Правительство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 21:24, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования этой темы обусловлена тем, что Правительство РФ играет важную роль в жизни государства, решает задачи страны в целом. В настоящее время с приходом нового Правительства РФ, оно находится в стадии преобразований и изменений в сторону улучшения качества работы министерств и ведомств.
Цель исследования состоит в раскрытии темы курсовой работы, анализе различных аспектов проблемы, раскрытии системы исполнительной власти, определить роль Правительства РФ в структуре исполнительной власти, изучить механизм формирования Правительства РФ, его полномочия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Понятие исполнительного органа государственной власти 5
1.2. Содержание административно-правового статуса исполнительных органов государственной власти 15
2. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ 17
2.1. История становления и деятельность правительства РФ 17
2.2 Организация деятельности Правительства РФ 23
2.3. Полномочия Правительства Российской Федерации 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа состоит из  1 файл

правительство.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность исследования этой темы обусловлена тем, что Правительство РФ играет важную роль в жизни государства, решает задачи страны в целом. В настоящее время с приходом нового Правительства РФ, оно находится в стадии преобразований и изменений в сторону улучшения качества работы министерств и ведомств.

Цель исследования состоит в раскрытии темы курсовой работы, анализе различных аспектов проблемы, раскрытии системы исполнительной власти, определить роль Правительства РФ в структуре исполнительной власти, изучить механизм формирования Правительства РФ, его полномочия.

Объектом исследования в данной курсовой работе является Правительство Российской Федерации, как высший орган исполнительной власти. Предмет – это деятельность Правительства и его полномочия.

В ходе написания  работы были поставлены следующие задачи:

1. Определить  понятие исполнительной власти  и правительства;

2. Проанализировать систему органов исполнительной власти РФ;

4. Рассмотреть  сущность организации деятельности  Правительства РФ;

3. Исследовать  полномочия Правительства Российской  Федерации.

Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.

Правительство РФ является главным звеном в системе исполнительной власти.

Исполнительная власть является одной из самостоятельных и независимых властей и представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования, полномочия внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и законодательные полномочия, и систему государственных органов, которые осуществляют вышеперечисленные полномочия. Проблема определения содержания исполнительной власти приобрела особую остроту в связи с формированием звеньев исполнительной власти и их практической деятельностью.

В административном праве  различают социально-политические и организационные принципы государственного управления. Такой подход возможен и в известной мере обоснован, он является особенно распространенным в учебной литературе по административному праву. Вполне естественно, что допустимы и другие подходы к анализу принципов организации и деятельности органов исполнительной власти.

Однозначного  понимания системы исполнительной власти в практике и в законодательстве Российской Федерации пока не сложилось, однако важные изменения во взглядах на эту ветвь власти произошли после принятия Конституции РФ 1993 года. Она внесла существенные изменения в легитимную основу исполнительной власти России по сравнению с Конституцией РСФСР 1978 г. Конституция РФ определила исполнительную власть как самостоятельную ветвь государственной власти, ввела понятие единой системы исполнительной власти, существенно изменила порядок формирования Правительства, изменила подход к определению полномочий Правительства, четко сформировала понятие и состав Правительства, и предусмотрела порядок формирования системы федеральных органов исполнительной власти.

 

1. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ  ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Понятие исполнительного органа  государственной власти

 

 

Государственные органы —  особый вид организаций людей. Они обладают такими общими признаками:

• являются организованными коллективами;

• являются автономными  частями государственного аппарата;

• осуществляют государственные  функции, реализуют публичный интерес;

• действуют от имени  государства и в то же время  от своего имени;

• обладают собственной  компетенцией;

• несут ответственность перед государством за свою деятельность;

• учреждаются государством;

• их положение, структура  и деятельность регламентированы правом.

Каждый государственный  орган имеет закрепленную правом структуру. Он может состоять из структурных подразделений, должностей, а иногда — не иметь ни того, ни другого.

Многие ученые при характеристике органа упор делают на то, что он является частью государственного аппарата. А некоторые считают необходимым подчеркнуть, что это прежде всего группа людей, коллектив.

Конечно, орган представляет собой организованную группу лиц, но она является частью целого, которое  определяет само существование, содержание и формы функционирования части, ее место в аппарате, ее структуру. Если в первом случае на орган смотрят «сверху», то во втором — «снизу», то есть оба подхода страдают односторонностью. Поэтому в определении лучше всего назвать оба признака: государственный орган — это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенную собственной компетенцией, выполняющую публичные функции, структура и деятельность которой регламентированы правом. Исключение составляют президенты, губернаторы. Есть мнение, что они представляют особый вид органов — должностных лиц. Представляется, что должностные лица возглавляют единоначальные органы (президентуры, например). Исполнительные органы государственной власти:

• осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, властные полномочия в отношении других организаций, граждан;

• наделены оперативной самостоятельностью;

• как правило, имеют  постоянные штаты;

• образуются вышестоящими органами;

• подотчетны и подконтрольны вышестоящим  органам исполнительной власти;

• их образование, структура, порядок деятельности в основном регламентируется нормами административного права. Существуют три вида администрации: государственная, муниципальная, частная. Поэтому существуют три вида исполнительных органов: государственные, муниципальные, частные. Необходимо подчеркнуть, что эти признаки взаимосвязаны, исполнительным органам государственной власти свойственна именно совокупность всех перечисленных особенностей, их строгое сочетание. Орган — коллектив граждан, состоящий из государственных служащих и иных работников. Поэтому между ними распределены функции, полномочия. Каждый орган имеет организационную структуру. Как правило, в ней можно выделить три блока:

• производственный;

• обеспечивающий (бухгалтерия, отдел  кадров и др.);

• руководящий (руководитель, заместители  руководителя)1.

У органа может быть довольно большой по численности обслуживающий аппарат. Но он существует для того, чтобы орган мог своевременно и качественно выполнять свои функции. Аппарат работает на орган, обслуживает его, создает ему условия для нормального функционирования. А на предприятии мы видим иную картину: производственные подразделения создают необходимые для общества материальные блага, администрация предприятия создает условия для их нормального функционирования. Предприятие (учреждение) в целом не выполняет административных функций, ими занята специально организованная группа людей — администрация. Ее нужно рассматривать как субъект управления, как орган предприятия (учреждения), который изнутри руководит им, но не как орган государства. Кстати, всегда нужно различать два вида управления: осуществляемое вышестоящими органами и внутреннее, осуществляемое администрацией органа, предприятия, учреждения, то есть его самоуправление.

Проблеме понятия и  определения органа государства (государственного органа) и, в частности, органа исполнительной власти (государственного управления) посвящено много трудов специалистов разных отраслей права. Причем интерес к ней, как и вообще к теории органов государства, с учетом характера Советского государства, господства административно-командной системы, главными рычагами которых были партийный аппарат и государственные органы, постоянно возрастал.

Значительный импульс  к разработке этой проблемы дала Конституция  Российской Федерации 1993 г.: на ее основе проводятся новые теоретические и прикладные изыскания. •

Конституция РФ внесла новый  и существенный вклад в теорию органов государства, и в частности  в определение и классификацию  этих органов. Во-первых, Конституция  установила: народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Закрепляя принцип разделения властей, Конституция провозгласила  в соответствии с указанным принципом  деление государственных органов  на органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Кроме того, Конституция гарантировала местное самоуправление и статус органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 3; ст. 12, 131-133).

Конституция РФ ввела  в понятие "органы государственной  власти" не только органы законодательной  власти, как в предыдущих конституциях, но и органы исполнительной и судебной власти, исключив из формулы "система органов государственной власти" только органы местного самоуправления. Такие изменения оказывают существенное влияние на характер и понятие самого органа государства, на его теоретическое осмысление.

Тем не менее, не все критерии, основания, признаки, которые считались  бы общепризнанными при характеристике и определении органа государства, еще выработаны. В некоторых случаях вообще не даются определения органа исполнительной власти, а лишь утверждается, что этот орган всегда орган государственного управления, в то время как не всякий орган государственного управления (в широком смысле) - это орган исполнительной власти.

Имеется еще такое  определение: "Орган исполнительной власти представляет собой такую организацию, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет компетенцию, структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом, пользуется определенным методом в работе, наделена правом выступать по поручению государства и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственным, социально-культурным строительством, заниматься межотраслевым управлением"2.

В этом определении названы  лишь некоторые из элементов, которые  могут быть отнесены к общей характеристике органа государства или органа исполнительной власти. Чтобы сформулировать более или менее адекватную дефиницию органа исполнительной власти, вначале рассмотрим, каким образом эту проблему исследовали Ю. М. Козлов, Б. М. Лазарев, П. Т. Василенков, Б. И. Габричидзе и др.

В свое время было высказано  мнение, что конституционный статус (а именно он в первую очередь регулирует государственные институты, в том числе органы государства) становится все более содержательным и динамичным. Он включает: 1) политическую и государственно-правовую характеристику основных органов государства; 2) определение места различных видов органов в общегосударственной системе, дифференциацию системы, подсистем и видов органов, а также их соотношение друг с другом; 3) основы взаимоотношений органов между собой; 4) закрепление важнейших принципов их организации и деятельности; 5) установление основ компетенции; 6) виды правовых актов органов и их место в системе3.

Конституционные основы системы органов государственного управления охватывают все те нормы Конституции, которые закрепляют: а) систему органов государственного управления; б) порядок их образования; в) их правовой статус, подотчетность и взаимоотношения с представительными органами; г) компетенцию этих органов; д) правовую основу их деятельности, наименование издаваемых ими правовых актов и порядок отмены последних. В целом вывод правильный. Однако он требует уточнений. Во-первых, правовой статус охватывается конституционными нормами частично. Существуют такие нормы текущего законодательства, которые в совокупности образуют правовой статус органа. Во-вторых, дело не только в наименовании правовых актов - первостепенное значение имеет установление видов правовых актов и их места в правовой системе. Наконец, Конституция определяет взаимоотношения органов государственного управления не только с представительными органами, но и с другими, например с органами прокуратуры.

Проанализируем подробнее  соотношение конституционного и  правового статусов органов государства. Итак, конституционным статусом охватываются многие важнейшие, основополагающие элементы органа, но далеко не все.

Выявление правового  статуса органа предполагает ответы на следующие вопросы: а) чьим органом является данный орган; б) к какому виду он  относится по основному содержанию своей деятельности:  орган государственной власти, орган государственного управления, суд, прокуратура, орган народного контроля, арбитраж; в) кто его учреждает, образует, формирует личный состав; г) кому он подчинен, подотчетен, подконтролен, поднадзорен и перед кем ответствен, кто может отменять, приостанавливать, изменять и опротестовывать его акты; д) какова компетенция органа; е) кто ему подчинен, подотчетен, подконтролен, чьи акты он может отменять, приостанавливать, изменять, опротестовывать и т.д.; ж) какова юридическая сила актов данного органа, каковы официальные наименования этих актов; з) какими государственными символами он может пользоваться и т.д.; и) каковы источники его финансирования; к) обладает ли он правами юридического лица. Иногда к числу элементов правового статуса органа относят также его внутреннюю структуру, основные формы деятельности, виды издаваемых им правовых актов. Такое расширение элементов правового статуса государственного органа в целом оправданно.

Информация о работе Правительство РФ