Правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 08:42, реферат

Описание

В то же время индивидуальный предприниматель не может быть соискателем лицензии в отношении некоторых видов деятельности. Так, например, с 1 июля 2006 г. индивидуальные предприниматели не смогут оформить лицензию на занятие розничной продажей алкогольной продукции, так как согласно ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»5 данный вид деятельности вправе осуществлять только организации.

Содержание

Введение 3
1. Правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности 5
2. Понятие лицензирования отдельных видов деятельности 9
3. Лицензируемые виды деятельности 12
4. Порядок лицензирования 18
5. Ответственность за осуществление деятельности без лицензии либо с нарушением лицензионных требований и условий 28
Заключение 32
Список использованных источников 33

Работа состоит из  1 файл

ref-28327.doc

— 265.50 Кб (Скачать документ)

Согласно Закону № 80-ФЗ отмена лицензирования соответствующих видов  деятельности происходит поэтапно: с 1 января 2006 г.; с 1 января 2007 г.; со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности.

А.Б. Багандов полагает, что в российской правовой системе  лицензионное право следует понимать как институт административного права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих определенную обособленную группу общественных отношений, возникающих в связи с применением лицензирования как формы государственного административного воздействия на экономические процессы с целью приведения их в соответствие с интересами общественной и государственной пользы. Иными словами, лицензионное право Российской Федерации - это совокупность норм права, регулирующих общественные отношения по лицензированию различных видов деятельности в рамках административного права15.

Предпринимательское (хозяйственное) право также относит  лицензирование к своей сфере  регулирования. Обосновывается такая  позиция тем, что помимо предпринимательских отношений и отношений по государственному регулированию хозяйствования в целях обеспечения интересов государства и общества, предпринимательское право включает в себя совокупность норм права, регулирующих тесно связанные с предпринимательскими «иные» отношения, в том числе некоммерческого характера. К последним (т.е. «иным» отношениям) наряду с отношениями по регистрации, ликвидации хозяйствующих субъектов, сертификации продукции и т.д. отнесено и лицензирование, которое, по мнению И.В. Ершовой и Т.М. Ивановой, хотя и носит некоммерческий характер, но создает основу, является необходимым условием, предпосылкой будущей предпринимательской деятельности16.

В то же время О.М. Олейник  указывает, что «в масштабах гражданского права конструирование института  лицензирования теоретически и практически невозможно, поскольку предмет регулирования и его метод явно выходят за рамки указанных принципов (свобода воли, равенство сторон и диспозитивность). Вполне обоснованным представляется лицензирование хозяйственной деятельности рассматривать как самостоятельный институт хозяйственного права»17.

 

2. Понятие лицензирования  отдельных видов деятельности

 

Опираясь на нормы Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных  видов деятельности» и иные специальные  тематические законы, предусматривающие  лицензирование соответствующих видов деятельности, можно заключить, что режим лицензирования является одним из видов легализующих разрешительных режимов и представляет собой мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании. Режим лицензирования всегда носит обязательный характер, за несоблюдение которого наступает юридическая ответственность18.

Так, например, материалами одного судебного дела подтверждался факт отсутствия у ООО лицензии на эксплуатацию принадлежащего ему автозаправочного комплекса, являющегося пожароопасным производственным объектом, суд правомерно удовлетворил требование отдела государственного пожарного надзора о привлечении общества к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии)19.

Согласно Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов  деятельности» основными принципами осуществления лицензирования являются обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации, установление единого перечня лицензируемых видов деятельности, установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации, установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, гласность и открытость лицензирования, соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Под режим лицензирования подпадают только те виды деятельности, регулирование которых не может осуществляться иными методами государственного регулирования (статья 4 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 2 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Этимологически слово  «лицензия» происходит от латинского слова «lice№tia», которое переводится  как «вольность, свобода делать что  угодно»20.

Близко к этому определение, данное в «Юридической энциклопедии» под редакцией М.Ю. Тихомирова21. «Современный словарь иностранных слов» дает перевод слова «лицензия» как «право» и «разрешение»22.

В российской правовой доктрине термин «лицензия» употребляется в двух основных значениях: как право на осуществление определенного вида деятельности и как документ, удостоверяющий наличие такого права. Во втором значении лицензия представляет собой особого рода «паспорт юридического или физического лица (индивидуального предпринимателя), подтверждающий наличие у него реальных возможностей и предпосылок для осуществления конкретного вида деятельности»23.

Н.Ю. Круглова определяет лицензию как официальный документ, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока на определенных условиях24.

Лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности; реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.

Исходя из смысла указанного определения, лицензия может выдаваться только на осуществление конкретного вида деятельности, а не на совершение отдельных разовых действий. Перечень указанных в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» и подлежащих лицензированию видов деятельности физических и юридических лиц показывает, что под деятельностью, на осуществление которой необходимо получение лицензии, следует понимать систему многократно повторяемых, продолжаемых во времени действий, направленных на получение прибыли или иного полезного результата. Лицензированию подлежат, как правило, отдельные виды предпринимательской деятельности, т.е. деятельности, направленной на систематическое получение прибыли, а также на осуществление некоторых социально значимых видов деятельности (деятельность нотариусов, врачей, частных медицинских учреждений, учреждений образования и т.д.).

Общими признаками для  правоотношений лицензирования являются:

наличие косвенного запрета на осуществление  данной деятельности без специального разрешения;

осуществление государственными органами административной юрисдикции в отношении организационно не подчиненных  субъектов;

контроль государственных  органов за соблюдением субъектами правил и условий соответствующей деятельности при ее санкционировании или осуществлении;

применение принудительных мер для прекращения или недопущения  нарушения правил, условий разрешенной деятельности25.

Сущностью указанных  процессов является правонаделительный процесс, а сами процессы осуществляются в рамках разрешительной системы.

По мнению Д. Бахраха, «разрешительная система - это урегулированная  правом совокупность общественных отношений субъектов административной власти с гражданами и организациями, возникающих в связи с выдачей разрешений на занятие определенными видами деятельности и последующим контролем над соблюдением правил и условий осуществления разрешенной деятельности»26.

Следовательно, необходимо выделение специфики лицензирования, что помогает определить его место среди иных государственных разрешений (например, в таких сферах, как антимонопольная политика, валютный контроль, сертификация товаров и услуг и т.п.). Каждая из указанных выше форм государственного контроля отличается формой, порядком, сферой действия, другими критериями.

Определение специфических  целей и задач лицензирования возможно при сравнении лицензирования с иными институтами разрешительной системы, в частности с институтами сертификации и валютного контроля.

Лицензирование обладает сравнительной универсальностью, не присущей другим институтам. Так, сертификация товаров и услуг введена для защиты прав потребителей (преамбула постановления Правительства РФ от 13 августа 1997 г. «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации»27). Валютный контроль вызван необходимостью защиты институтов валютного регулирования (п.1 ст.10 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»28). Лицензирование же может проводиться для защиты очень широкого круга интересов общества и государства.

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

установление  единого перечня лицензируемых  видов деятельности;

установление  единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;

установление  лицензионных требований и условий  положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

гласность и  открытость лицензирования;

соблюдение  законности при осуществлении лицензирования.

 

3. Лицензируемые виды деятельности

 

В соответствии с Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

К лицензируемым  видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

1) разработка авиационной  техники, в том числе авиационной  техники двойного назначения;

2) производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

3) ремонт авиационной  техники, в том числе авиационной  техники двойного назначения;

4) испытание авиационной  техники, в том числе авиационной  техники двойного назначения;

5) деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств;

6) деятельность по  техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств;

7) предоставление услуг  в области шифрования информации;

8) разработка, производство  шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем;

9) деятельность по  выявлению электронных устройств,  предназначенных для негласного  получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

10) деятельность по  разработке и (или) производству  средств защиты конфиденциальной информации;

11) деятельность по  технической защите конфиденциальной  информации;

12) разработка, производство, реализация и приобретение в  целях продажи специальных технических  средств, предназначенных для  негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность;

13) деятельность по  изготовлению защищенной от подделок  полиграфической продукции, в  том числе бланков ценных бумаг,  а также торговля указанной  продукцией;

14) разработка вооружения  и военной техники;

15) производство вооружения  и военной техники;

16) ремонт вооружения  и военной техники;

17) утилизация вооружения  и военной техники;

18) торговля вооружением  и военной техникой;

19) производство оружия  и основных частей огнестрельного оружия;

20) производство патронов  к оружию и составных частей  патронов;

21) торговля оружием  и основными частями огнестрельного  оружия;

22) торговля патронами  к оружию;

23) экспонирование оружия, основных частей огнестрельного  оружия, патронов к оружию;

Информация о работе Правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности