Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 10:20, реферат

Описание

Интеграция России в систему международных экономических отношений, активное участие иностранных инвесторов в развитии отечественного производства, торговое сотрудничество российских компаний с зарубежными партнерами обращают внимание на проблему правового регулирования отношений, участниками которых являются иностранцы.
Такие отношения уже по своей природе являются трансграничными, поскольку иностранец подчиняется двум правопорядкам: государства, гражданином которого он является, и того государства, в котором он находится.

Содержание

Введение………………………….………………………………………………….3

Правовые основы статуса иностранных граждан и лиц без гражданства…4
Понятие «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства»..................... 4
Источники правового регулирования......................................................................5

Принципы регулирования правового положения иностранцев……………11

Въезд, выезд и транзитный проезд через территорию РФ…………………..14

Передвижение иностранцев по территории РФ………….…………………...17

Приглашение на въезд в РФ. Участие в трудовых отношениях………….. 19

Ответственность иностранных граждан. Выдворение………………………24

Заключение………………………………………………………………………...26

Список использованной литературы ………………………………….……....27

Работа состоит из  1 файл

право реферат.doc

— 118.00 Кб (Скачать документ)

     В силу п.3 ст.15 Земельного кодекса РФ иностранные граждане, лица без гражданства… не могут обладать на праве собственности  земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

     Важно подчеркнуть, что различие в объеме правового статуса иностранных  граждан и лиц без гражданства  зависит и от такого фактора, как  их постоянное проживание или временное  пребывание в Российской Федерации. Закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусматривает разделение всех иностранцев на следующие категории:

- законно  находящийся в Российской Федерации  иностранный гражданин - лицо, имеющее  действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

- временно  пребывающий в Российской Федерации  иностранный гражданин - лицо, прибывшее  в Российскую Федерацию на  основании визы или в порядке,  не требующем получения визы, и получившее миграционную карту,  но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;

- временно  проживающий в Российской Федерации  иностранный гражданин - лицо, получившее  разрешение на временное проживание;

- постоянно  проживающий в Российской Федерации  иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.

- иностранный  гражданин, прибывший в Российскую  Федерацию в порядке, не требующем  получения визы, - иностранный гражданин,  прибывший в Российскую Федерацию  в порядке, не требующем получения  визы (за исключением иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном для отдельных категорий иностранных граждан (в том числе владельцев дипломатических или служебных (официальных) паспортов, пассажиров круизных судов, членов экипажей морских или речных судов либо иных транспортных средств, лиц, совершающих транзитный проезд через территорию Российской Федерации, жителей приграничных территорий), а также иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном в специальных целях, включая торговлю и хозяйственную деятельность на приграничных территориях, туризм, строительство).

     Следует обратить внимание на новое для российского  законодательства понятие – вид  на жительство. В соответствии с  законом вид на жительство это « документ, выданный иностранному гражданину    или лицу без гражданства в подтверждение их  права  на  постоянное    проживание  в Российской Федерации,  а также их права на свободный    выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.  Вид    на   жительство,   выданный   лицу   без   гражданства,   является    одновременно и документом, удостоверяющим его личность».

     Также очень важно обратить внимание на такое понятие, которое недавно  вошло в этот закон. В соответствии с п. 1 статьи 2 «миграционная карта - документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Принципы правового  регулирования статуса  иностранных граждан

Объем прав и обязанностей иностранца определяется международными договорами и национальным законодательством государства. Определение  этого объема дело внутренней компетенции каждого государства. Однако государство должно исходить из международных стандартов, являющихся общепризнанными нормами международного права. В первую очередь эти стандарты закреплены в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966г. и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966г. В обоих пактах множество статей, касающихся прав и свобод лиц, начинается со слов: "каждый человек…", т.е. любой человек, находящийся на территории данного государства, в том числе и иностранец, обладает указанными в пактах правами и свободами. Следовательно, международно-правовые стандарты в области прав человека имеют универсальное значение. Они явились конкретизацией принципа уважения прав и основных свобод человека, обязательного для всех государств. Каждое государство, опираясь на этот принцип и исходя из своего суверенитета, само устанавливает правила пребывания иностранцев на своей территории. В связи с этим государство распространяет на иностранцев, находящихся на его территории, свою юрисдикцию и требует, чтобы иностранцы выполняли установленные ими правила. В то же время государство, на территории которого находится иностранец, должно защищать его права, особенно связанные с личностью иностранца и его имуществом. Государство пребывания не должно препятствовать иностранцам в праве выезда со своей территории. Оно не должно ущемлять права отдельных групп иностранцев по признакам расы, вероисповедания, языка и религии и т.п., т.е. подвергать их дискриминации. Дискриминацией является лишение физического лица основных прав и свобод человека или целенаправленное и существенное ущемление этих прав, что является нарушением норм международного права. В то же время государство в определенных областях может предоставить иностранцам меньший объем прав, чем собственным гражданам. Такие ограничения возможны, но в рамках требований национального закона и соответствующих норм международного права. Например, международные пакты о правах человека не препятствуют государствам делать изъятия в отношении иностранцев в сфере избирательного права. Иностранец не может избирать и быть избранным в органы государственной власти, судебные органы; быть главой государства и т.п.

     Важнейшим принципом правового статуса  иностранцев является необходимость юридических гарантий их прав и свобод. Это достигается правом иностранцев на обращение за защитой в суд, административные органы, применением санкций к нарушителям прав и свобод. Особенно важно право иностранцев на судебную защиту их личных и имущественных прав. Так, в Российской Федерации иностранцы могут обращаться за защитой своих прав не только в обычные суды, но и в Конституционный Суд Российской Федерации. В силу национального режима иностранцы не могут требовать предоставления им тех прав, которые не предоставлены собственным гражданам государства. Таким образом, одним из важнейших принципов юридического статуса иностранцев является принцип равенства иностранных граждан перед законом, что вытекает из ст. 19 Конституции Российской Федерации: "1. Все равны перед законом и судом. 2.Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации". Важными так же являются положения ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации, согласно которым в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Въезд, выезд и  транзитный проезд  через территорию  РФ 

     Иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Основанием для оформления въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства является письменное обращение (лично или через представителя) в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации. В случае если иностранные граждане или лица без гражданства намерены въехать в Российскую Федерацию по приглашению российского физического или юридического лица, порядок оформления такого приглашения устанавливается Правительством Российской Федерации. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию выдается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел.

     Также, основанием для оформления въезда в  Российскую Федерацию иностранных  граждан или лиц без гражданства является надлежащим образом оформленный договор о туристической поездке. Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть не разрешен, если они: 1) в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации нарушили правила пересечения Государственной границы Российской Федерации, таможенные правила, санитарные нормы, - до устранения нарушения; 2) сообщили о себе или о целях своего пребывания заведомо ложные сведения. Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства не разрешается в случаях, если: 1) это необходимо в целях обеспечения безопасности государства; 2) в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации они были осуждены в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо в период предыдущего пребывания были выдворены за пределы Российской Федерации в принудительном порядке, - в течение пяти лет после отбытия наказания за совершенное преступление или в течение одного года со дня выдворения в принудительном порядке; 3) они не представили документы, необходимые для получения российской визы в соответствии с законодательством Российской Федерации, - до их представления; 4) они ходатайствуют о российской визе на срок более трех месяцев и не представили сертификат об отсутствии у них ВИЧ-инфекции, - до представления такого сертификата. Выезд из Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть ограничен в случаях, если они: 1) в соответствии с законодательством Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых, - до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда; 2) осуждены за совершение преступления на территории Российской Федерации, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания; 3) уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами; 4) не выполнили предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательства по уплате налогов, - до выполнения этих обязательств. Транзитный проезд через территорию Российской Федерации осуществляется, как правило, без права на остановку. Транзитный проезд через территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в государство назначения всеми видами пассажирского транспорта разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из Российской Федерации проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федерации. Виза с правом на остановку на территории Российской Федерации может быть выдана иностранным гражданам или лицам без гражданства по представлении ими мотивированной просьбы и документов, подтверждающих необходимость остановки, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Транзитный проезд через территорию Российской Федерации без визы разрешается иностранному гражданину или лицу без гражданства в случаях, если они: 1) совершают беспересадочный полет воздушным транспортом через территорию Российской Федерации; 2) следуют на самолете международной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории Российской Федерации и имеют надлежащим образом оформленные документы на право въезда в государство назначения и авиабилет с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на территории Российской Федерации в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением случаев вынужденной остановки; 3) проживают на территории государства, с которым Российская Федерация имеет соответствующий международный договор. Вынужденной остановкой признается пребывание более 24 часов в пределах населенного пункта вследствие наступления следующих обстоятельств: 1) стихийных бедствий, задерживающих движение поезда, автотранспортного средства, судна или самолета; 2) необходимости ремонта соответствующего транспортного средства, поврежденного в результате порчи каких-либо его частей или в результате транспортного происшествия. В случае, если государственным органом или должностным лицом был нарушен порядок оформления документов на въезд в Российскую Федерацию и (или) на выезд из Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства вправе обратиться за защитой своих интересов в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.  

                        Передвижение иностранцев по территории РФ

    Конституция Российской Федерации и её законодательство отражают многие международные требования, касающиеся правового положения  иностранцев и лиц без гражданства. Согласно ч.3 ст. 62 Конституции указанные  категории лиц пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Иностранцы и лица без гражданства могут проживать в Российской Федерации постоянно, если имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел. Все иные иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в России на законном основании, считаются временно пребывающими и вид на жительство им не выдается. Однако они должны выехать из Российской Федерации по истечении определенного им срока пребывания.

    Существенным  элементом статуса иностранцев  и лиц без гражданства является их право на свободу передвижения, выбор места жительства. Этот вопрос определен в законе РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. В ст.1 Закона сказано, что "лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации". Вместе с тем иностранцы и лица без гражданства обязаны вставать на учет по месту пребывания и регистрироваться по месту жительства в пределах Российской Федерации (закон «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства» от 18.07.2006). Нужно учитывать, что право на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в соответствии с законами может быть ограничено: 1) в пограничной полосе; 2) в закрытых военных городках; 3) в закрытых административно-территориальных образованиях; 4) в зонах экологического бедствия; 5) на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; 6) на территории, где введено чрезвычайное или военное положение. Законом от 25 июня 1993 г. также предусмотрено, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в данном законе, применяются правила международного договора. Вопросы пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на российской территории связаны с главным вопросом их правами и свободами в Российской Федерации, определяющими правовой статус указанных лиц. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в принципе приравнивается к правовому статусу граждан Российской Федерации, что означает, что нормы российского конституционного, трудового, гражданского, семейного и иных отраслей права распространяются как на российских граждан, так и, с небольшими ограничениями, на указанные категории лиц.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ