Понятие административного права. Предмет административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:15, контрольная работа

Описание

Административное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.
Наука административного права имеет тесную связь и взаимообусловленность не только с наукой управления, но с другими науками, изучающими управленческие процессы (психология управления, социология управления, информация и управление, информатика, финансовый контроль), а также со многими отраслями юридической науки (теория государства и права, конституционное право, гражданское право, муниципальное, финансовое, экологическое, трудовое, уголовное и уголовно-процессуальное право).

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 99.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие административного права. Предмет административного права. Методы административного права. Основные понятия и категории административного права. Административное право как наука.

Административное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.

Наука административного  права имеет тесную связь и  взаимообусловленность не только с наукой управления, но с другими науками, изучающими управленческие процессы (психология управления, социология управления, информация и управление, информатика, финансовый контроль), а также со многими отраслями юридической науки (теория государства и права, конституционное право, гражданское право, муниципальное, финансовое, экологическое, трудовое, уголовное и уголовно-процессуальное право).

Административно-правовая наука представляет собой систему  теоретических взглядов, представлений и положений об отрасли административного права и предмете его регулирования. Ее задачами является выявление проблем административного права, толкование административно-правовых норм, определение и исследование предмета административного права в современных условиях организации и деятельности органов исполнительной власти, разработка новых понятий и принципов, направленных на совершенствование всей управленческой деятельности.

Предметом административно-правовой науки является исследование правоотношений в сфере государственного управления, применения норм административного права, анализ практики реализации этих норм, выявление и изучение общих и характерных закономерностей административно-правового регулирования общественных отношений. Административное право как наука — это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития.

В этих общественных отношениях соответственно:

а) опосредуется закрепленная в Конституции РФ государственная политика признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

б) непосредственно  выражается многообразное содержание подчиненного задачам реализации этой политики особого вида государственной деятельности по практической реализации исполнительной власти как одной из ветвей единой государственной власти (исполнительная, или государственно-управленческая, деятельность);

в) выражаются приоритет  публично-правовых интересов в регулируемой сфере и соответствующие им государственно-правовые средства воздействия на общественные связи.

Такого рода общественные отношения принято  называть управленческими. Они и  составляют предмет административного права.

Административное право  — отрасль права, регулирующая общественные отношения, которые возникают, развиваются  и прекращаются в сфере государственного управления (управленческие правоотношения).

Эти общественные отношения непосредственно связаны с государственно-управленческой деятельностью, а потому обобщенно называются управленческими. Поскольку управление может осуществляться не только по государственной линии, то в данном случае речь пойдет об управленческих отношениях, в которых непосредственно выражается государственный интерес, государственная управляющая воля.

Отсюда видно, что не все общественные отношения, по своей  природе являющиеся управленческими, можно отнести к предмету административного  права. В частности, отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественные объединения, коммерческие структуры и т.п.), не относятся к предмету административного права.

Таким образом, при определении предмета административного  права необходимо учитывать:

а) сферу государственного управления, охватывающую любые проявления государственно-управленческой деятельности;

б) наличие в  ней действующего субъекта исполнительной власти или иного исполнительного  органа;

в) практическую реализацию ими распорядительных полномочий, предоставленных для осуществления государственно-управленческой деятельности.1

Административное  право, осуществляя регулятивную функцию, использует определенную совокупность правовых средств или способов регулирующего  воздействия своих норм на управленческие отношения, на поведение их участников. Это - методы правового регулирования общественных отношений. Вместе с предметом они дают наиболее емкую характеристику любой отрасли права, включая и административное.

Действительно, любая  отрасль российского права использует в качестве средств правового регулирования следующие три юридические возможности: предписание, запрет, дозволение. Они в совокупности составляют содержание средств правового воздействия на общественные отношения.

Методы административного права:

1) Предписание: установление  определенного порядка действий - предписание к действию в  соответствующих условиях и надлежащим  образом, предусмотренным данной  административно-правовой нормой. Несоблюдение  такого порядка не влечет за  собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма;

2) Запрет: запрещение  определенных действий под страхом  применения соответствующих юридических  средств воздействия (например, дисциплинарной  или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;

3) Дозволение: предоставление  возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это - «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности; Также Дозволение выражается в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это - «мягкий» вариант дозволения. В связи с этим надо подчеркнуть, что фактически дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определенных действий.

 

 

 

 

 

 

 

2. Система административного права.

Административное право  является одной из наиболее развитых и мощных отраслей права и законодательства. Оно охватывает обширный и очень разнообразный нормативный массив, позволяющий регулировать разные стороны государственной и общественной жизни. Адми­нистративное право играет в правовой системе системообразующую роль и является фундаментальная базовая отрасль права. Во-первых, оно представляет и выражает один из двух главных методов правового регулирования, а именно императивный, повелительный. Другой базовый метод - диспозитивный - олицетворяется нормами гражданского права. Своеобразное объединение трех отраслей права в треугольник «конституционное право - административное право - гражданское право» формирует фундамент всей системы права.2

Во-вторых, административное право служит своего рода «материнской отраслью» прежде всего для отраслей публичного права, «пропитывая» и поддерживая их своими подотраслями, институтами и нормами.

Все это предъявляет  повышенные требования к построению системы административного права. Приходится руководствоваться при  этом достижением таких целей (цели административного права):

~ обеспечение устойчивой  системы органов исполнительной  власти и создание условий  для эффективной деятельности  исполнительной власти;

~ эффективного регулирования  общественных отношений с помощью  функциональных режимов;

~ гарантирование реализации прав и свобод граждан при одновременной охране публичных интересов и общественного порядка;

~ защита граждан и  общества от административного  произвола.

Требованием к системе  административного права является необходимость ее строгой внутренней упорядоченности и согласованности. Системная целостность отрасли придает ей устойчивость.

Система административного  права состоит из отдельных административных норм права, институтов и подотраслей  права, тесно взаимосвязанных между  собой.

   Систему административного права принято делить на две части: общая и особенная.

Система административного  права — это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением  административного права на отдельные правовые институты.

Общая часть включает в себя институты:

- устанавливающие административно-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов права) и негосударственных организаций;

- регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);

- обеспечивающие законность деятельности исполнительной власти;

- регламентирующие принуждение по административному праву.

Особенная часть включает институты, регулирующие:

- обеспечение безопасности  граждан, общества, государства, а также административно-политическую деятельность;

- организационно-хозяйственную  деятельность;

- социально-культурную  деятельность;

- деятельность государственной  администрации по организации  и осуществлению политических, экономических  и иных внешних связей.

Система административного  права как отрасли права:

Общая часть 

предмет

формы и методы

субъекты административного  права

ответственность по административному  праву

административный процесс

Особенная часть 

экономическая сфера

социально-культурная сфера

административно-политическая сфера

межотраслевая

В наши дни существует идея кодификации административного  права, куда вошли бы следующие разделы:

1) Общая часть

1.1 Основные начала  административного законодательства

1.2 Государственная служба

1.3 Исполнительно распорядительная  деятельность (управление, административный  акт, административный договор,  административный надзор, разрешительная  система, право обращения в  государственные и муниципальные  органы)

1.4 Власть (законодательная,  исполнительная, судебная; федеральная, региональная, местная)

1.5 Специальные административно-правовые  режимы (чрезвычайного положения,  военного положения, особого положения)

1.6. Международное публичное  право

2) Особенная часть.  Исполнительно-распорядительная деятельность в отдельных отраслях государственного управления

2.1 Оборона

2.2 Государственная безопасность

2.3 Внутренние дела

2.4 Иностранные дела

2.5 Юстиция

2.6 Экономика

2.7 Финансы

2.8 Здравоохранение

2.9 Транспорт

2.10 Связь и информация

2.11 Культура, спорт, туризм

2.12 Социальная сфера

2.13 Контрольно-надзорные  функции

2.14 Исполнительно-распорядительная  деятельность вследствии причинения  вреда (административные правонарушения)

3) Специальная часть.  Право индивидуальных субъектов

3.1 Граждане РФ

3.2 Иностранные граждане

3.3 Лица с двойным  гражданством

3.4 Беженцы

3.5 Вынужденные переселенцы

3.6 Гастарбайтеры

3.7 Вынужденные мигранты

3.8 Юридические лица

3.9 Политические лица (внутригосударственные и международные  организации).

Однако воплощение это  идеи представляется достаточно сложным ввиду «мобильности» самого предмета административного права.

Информация о работе Понятие административного права. Предмет административного права