Правовое регулирование государственной тайны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:44, курсовая работа

Описание

В системе правоотношений, возникающих при обороте информации, особое место занимает институт государственной тайны. Важность и значимость этого института в эпоху информационных технологий, когда информация становится самым основным и ценным ресурсом в обществе, многократно возрастает. Государственная тайна существует во всех странах мира и является неотъемлемой составляющей суверенитета и системы управления.

Работа состоит из  1 файл

АПР.doc

— 173.00 Кб (Скачать документ)

2. Эти сведения имеют соответствующий гриф секретности, строго регламентированный порядок засекречивания, рассекречивания этих сведений, процедуру допуска к работе с ними, закрепленных на законодательном уровне;

3. Неприкосновенность этих сведений обеспечивается государственно-правовой защитой, осуществляемой уполномоченными на это государственными органами, учреждениями;

4. Незаконное получение и распространение этих сведений причиняет вред государственным интересам, безопасности Российской Федерации;

5. Эти сведения могут быть известны или доверены только лицам, имеющим допуск к ним, на которых распространяется обязанность хранить данные сведения в тайне;

6. За незаконное получение, распространение этих сведений законодательством устанавливается юридическая ответственность.

         Учитывая изложенное, определение государственной тайны можно сформулировать следующим образом. Государственная тайна — это устанавливаемые и защищаемые государством сведения, имеющие в соответствии с законодательством гриф секретности в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, незаконное получение и распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации и влечет за собой ответственность виновных лиц в соответствии с действующим законодательством РФ.

Система защиты государственной  тайны представляет совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.

В Законе о государственной  тайне определяются полномочия органов  государственной власти в деятельности, касающейся функционирования института  государственной тайны.

Так, палаты Федерального Собрания РФ рассматривают статьи бюджета страны в части средств, необходимых для защиты государственной тайны. Помимо перечня относимых к государственной тайне сведений Президент РФ утверждает перечень должностных лиц органов государственной власти, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.7

К органам защиты государственной тайны относятся: 
- межведомственная комиссия по защите государственной тайны; 
- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы; 
- органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны. Данные органы государственной власти, на федеральном и локальном уровнях, а также органы местного самоуправления в части делегированных им соответствующих полномочий обеспечивают выполнение мероприятий по защите государственной тайны, в том числе на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся на подведомственной им территории.  

Президентом РФ утверждаются полномочия Межведомственной комиссии по защите государственной  тайны.8 Основная функция этого органа - координация деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации по защите государственной тайны.

    Закон Российской Федерации "О государственной тайне" в статье 20 указывает, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы (то есть органы, входящие в состав сил обеспечения национальной безопасности) организуют и обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации. К сожалению, данная норма имеет бланкетный характер. Это приводит, в частности, к тому, что возрастает значимость подзаконного нормотворчества в решении вопросов, которые имеют общегосударственное значение, влечет расплывчатость компетенции органов национальной безопасности в области защиты государственной тайны. Поэтому, в Закон РФ "О государственной тайне" в статью 20 необходимо внести дополнения, касающиеся конкретизации функций органов национальной безопасности в области защиты государственной тайны. В качестве положительного примера можно рассматривать соответствующие законы Республики Беларусь и Республики Казахстан, с достаточной степенью полноты и конкретности сформулировавшие эти положения.

Технические средства защиты государственной тайны многообразны и подлежат обязательной сертификации.9 Надзор за соблюдением законодательства о защите государственной тайны возлагается законом на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров.

Уголовным кодексом РФ предусмотрено несколько составов преступлений, объектом которых являются правоотношения, связанные с государственной тайной:

- выдача государственной  тайны, квалифицируемая как государственная  измена (ст. 275). Субъектом этого преступления  может быть только гражданин  Российской Федерации;

- шпионаж (ст. 276), субъектом которого может быть иностранный гражданин либо лицо без гражданства. Объективной стороной данного состава являются передача, сбор, похищение или хранение информации, содержащей государственную тайну, в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну. Оба преступления являются умышленными.

Уголовная ответственность  предусмотрена также за разглашение  государственной тайны при отсутствии признаков государственной измены (ст. 283) и за утрату документов, содержащих государственную тайну (ст. 284). В отличие от первых двух составов эти преступления могут быть с субъективной стороны и неосторожными, а их субъектами - лица, имеющие допуск к государственной тайне.

КоАП РФ содержит новеллы об административной ответственности за деятельность в сфере защиты информации, составляющей государственную тайну. Это может быть нарушение условий, предусмотренных лицензиями на проведение работ, связанных с использованием и защитой государственной тайны, на создание средств соответствующей защиты, на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг по защите государственной тайны (п. 3 ст. 13.12), либо использование несертифицированных средств соответствующей защиты (п. 4 ст. 13.12). Административная ответственность также предусмотрена за деятельность в области защиты государственной тайны либо за создание соответствующих средств защиты без лицензии (п. 2 ст. 13.13). Субъектами административной ответственности могут быть как физические (должностные), так и юридические лица.

Институт государственной  тайны включает в себя две составляющих. Одна из них - критерии отнесения информации к категории государственной  тайны, являющейся информацией ограниченного  доступа, определение степени секретности сведений. Основной критерий отнесения информации к государственной тайне - сведения, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона о государственной тайне).

К государственной  тайне может быть отнесена информация, являющаяся объектом собственности граждан и юридических лиц. В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона об информации государство имеет право ее выкупа. Получивший соответствующую компенсацию бывший собственник информации обязуется не разглашать ее и после отчуждения. Статьей же 10 Закона о государственной тайне предусмотрен не выкуп, а засекречивание такой информации и компенсация ее собственнику материального ущерба, причиненного засекречиванием, то есть происходит не прекращение, а ограничение права собственности. Право собственности на информацию, содержащую сведения, составляющие государственную тайну, не может быть ограничено у иностранных организаций и иностранных граждан, если эта информация получена ими без нарушения российского законодательства.

В соответствии с Законом о государственной тайне Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (в ред. от 29.05.2002) определен перечень из 87 групп сведений, отнесенных к государственной тайне.

Закон о государственной  тайне обеспечивает защиту интересов  граждан, предприятий, учреждений и организаций посредством определения перечня информации, которая не может быть отнесена к государственной тайне. Это касается сведений об экологических катастрофах и стихийных бедствиях, о состоянии социальной сферы, об уровне преступности и фактах нарушения закона должностными лицами, а также некоторых других сведений. Данная норма Закона о государственной тайне корреспондирует со ст. 10 Закона об информации, определяющей круг сведений, которые не могут быть отнесены к категории информации ограниченного доступа, каковой является и государственная тайна.

Следующая составляющая института государственной тайны - это правовой механизм ограничения  доступа к ней. Правительством РФ детально регламентирован порядок  допуска должностных и иных лиц к государственной тайне. При этом Законом о государственной тайне установлена возможность проведения специальных проверочных мероприятий в отношении этих лиц. Без проведения таких мероприятий к государственной тайне допускаются члены Совета Федерации РФ и депутаты Государственной думы, судьи, адвокаты по делам, связанным с государственной тайной.

Государственная тайна как информация существует исключительно в документированном  виде, то есть фиксируется на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Такими реквизитами являются: степень секретности; данные о субъекте, осуществившем засекречивание; регистрационный номер; дата или условие рассекречивания информации.

Закон регламентирует порядок оборота государственной  тайны. Ее передача осуществляется после проведения соответствующей экспертизы и оформляется специальным соглашением. Новый хранитель сведений, составляющих государственную тайну, обязан соблюдать режим ограниченного доступа и защиты. Передача сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам, также детально регламентирована Правительством РФ.

Закон о государственной  тайне определяет основания рассекречивания  сведений, составляющих государственную  тайну (ст. 13): когда дальнейшая их защита становится нецелесообразной или когда Российская Федерация берет на себя международное обязательство по открытому обмену сведениями, составляющими государственную тайну. Срок засекречивания не может превышать 30 лет, хотя в исключительных случаях он может быть продлен по заключению Межведомственной комиссии по защите государственной тайны. Не реже одного раза в 5 лет проводится оценка соответствующих сведений на предмет их соответствия критериям секретности. Решения должностных лиц по рассекречиванию государственной тайны согласовываются с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны. Законом о государственной тайне предусмотрено право граждан или юридических лиц ходатайствовать о рассекречивании государственной тайны. Соответствующее заявление должно быть рассмотрено по существу в течение трех месяцев, а результат его рассмотрения может быть оспорен в суде. Гражданам или юридическим лицам дано право оспаривать в судебном порядке и правомерность отнесения сведений к государственной тайне.

К сожалению, отдельные нормы, касающиеся государственной тайны и содержащиеся в законах, напрямую не регулирующих соответствующие правоотношения, сформулированы не всегда корректно. Так, в новой редакции Таможенного кодекса РФ, из контекста ст. 10 следует, что государственная тайна является в том числе "другой конфиденциальной информацией". Аналогичная формулировка содержится, например, в ст. 8 Закона об участии в международном информационном обмене. Между тем Закон об информации в ст. 10 разделяет документированную информацию с ограниченным доступом по условиям ее правового режима на информацию, содержащую государственную тайну, и конфиденциальную информацию. Перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188, не включает государственную тайну.  

Правоотношения  по поводу государственной тайны, регулируются отдельным обширным институтом соответствующих  правовых норм: помимо базовых Законов  термин "государственная тайна" упоминается более чем в 100 федеральных  законах и более чем в 400 подзаконных актах. Конфиденциальная же информация имеет иной правовой режим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Степени секретности сведений составляющих государственную тайну

 

      Информация, составляющая государственную тайну, имеет три грифа секретности: «секретно», «совершенно секретно» и «особой важности».      

      Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений. Количественные и качественные показатели ущерба безопасности Российской Федерации определяются в соответствии с нормативно-методическими документами, утверждаемыми руководителями органов государственной власти, которые наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и согласованными с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны.

Такие сведения можно классифицировать по нескольким группам.

1. Сведения в  военной области, касающиеся стратегических  и оперативных планов, планов строительства и функционирования вооруженных сил, сведения о технологиях и производствах в военной сфере, о местонахождении и дислокации военных объектов. Также это сведения из области экономики, науки и техники, связанные с обеспечением обороноспособности и безопасности государства.

2. Сведения в  области разведки, контрразведки  и оперативно-розыскной деятельности в стране и за ее пределами: о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно - розыскную деятельность и др.

Информация о работе Правовое регулирование государственной тайны