Правительство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 21:24, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования этой темы обусловлена тем, что Правительство РФ играет важную роль в жизни государства, решает задачи страны в целом. В настоящее время с приходом нового Правительства РФ, оно находится в стадии преобразований и изменений в сторону улучшения качества работы министерств и ведомств.
Цель исследования состоит в раскрытии темы курсовой работы, анализе различных аспектов проблемы, раскрытии системы исполнительной власти, определить роль Правительства РФ в структуре исполнительной власти, изучить механизм формирования Правительства РФ, его полномочия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Понятие исполнительного органа государственной власти 5
1.2. Содержание административно-правового статуса исполнительных органов государственной власти 15
2. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ 17
2.1. История становления и деятельность правительства РФ 17
2.2 Организация деятельности Правительства РФ 23
2.3. Полномочия Правительства Российской Федерации 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа состоит из  1 файл

правительство.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)

Таким образом, конституционный  и правовой статусы - понятия близкие, родственные, но не идентичные. Соотношение между конституционным и правовым статусом сравнимо с соотношением Конституции как Основного закона с развивающим и конкретизирующим конституционные нормы и положения законодательством: Конституция стабильна, а текущее законодательство меняется.

Как видим, имеются различные  взгляды относительно определения  органа государства. В частности, утверждается, что орган государства представляет собой основную часть механизма государства, непосредственно и от имени государства осуществляющего его задачи и функции посредством определенного вида государственной деятельности. В этих целях орган наделен государственно-властными полномочиями. При анализе и формулировании определения органа государства достаточно оригинальный подход применил Б. М. Лазарев. Некоторые высказанные им соображения являются весьма полезными и будут применены нами при характеристике и определении органа исполнительной власти. В начале своего анализа Б. М. Лазарев дает общую характеристику органов как звеньев механизма всякого социального управления, т.е. проявляет широкий философский подход к проблеме.

При таком подходе  орган может рассматриваться  как одна из разновидностей социального института, т.е. учреждения (установления), призванного выполнять конкретные, публичные функции, регулировать поведение, деятельность людей ради удовлетворения тех или иных индивидуальных, групповых или общественных потребностей. Во всех социальных группах, где имеются хотя бы зачатки организации, кто-то представляет ее интерес вовне, определяет образ поведения членов группы, принимает решения от имени организации. Б. М. Лазарев сделал следующий вывод: "Орган Советского государства - это прежде всего определенная государственная институция (установление). Орган учреждается государством, образуется в установленном им порядке... выступает по уполномочию его вовне"4.

Это несколько иной подход по сравнению с утверждением большинства  авторов, считающих, что орган государства - основная часть аппарата.

Использование термина "институция" применительно к исполнительной власти, как, впрочем, и ко всей системе государственной власти, не должно носить абсолютного и безоговорочного характера - необходимы определенные рамки, границы, пределы. Думается, что в принципе Б. М. Лазарев был прав, подчеркивая этот момент. Словом, не каждое государственное установление и институт - орган государства: орган - особая, специфическая категория из числа государственно-правовых институтов и понятий.

В государстве имеется  немало структурных частей, подразделений  государственных органов, которые условно могут быть названы государственными институциями. Но это не значит, что они безоговорочно относятся к органам государства. Например, отдел кадров, плановый отдел министерства - важные его функциональные подразделения, не являющиеся органами государства. Итак, условность формулировки "государственная институция" при определении органа государства очевидна. По нашему мнению, более четко, обоснованно определение органа государства как составной части государственного аппарата - механизма государства. При таком подходе становится ясным, что речь идет об организационно выделенной, относительно обособленной и самостоятельной части единого целого, которым является механизм государства.

Поэтому орган государства - это государственная институция с соответствующим личным составом, официально представляющая наше государство и действующая по его поручению, участвующая в осуществлении его функций, наделенная для этого властными полномочиями и несущая ответственность перед государством за свою деятельность.

Такое определение возможно, но требует существенных коррективов  и дополнений. Следует иметь в  виду, что Конституция Российской Федерации, базируясь на принципе разделения властей, серьезно видоизменила терминологию, само деление и классификацию органов государства.

В Конституции говорится  не только об органах исполнительной власти, но и о системе исполнительной власти в -Российской Федерации (ч. 2 ст. 77), что существенно меняет картину  власти и видоизменяет определение органа исполнительной власти.

Признанным является общее понятие органа государства. Среди специалистов преобладает мнение об обязательности ряда признаков, которые свойственны каждому органу государства.

С учетом ранее высказанных  соображений можно считать приемлемым следующий вариант формулировки органа государства - это составное и в то же время относительно обособленное подразделение государственного аппарата, которое участвует в осуществлении задач и функций государства и действует от его имени и по его поручению; имеет соответствующую компетенцию и структуру; наделено установленным законодательством объемом властных полномочий; применяет присущие ему формы и методы деятельности.

Исполнительная власть как одна из ветвей государственной  власти обладает рядом особенностей, что безусловно отражается на характере и определении органа исполнительной власти. Рассмотрим признаки такого органа, а затем сформулируем его определение и кратко охарактеризуем виды органов исполнительной власти, для того чтобы в дальнейшем исследовать принципы организации и деятельности последних. Приведем признаки органа исполнительной власти.

Орган исполнительной власти: 1) составная часть механизма (системы) исполнительной власти; 2) действует (функционирует) в сфере исполнительной власти, а не какой-то другой; 3) выступает по поручению и от имени Российского государства; 4) осуществляет деятельность исполнительного и распорядительного характера; 5) обладает собственной компетенцией, имеет свою структуру, применяет присущие ему формы и методы деятельности5.

Таким образом, орган исполнительной власти - составная часть механизма (системы) исполнительной власти; действует в сфере исполнительной власти; выступает по поручению и от имени государства (Российской Федерации, республики в составе Российской Федерации); осуществляет деятельность исполнительного и распорядительного характера; обладает собственной компетенцией, имеет свою структуру, применяет присущие ему формы и методы деятельности. В административно-правовой литературе имеются и иные определения органа исполнительной власти. Например, по мнению Ю. М. Козлова, это структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью проведения в жизнь (исполнения) законов в процессе руководства (регулирования) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

Это определение, конечно, применимо, хотя отличается от ранее дававшихся Ю. М. Козловым определений органа исполнительной власти.

В то же время возникают  некоторые вопросы: что более  конкретно означает термин "государственно-властный механизм"? В его состав, в принципе, могут быть включены структуры законодательной (представительной) власти, судебной власти, а также прокуратуры. Далее, процесс руководства (регулирования) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества характерен не только для органов исполнительной власти. Этот процесс охватывает также деятельность органов законодательной и судебной власти. Словом, необходимо продолжить работу над выработкой четкого и емкого определения понятия "орган исполнительной власти".

Конституция РФ содержит общую классификацию органов исполнительной власти. Это: 1) федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 2) правительства, советы министров; министерства; комитеты; службы, главные управления, департаменты, администрации, мэрии, отделы и др. (по организационно-правовым формам). В административно-правовой литературе различают органы общей компетенции (правительства, советы министров); органы отраслевой компетенции (министерства, комитеты и др.); органы межотраслевой компетенции (государственные комитеты по статистике, таможенный и др.).

Эти органы, в свою очередь, подразделяют по порядку деятельности на коллегиальные и единоначальные. К коллегиальным относятся правительства, советы министров, государственные комитеты, комитеты, к единоначальным - министерства, главные управления, департаменты.

1.2. Содержание административно-правового статуса исполнительных органов государственной власти

 

В админстративно-правовом статусе  государственных коллективных субъектов можно выделить три главных блока:

• целевой;

• структурно-организационный;

•  компетенционный (компетенцию).

Первый элемент административно-правового  статуса государственного коллективного  субъекта — его юридически закрепленные цели, задачи и функции. В общем плане его цель можно понимать как обеспечение определенной социальной потребности, а в положениях, уставах и иных правовых актах цель конкретизируется в перечне задач, выполняемых функций.

Все задачи, которые ставятся перед  структурными единицами государственного механизма, можно объединить в три группы:

1) производственные, конкретизирующие  ту цель, ради которой она создана (выпускать продукцию, учить, лечить, контролировать, регистрировать и т. д.);

2)экономико-экологические  (ресурсные), закрепляющие обязанность бережно использовать природные и другие ресурсы, обеспечить сохранность окружающей среды и используемого государственного имущества;

3) социальные, нацеливающие  на заботу о коллективе работников и его членах, их профессиональном росте, на создание благоприятных условий для службы, трудовой деятельности, организацию культурно-бытового обслуживания, улучшение материального благосостояния своих рабочих, служащих и их семей6.

Второй — организационно-структурный  — компонент правового статуса сам является довольно сложной системой. В него входит нормативное регулирование порядка образования, легализации, реорганизации, ликвидации субъектов, их подчиненности и передачи из ведения одних организаций в подчинение других, установления и изменения их организационных структур, права на организационное самоопределение, процедур деятельности и права на официальные символы. Речь прежде всего идет о праве на изменение своей структуры, на объединение с другими организациями.

Компетенция является третьей и  основной частью правового статуса государственных коллективных субъектов права и состоит из совокупности властных полномочий относительно определенных предметов ведения. Ее первый элемент включает обязанности и права, связанные с осуществлением власти, участием во властных отношениях, в том числе и право издавать определенные акты. Второй элемент компетенции — подведомственность, правовое закрепление круга объектов, предметов, дел, на которые распространяются властные полномочия.

Компетенцию можно рассматривать в функциональном разрезе (в области планирования, контроля и т. д.), применительно к определенным субъектам (иным государственным, муниципальным органам, предприятиям и учреждениям, общественным объединениям, гражданам). А компетенцию органов общей компетенции необходимо рассматривать еще в отраслевом разрезе, в сфере обороны, образования, здравоохранения, транспорта и т. д.

 

2. ПРАВИТЕЛЬСТВО  РОССИИ

2.1. История становления и деятельность  правительства РФ

 

 

В 1704 г. Петр I образовал Кабинет его императорского величества. После его смерти Екатерина I переименовала его в Кабинет ее императорского величества. В последующие годы этот орган назывался и Кабинетом Министров, и Комитетом Министров, но не менялась его суть — он был совещательной коллегией при императоре.

И только через 200 лет, в 1906 г., Николай II преобразовал эту коллегию в первое российское правительство — Совет Министров, самостоятельный орган государственной власти.

Каковы признаки правительства?

1. Его создание, компетенция  предусмотрены конституцией страны и (или) специальным законом.

2. Оно возглавляет систему  государственной администрации. 3 Оно является органом общей компетенции.

4. Оно вправе действовать,  издавать акты от своего имени.

5. Это орган коллегиальный.

6. Работой правительства  руководит глава государства  (монарх, президент) или парламент7.

Правовое положение российского  Правительства сейчас регулируется Конституцией, принятым в 1997 г. Федеральным  конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», другими законами, а также указами Президента России.

В соответствии с Конституцией Правительство  — коллегиальный, центральный, федеральный орган исполнительной власти общей компетенции, подчиненный Президенту. Оно состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Председатель назначается Президентом с согласия Государственной Думы, которая должна в течение недели рассмотреть предложение о кандидатуре.

По представлению председателя Правительства Президент назначает других членов Правительства. А министров обороны, внутренних дел, иностранных дел Президент назначает, не согласовывая их кандидатуры с Государственной Думой.

Конституция не устанавливает численный  состав Правительства. Фактически это  делает Президент, который решает вопросы о количестве заместителей председателя, создании и ликвидации федеральных министерств.

Информация о работе Правительство РФ