграционных связей

Содержание

Введение 3
1. Предпосылки и история формирования союза России и Белоруссии 5
1.1 Исторические аспекты образования союза России и Белоруссии 5
1.2 Экономические предпосылки формирования союза России и 7
Белоруссии 7
1.3 Политические предпосылки образования Союзного государства 10
2. Нормативно-правовая база союза России и Белоруссии 12
2.1 Основные документы нормативно-правовой базы союза 12
2.2 Основные положения Договора «О создании Союзного государства» 14
2.3 Органы Союзного государства России и Белоруссии 16
3. Основные направления сотрудничества и перспективы развития союза России и Белоруссии 20
3.1 Внешняя и внутренняя политика союза России и Белоруссии 20
3.2 Программы Союзного государства России и Белоруссии 23
3.3 Перспективы образования союза России и Белоруссии 26
3.4 Результаты и перспективы экономической интеграции России и Белоруссии 29
Заключение 32
Список использованных источников 34

Работа состоит из  1 файл

6240 Союз Беларуси и России перспективы дальнейшего развития.doc

— 285.00 Кб (Скачать документ)

6240 Союз Беларуси и России перспективы дальнейшего развития

 

Содержание

 

 

Введение

 

Достоинства или недостатки любого Сообщества, Содружества или  более интегрированной формы  объединения — Союза — нельзя выявить вне реальных условий  их возникновения, то есть без учета  важнейших факторов, предопределивших их создание и перспективы дальнейшего развития. В этой связи представляет несомненный интерес анализ конкретной общественно-исторической среды, в которой возник союз России и Белоруссии, а также важнейших факторов, дающих представление о том, как он отвечает их жизненным интересам.

В мае 1997 г. состоялось подписание договора «Об объединении Белоруссии и России». Из этого договора следует, что при сохранении суверенитета партнеров создается наднациональный орган с широкими полномочиями, и новому союзу придается характер субъекта международного права. [9]

Российско-белорусское  сотрудничество развивалось в условиях формирования Союзного государства. Договор  о его создании и Программа  действий по реализации положений Договора от 8 декабря 1999 г. определяют основные направления и ступени интеграции, включая завершение создания единого таможенного и экономического пространства, объединение энергетических, транспортных систем, интенсификацию сотрудничества в гуманитарной и социальной областях, в сферах внешней политики, обороны и безопасности.

Создание союза России и Белоруссии и проблема дальнейшего углубления интеграционных процессов в его рамках имеют свою собственную историю и логику развития. После распада СССР у России с другими бывшими республиками СССР сложилось несколько уровней сотрудничества. В декабре 1991 г. возникло Содружество Независимых Государств (СНГ), в марте—апреле 1996 г. появились два новых межгосударственных объединения: «союз четырех» в составе России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии и «сообщества двух», участниками которого стали Россия и Белоруссия.

Чем же объяснить желание  обеих сторон на соединение в единое государство? Нужно определить, что  конкретно позитивного получит  каждая из сторон. Для Белоруссии – это огромный финансовый и ресурсный потенциал России; приток инвестиций, так как Белоруссия становится самым западным регионом России, т.е. своего рода «окном в Европу». Такое выгодное положение она не смогла бы получить даже в рамках Евросоюза. Для России - расширение своей территории, а это всегда положительное явление в государстве; огромный приток рабочей силы за счет населения Белоруссии.

Уровень интеграции России и Белоруссии очень высокий, партнеры выходят на решение таких задач, которые и по существу, и по содержанию являются на постсоветском пространстве уникальными. Ведь хотя на постсоветском пространстве за последние несколько лет был создан целый ряд объединительных организаций, именно белорусско-российские интеграционные отношения получили наибольшее развитие и приобрели динамичный характер. Например, топливно-энергетический комплекс Белоруссии и России интегрирован на 95 процентов, машиностроительный - на 85, сельскохозяйственный - на 65, строительная индустрия - на 80 процентов. [13]

Таким образом, объектом данной курсовой работы является союз России и Белоруссии, а предметом – его значение в сфере мировой экономики, функции, перспективы развития.

Актуальность выбранной  темы состоит в том, что российско-белорусские отношения играют значительную роль в интеграционных связях в рамках как СНГ, так и мирового сообщества в целом.

Целью данной работы является раскрытие сущности  союза России и Белоруссии, изучение истории становления Союзного государства, рассмотрение перспектив экономического и политического развития российско-белорусских отношений.

Исходя из целей курсовой работы, задачами являются исследования:

- сущности и истории  формирования союза;

- условий становления  союзных отношений;

- нормативно-правовой базы Союзного государства;

- проблем развития интеграционных связей

 

  1. Предпосылки и история формирования союза России и Белоруссии

 

    1. Исторические аспекты образования союза России и Белоруссии

 

История учит: государства  легко распадаются, но очень трудно восстанавливаются. XX век дал этому много примеров - распались Югославия, Чехословакия, Советский Союз. Обратных примеров, примеров собирания, практически нет. С другой стороны XX век - это век интеграции. Самым ярким примером является Европейский союз. Этот пример интересен прежде всего тем, что, помимо чисто экономической интеграции, удалось создать элементы интеграции политической. У Европы есть свое правительство - Европейская Комиссия, распоряжающаяся многомиллиардным бюджетом, Европарламент, имеющий право принимать общеобязательные для стран Европейского союза законы, есть Европейский суд с довольно широкой компетенцией. Что касается интеграции экономической, то введение евро - единой европейской валюты - самый яркий результат, признак ее глубины.

Советский Союз распался быстро. Надежды  на СНГ как на замену СССР не оправдались. Содружество не заменило Союз. Государства, входящие в него, последние годы ведут самостоятельную, часто несогласованную друг с другом и с Россией политику, углубляется процесс дезинтеграции их экономик. Грузия заявляет о своем намерении войти в НАТО, Украина балансирует между Соединенными Штатами Америки, Европейским союзом и Россией. Существуют попытки найти модели безопасности без России в рамках СНГ.

Парадокс ситуации, предшествовавшей образованию союза состоял в том, что именно президенты России и Белоруссии оказались в своем стремлении к интеграции единомышленниками, хотя первоначально были на противоположных позициях.

Для Ельцина союз России и Белоруссии - это была попытка хоть что-то восстановить из утраченного, хоть как-то оправдаться перед историей за распад СССР. Для Лукашенко - это шанс войти в историю, в российскую политику. Кроме того, для Лукашенко - это был шанс одним ударом решить многие проблемы экономики Белоруссии, которая сильно зависела от российской. Так, разные мотивы двух совершенно разных людей с разной историей и судьбой пересеклись в одной точке, побуждая каждого из них стремиться к подписанию договора о создании союза.

Главы России и Белоруссии понимали, что объединение - долгий процесс. Годы уходят на интеграцию законодательств, создание единого бюджета и единой валюты. Перед ними стоял пример европейской интеграции. Европа создавала и вводила единую валюту около 10 лет. Страны доводили свои бюджеты до определенного уровня дефицита, экономики до определенного уровня инфляции, чтобы можно было объединяться на равных условиях. Также на долгие годы может затянуться построение политической, законодательной и экономической систем союза. И только после этого можно будет перейти к более глубокой интеграции - сокращению полномочий органов власти России и Белоруссии, постепенной передаче их союзному президенту, правительству и парламенту.

Но чтобы этот процесс  начался, надо было сделать первый шаг. Договор должен был стать стартом  трудного марафона. И если участники окажутся профессионалами, готовыми пройти долгий путь с минимальными ошибками и потерями, результат удовлетворит всех - и тех, кто критиковал союз, и тех, кто принимал его безоговорочно, а главное - простых граждан России и Белоруссии. [3]

Участие в процессах  региональной интеграции является одним  из ключевых способов самоидентификации  страны в современном мире. Выбор  направления интеграции означает не только определение четкой геополитической  стратегии, но и экономической модели развития.

В современных условиях безопасность каждой страны напрямую зависит от ее интегрированности в систему мирового хозяйства. Нарастание взаимозависимости государств во всех сферах общественной жизни способствует тому, что как внешнеэкономические факторы, так и внутрихозяйственные аспекты играют значительную роль.

С каждым годом в мире набирают обороты глобальные интеграционные процессы. Способность страны участвовать  в них, несомненно, становится не только ключевым показателем эффективности  ее внешнеэкономической деятельности, но и определяющим внешним фактором обеспечения национальной экономической безопасности. Россия и другие постсоветские страны пока не всегда в состоянии эффективно защитить свои интересы при подключении к мировым интеграционным процессам, прежде всего из-за внутренней экономической слабости и разрозненности между собой. Их стратегическим ориентиром должна служить интеграция в мирохозяйственные отношения таким образом, чтобы занять экономически выгодное положение в глобальной экономической системе. [11]

 

    1. Экономические предпосылки формирования союза России и

Белоруссии

 

Проблемы в белорусской  экономике, начавшиеся до образования  союза, продолжались и принимали драматические формы. Сам президент говорил, что экономика находится в «свободном падении».

Глубокая экономическая  депрессия, отбросившая страну на 116 место по уровню платежеспособности — дальше Казахстана, Украины и  Узбекистана, — имели  объективные  и субъективные причины. Объективные  заключались, прежде всего, в полной зависимости от иностранных (т.е. российских) поставок энергии, цены на которые Москва (с некоторыми послаблениями для Минска) подняла до мирового уровня, и которые Белоруссия была не в состоянии оплачивать (рисунок 1).

Рисунок 1 - Расходы на энергоносители в Белоруссии (% от ВНП)

 

Кроме того, Белоруссия имела  специализацию «советского сборочного цеха» и в высшей степени была включена в систему разделения труда  между республиками СССР. Как следствие, после установления таможенных границ между странами СНГ белорусский экспорт в Россию резко сократился с более чем 80% в 1991 г. до 53% в 1996 г., и заключенный позднее таможенный союз с Россией скорее способствовал экспорту из России в Белоруссию, чем наоборот. Таким образом, Белоруссия до конца 1996 г. имела дефицит внешнеторгового баланса в $1.4 млрд., из них только в торговле с Россией — $624 млн. В то же время из-за низкой конкурентоспособности белорусской продукции возможна была лишь ограниченная переориентировка на западные рынки.

В результате этих, а также  иных неблагоприятных факторов можно  проследить непрерывное ухудшение  экономических показателей Белоруссии до создания союза (рисунок 2).

Рисунок 2 - Основные экономические показатели Беларуси (в % от 1990 г.)

Еще один впечатляющий пример распада экономики — взаимные задолженности предприятий, которые  к концу 1995 г. достигли 57% ВНП. [16]

Исходя из приведенных данных, можно говорить о том, что объединение двух государств могло способствовать восстановлению баланса экономики Белоруссии. Несомненно, Россия тоже получала преимущества в виде расширения своей территории, что всегда выступает положительным явлением в государстве, а также огромного притока рабочей силы за счет населения Белоруссии.

Понимая значимость экономических  реформ для создания благополучного будущего своих народов, Россия и  Белоруссия посчитали целесообразным и необходимым восстановление утраченных межгосударственных хозяйственных  связей на новой - рыночной - основе, чтобы совместно в рамках Союзного государства обеспечить защищенность своих граждан в экономической сфере. [14]

Под экономической безопасностью  Союзного государства понимается состояние  защищенности жизненно важных интересов  российско-белорусского интеграционного союза от внутренних и внешних угроз, которое обеспечивается национальными и союзными институтами власти путем налаживания более эффективного функционирования и развития народнохозяйственных комплексов в рамках единого экономического пространства.

Состояние экономики  с точки зрения ее жизнеспособности характеризуется комплексом показателей, важнейшими из которых являются: оценка ресурсного потенциала и возможности его эффективного использования; соответствие капитала и труда требуемому уровню; конкурентоспособность экономики; целостность территории и экономического пространства; способность противостояния внешним и внутренним угрозам для обеспечения социальной стабильности.

При построении Союзного государства обеспечение экономической  безопасности становится важным направлением экономической политики. В ней  фокусируется вся сложность процессов, которые происходят в союзных  странах в ходе внутренних реформ и экономической трансформации на переходе от одной общественно-политической системы к другой. Она, по существу, становится непременным условием устойчивого развития, чтобы обеспечить защищенность гражданина и общества в Союзном государстве.

Необходимость создания такого государства заключается в том, что от союзных стран на современном этапе требуется объединение их потенциалов для решения поставленных экономических задач. Отвлечение сил и средств на нейтрализацию существующих угроз затрудняет достижение стратегической цели и при определенных условиях может сделать достижение цели невозможным. Укрепление экономической безопасности Союзного государства подчиняется задаче создания таких внутренних и внешних условий, при которых обеспечивалось бы благополучие и устойчивое поступательное развитие личности, общества и экономики как в России, так и в Белоруссии. [21]

 

1.3 Политические предпосылки образования Союзного государства

 

С точки зрения определенных военно-политических кругов, в российском руководстве объединение России с Белоруссией представляет собой адекватный ответ на запланированное расширение НАТО на восток и предоставляет в распоряжение России военно-стратегическое предполье на западе. Однако, это осложняет формирование особых отношений между Россией и НАТО: при выдвижении российских войск, возможно, с ядерными компонентами, к белорусско-польской границе под вопросом окажутся обязательства НАТО не размещать на территории стран–кандидатов на вступление ядерное оружие и иностранные войска, т.е. протест России против продвижения военной инфраструктуры НАТО на восток стал бы менее убедителен, если бы Москва продвинула свою военную инфраструктуру на запад.

Информация о работе Союз Беларуси и России перспективы дальнейшего развития