Предмет административное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 20:20, контрольная работа

Описание

Предмет административного права представляет собой систему общественных отношений, регулируемых административно-правовыми нормами. Предмет административного права включает в себя пять составляющих его частей. Во-первых, это общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления на всех его иерархических уровнях:

Работа состоит из  1 файл

админ.docx

— 87.87 Кб (Скачать документ)

 Во-вторых, по обязательности предписаний он содержит в себе либо только права (например, право гражданина на обращение в те или иные инстанции с предложениями, заявлениями и жалобами),  либо только обязанности (например, соблюдать правила дорожного движения), либо права и обязанности (например, при рассмотрении  дел  об  административных  правонарушениях  гражданин  имеет право обжаловать постановление по делу и несет обязанность уплатить в установленный срок наложенный на него штраф).    

 В-третьих, содержание  административно-правового  статуса гражданина в одних случаях зависит от желания того или иного лица (например, гражданин обращается в органы внутренних дел за разрешением на приобретение охотничьего ружья), а в других случаях он формируется вопреки его желанию (например, гражданин, совершивший мелкое хулиганство, подвергается административному задержанию и доставлению в милицию).    

 В-четвертых, правовой статус гражданина как субъекта административного права включает:    

= права и обязанности,  общие для всех граждан, (например, обязанность соблюдать правила  пожарной безопасности);    

= права и обязанности,  принадлежащие только какой-либо  категории граждан (например, водителям  автомобильного транспорта, предпринимателям, охотникам);    

= права и обязанности  конкретных индивидов (например, лица, являющегося беженцем или вынужденным переселенцем).    

 Вместе с тем Конституция  РФ (ч. 3 ст. 55) устанавливает в исключительных  случаях возможность ограничения  федеральным законом прав личности, причем правовые нормы, ограничивающие права личности, обычно носят административно-правовой характер.      

 Административное право  в основном влияет на осуществление  прав и обязанностей человека  и гражданина, процесс которого  предполагает взаимодействие граждан с управленческими структурами, контроль с их стороны за соблюдением конституционного принципа: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (ст. 17 Конституции РФ).     

 Права и обязанности  граждан в сфере государственного  управления можно условно разделить на четыре блока.     

 Первый - необходимые для участия в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, а также посредством равного доступа к государственной службе.     

 Второй - для их реализации необходима активная деятельность и содействие исполнительной власти, должностных лиц органов государственного управления.     

 Третий - их реализация требует от органов исполнительной власти, должностных лиц многообразной функциональной деятельности по их защите, государственной гарантии, созданию условий для практического осуществления.      

 Четвертый - связан с участием граждан в деятельности органов исполнительной власти, например, в качестве членов научно-технических, экспертно-консультативных, координационных советов,   межведомственных   и   рабочих   комиссий,   внештатных инспекторов, инструкторов, экспертов и т.п., в составе членов организаций, действующих целиком на общественных началах, — например добровольных народных дружин.     

 В административном  праве права граждан подразделяют  на виды по различным основаниям.       

В зависимости  от механизма реализации права граждан подразделяются на:    

= абсолютные (безусловные)  права - права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, защищать их (право на административную жалобу, трудоустройство и т. п.);    

= относительные права - права, для реализации которых нужен акт государственного органа (приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление определенной деятельности).       

В зависимости  от круга лиц, которым предоставляются права, и оснований их возникновения различают:     

 • общие права граждан, которые распространяются на все отрасли и сферы управления (например, право граждан на участие в государственном управлении, право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц);     

 •  специальные права - права граждан в той или иной сфере или отрасли управления (например, в сфере экономики каждый гражданин имеет право на осуществление предпринимательской деятельности).      

По содержанию выделяют следующие группы прав:    

 • право на участие в государственном управлении (право на государственную службу, внесение предложений, получение необходимых документов, пресечение противоправных действий и др.);    

 • право на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций (получение организационной, технической, санитарно- эпидемиологической, медицинской помощи и др.);    

 • право на защиту (основными формами реализации права на защиту являются: административная жалоба, жалоба, защита в административно-юрисдикционном производстве, право на помощь негосударственных организаций).      

По степени  возможности реализации административно-правовые обязанности граждан подразделяются на:   

 • абсолютные - возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (например, соблюдение законов, уплата установленных налогов и т. п.);   

 • относительные - возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанности собственника автомобиля - платить налоги, поступающие в дорожные фонды и т. п.).    

 Граждане РФ, имея права,  вместе с тем исполняют и  обязанности. Конституция РФ относит  к ним следующие обязанности: соблюдать Конституцию и законы РФ, платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, защищать Отечество и др.    

 Несоблюдение гражданами обязанностей, уклонение от их выполнения, злоупотребление своими правами влекут возможность применения мер правового воздействия. Неправомерное поведение является административными правонарушениями. В случае неправомерного поведения гражданин обязан претерпеть неблагоприятные для себя последствия личного или материального характера.    

 Реализуя свой правовой  статус в сфере государственного  управления, граждане вступают в  самые разнообразные административные правоотношения. Они возникают, изменяются или прекращаются:    

 ♦ по поводу реализации  гражданами принадлежащих им  прав (право на поступление в  высшее учебное заведение);    

 ♦ в связи с выполнением возложенных на граждан обязанностей (обязанность гражданина представить на технический осмотр принадлежащий ему автомобиль);    

 ♦ в виду нарушения  органами государственного управления  и местного самоуправления и  их должностными лицами прав  и законных интересов граждан  (например, отказ без достаточных оснований в выдаче заграничного паспорта);     

 ♦ по факту нарушения гражданами их административно-правовых обязанностей, влекущего ответственность за административные правонарушения или дисциплинарные проступки.    

 Гражданин реализует  свои права и обязанности посредством следующих правомерных действий: фактического использования прав; приобретения законных прав; защиты нарушенных прав. 

 

Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан      

 К гарантиям прав  и обязанностей граждан обычно  относят экономические, политические, организационные и юридические гарантии.      

 Экономические гарантии предполагают стабильную и эффективную работу промышленности, аграрного комплекса, устойчивую финансовую и денежную систему, твердый курс рубля, своевременную выплату заработной платы, пенсий и пособий, высокий прожиточный уровень населения, рост благосостояния граждан и многое другое.     

 Политические гарантии предусматривают приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, признание прав и свобод человека высшей ценностью, многопартийность, идеологическое разнообразие, стабильную государственную власть, согласие в государстве и многонациональном обществе.     

 Организационные гарантии представляют собой разветвленную систему правоохранительных, контролирующих, инспектирующих, надзирающих и других государственных и общественных организаций в центре и на местах.     

 Юридические гарантии, в том числе и административно-правовые, можно разделить на два вида: судебные - реализуемые судами в процессе осуществления правосудия и внесудебные (административные) - реализуемые в рамках управленческой компетенции органов государственного управления и их должностных лиц.     

 Изначальным и универсальным  гарантом прав граждан является  закон. Любые властные структуры и должностные лица обязаны действовать в рамках закона, и только в рамках закона они могут быть наделены качествами организационно-правовых гарантов. Закон может выполнятьфункцию гаранта при соблюдении следующих условий:     

   * положения, содержащиеся в законе, должны соответствовать экономической и политической ситуации в стране, обладать юридической стабильностью;   

    * отвечать высокому уровню юридической техники;   

    * содержать конкретные нормы и механизмы их реализации;     

* определять государственные органы, которые обязаны создавать условия для реализации прав и свобод;     

* предусматривать ответственность органов и должностных лиц за ущемление прав и обязанностей граждан.     

 К гарантиям прав  и обязанностей граждан относят  конституционное право граждан  обращаться лично, а также направлять  индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Основными видами обращений граждан являются:      

= предложение - привлечение внимания к несовершенству организации, 
деятельности или регулирования в той или иной области и указание на пути их устранения;     

= заявление - обращение гражданина по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с его нарушением;     

= жалоба - обращение в государственные или иные официальные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина.

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц  без гражданства. Правовое положение иностранных граждан на территории РФ регулируется российским законодательством, а также международными договорами. Законы РФ распространяются на всех лиц, находящихся на ее территории. Все иностранные граждане во время их пребывания в РФ в той или иной степени вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти в различных сферах.     

 Регулируя отношения  с иностранными гражданами, государство не только устанавливает правоспособность, определяет их права и обязанности, но и обеспечивает реализацию и защиту их правового статуса с помощью гарантий, которые объединяют условия и средства, необходимые для осуществления процесса формирования юридического и фактического положения лица. Согласно Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ (кроме случаев, установленных законом) и подлежат административной ответственности на общих основаниях. Правовое положение иностранных граждан регламентируется Конституцией законами России, международными договорами, правилами пребывания иностранных граждан на территории РФ и транзитного проезда иностранных граждан через территорию РФ.     

 Законодательство различает  иностранных граждан, постоянно проживающих и временно пребывающих на территории Российской Федерации, а также проезжающих через территорию Российской Федерации транзитом, связывая с этим определенные правовые последствия.  РФ предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.    

 Иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации, если они имеют разрешение и вид на жительство, выданное органами внутренних дел, - постоянно проживающие. Иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на иных законных основаниях, - временно пребывающие. Постоянно проживающие иностранные граждане имеют больший объем прав, чем временно пребывающие.    

 Иностранные граждане  и лица без гражданства пользуются  правами: на обжалование незаконных действии (решений) органов государственной власти, их должностных лиц; на свободу и личную неприкосновенность; на неприкосновенность жилища; на свободный труд; на медицинскую помощь; на образование и т.д.    

 Правосубъектность лиц, находящихся на территории Российской Федерации и не являющихся ее гражданами, характеризуется особенностями,которые представляют собой ряд ограничений их прав и обязанностей, предусмотренных законодательством:     

 ≈  не могут быть государственными служащими;     

 ≈  не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;     

 ≈  на них не распространяется воинская обязанность;     

 ≈  только к ним применяется наказание - выдворение;     

 ≈  могут въезжать на территорию России при наличии разрешения;     

Информация о работе Предмет административное право