Компетенция правительства РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 01:42, курсовая работа

Описание

В современном облике Правительства более последовательно выражены прерогативы федеральной исполнительной власти с учетом принципа разделения властей, ответственность Правительства за проведение социально–экономических преобразований в стране, осуществление единой государственной политики в отраслях и сферах народного хозяйства. Одной из основных функций Правительства является функция исполнения федеральный законов, систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений.

Содержание

введение
1 история исполнительной власти
2 основы конститутационого правового статуса правительства РФ
Гл.2 структура правительства
1 состав прав РФ
2 Порядок формирования правит РФ
3 срок полномочий и отставка
Глава 3 компетенция правительства РФ
1 понятие компетенции правительства
2 функции правительства
3 констит ответственность правительтва РФ
Заключение

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 55.16 Кб (Скачать документ)

Содержание

введение

1 история исполнительной  власти

2 основы конститутационого правового статуса правительства РФ

Гл.2 структура правительства

1 состав прав РФ

2 Порядок формирования  правит РФ

3 срок полномочий  и отставка

 Глава 3 компетенция  правительства РФ

1 понятие компетенции  правительства

2 функции правительства

3 констит ответственность правительтва РФ

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     В данной курсовой работе рассмотрена  тема “Правительство РФ”. Моя работа преследует цель рассмотреть институт правительства в Российской Федерации. В соответствии со ст.11 (Конституции 1993г.), Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным собранием и судами Российской Федерации. А согласно ст.110 Конституции, федеральное Правительство осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Из содержания этих положений ясно, что Правительство — высший орган исполнительной власти.

     Принятая  Конституция весьма существенно  изменила статус Правительства, повысив его, а также закрепила его самостоятельность. Так в соответствии со ст.10 Конституции, Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Прежняя Конституция возлагала непосредственное руководство исполнительной власти на Президента, а также предусматривала подотчетность Правительства федеральным представительным и законодательным органам (Съезду народных депутатов и Верховному Совету) и Президенту.

     В современном облике Правительства  более последовательно выражены прерогативы федеральной исполнительной власти с учетом принципа разделения властей, ответственность Правительства за проведение социально–экономических преобразований в стране, осуществление единой государственной политики в отраслях и сферах народного хозяйства. Одной из основных функций Правительства является функция исполнения федеральный законов, систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений. Данная задача пронизывает деятельность Правительства, предопределяет содержание и характер его полномочий, под законность его решений, т.е. принятие их на основе и во исполнения Конституции, федеральных законов и указов Президента.

     С принятием новой Конституции, Правительство  вышло из своеобразного двойного подчинения. Однако в настоящее время многие полномочия Президента непосредственно касаются деятельности Правительства и органов исполнительной власти. За Президентом сохранились мощные рычаги воздействия на Правительство путем персональных назначений членов Правительства и принятия необходимых решений, в том числе в сфере исполнительной власти. Кроме того, Конституция закрепила ряд функций непосредственного государственного управления одновременно за Президентом и Правительством. На практике это привело к появлению множества правовых коллизий и управленческих тупиков, требующих законодательного разрешения, а это дело будущего. 

Глава 1. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ  ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ВЛАСТИ

    1. .История исполнительной власти.
 

      В отличие от европейских государств, где власть развивалась в направлении  парламентаризма и демократии, Российская империя на протяжении ХУIII-ХIХвв. оставалась оплотом абсолютизма, власть царя не ограничивалась никакими выборными органами. Царю вменялось в обязанность неукоснительно соблюдать закон о престолонаследии и исповедовать православную веру. В управлении страной царь опирался на строго иерархизированный, бюрократический аппарат, министров и советников, назначенных им самим. Государственный совет был законосовещательным органом, а члены его, чиновники высшего ранга, на значились пожизненно” Мнения, высказываемые членами совета при рассмотрении законов, никоим образом не ограничивали свободы решений государя. 

      По  мере развития общества власть всё  более нуждалась в исполнительных органах, деятельных и наиболее приспособленных  к проведению в жизнь её предначертаний. На рубеже ХУIII и ХIХвв. в России появляется министерская система как форма организации высших органов государственного управления, основанная на принципе единоначалия. Номинально должность министра появилась при Павле 1 (в 1797; министр уделов, в 1800 г. министр коммерции). В 1802 г. был принят манифест “0б учреждении министерств"1.

    Существовавшие  ранее коллегии первоначально не были ликвидированы - они были включены в министерства сохранив организационную самостоятельность. С середины 1803 г. коллегии постепенно реорганизованы в департаменты и другие подразделения министерств.  

      Высшим  административным органом был Комитет  министерств, учрежденный в 1802 г. Он состоял из министров, главноуправляющих, государственного казначея, с 1810 г. включал председателей департаментов Государственного совета, с 1812 г. - отдельных лиц по назначению императора. На должность председателя Комитета министров царь назначал наиболее опытных чиновников, занимавших министерские и другие высшие посты. Комитет министров функционировал в составе общего собрания, дела решались по большинству голосов. Председательствовал один из членов комитета по очереди старшинства в чине - каждый в четырёх заседаниях. Журналы заседаний составлял кто-либо из товарищей министра. Общее решение и отдельные мнения записывались в журнал, который по утверждении его, представлялся государю. В 20-х годах ХIХв. значение Кабинета министров в делах государственного управления снижается в связи с усилением роли Собственной Его Величества канцелярии, которая, по существу, стала органом, возглавившим всю систему центральных и отраслевых органов государственного управления. 

    В первой половине XIX в. Россия оставалась абсолютной монархией, для которой было характерно: разделение власти на уровни, которые обеспечивали решение одних и тех же задач управления, дублирование ответственности правительственных чиновников, крайне высокая степень централизации, бюрократизации и милитаризации аппарата управления. "Личный характер политической власти" оставался очень сильным. Министерства проводили самодержавную политику, контролируя все стороны жизни российского общества: политическую, социальную, экономическую. Вся политическая система была сориентирована в одном направлении - сверху вниз. Никакая инициатива, исходящая снизу, была нежелательной и даже наказуемой. Всё, от законов до распоряжений, подробно регламентировалось изначально на высшем уровне, и обязанностью нижестоящих уровней власти считалось только исполнять поставленные задачи. 

      Сеть  министерств в течение свыше 100 лет их деятельности была сравнительно стабильной. Довольно частыми были реорганизации департаментов и передачи их из одного министерства в другое. Реорганизация старых и образование новых министерств, как правило, были починены задачам усиления борьбы с революционным движением, бюрократическими соображениями, а так же необходимости создать новую должность для члена Чарской фамилии или чиновного фаворита. 

      В октябре 1905 г. под влиянием революции  царизм декларировал ответственность  министерств перед государственной  Думой. Но фактически министерства оставались в полном подчинении императору. Несмотря на происшедшие изменения правительство ещё не приобрело характера “буржуазного ка6инета". Министры были ответственны только перед царём и им же назначались. Дума имела возможность влиять на исполнительную власть, а иногда и оказывать сильное давление на правительство путём внесения запросов и особенно голосованием по всем бюджетным вопросам. Бюджетные права думы относительно всех ассигнований ставили правительство как бы в подотчётное положение по отношению к ней. Исключение составляло Министерство двора, расходы которого определялись и контролировались лично государем. 

      Конституция 1906 г. предоставила весьма ограниченные представительные права вместе с  декларированным избирательным  законом. В 1917 г. Временное правительство  подготовило систему почти всеобщего  представительства через выборы в Учредительное собрание, но как  оказалось, то был конец, нежели начало, представительного правления в  России2. 

      В отличие от предыдущих это временное  правительство рабочих, солдат и  крестьян получило название "Совета народных Комиссаров". Министерства должны были эамениться "комиссарствами". С разгоном Учредительного собрания был перечёркнут вариант демократической республики с широкой социальной опорой, многопартийностью. 

      По  мере развёртывания гражданской  войны всё более усиливалась  тенденция подмены государственных  органов партийными. Органы исполни  тельной власти всё больше подменяли  собой власть законодательную . Монополия РКП/б/ на власть, сращивание партийных и государственных органов привели к отождествлению диктатуры пролетариата и партийной диктатуры. В новом государстве в трансформированном виде возрождались некоторые традиции дореволюционной российской государственности с её централизацией, персонификацией высшей власти, обширными и слабо регламентированными функциями госаппарата, почти неподконтрольного трудящимися. Народные массы, как и прежде, оставались бесправными, отрешёнными от реального участия в управлении. 

      Правительство страны меняло своё название (Совет  Министров, Кабинет Министров), изменялась его подотчётность (раньше он был  подотчётен Совету СССР, в 1991 г. - президенту). 

      В 1992-1993, российская государственность  в своем высшем эшелоне была представлена тремя ветвями власти: законодательной (Съезд народных депутатов России и избираемый им Верховный Совет), исполнительной (Президент и назначаемое  им правительство, председатель правительства  утверждался Съездом народных депутатов  по представлению Президента) и судебной с венчающим её Конституционным  судом. 

      По  Конституции 1993 г. Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления Статьи Конституции  позволяют говорить о том, что это- полупрезидентская полупарламентарная республика с доминирующим положением института президентства. Конституция устанавливает институт двойной ответственности правительства - перед Государственной Думой и перед Президентом3. 

      Председатель  Правительства Российской Федерации  в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и  указами Президента Российской Федерации  определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации  и организует его работу. 

      Правительство России как высший исполнительный орган государства на протяжении ХIХ-ХХ столетий проделало значительную эволюцию. Машина исполнительной власти работала во исполнение задач по управлению происходившими в России государственными и общественными процессами. На различных исторических этапах роль правительства не была одинаковой менялось его название, разным был количественный состав, совершенствовались со временем административные навыки. В то же время отчётливо прослеживаются устойчивые традиции историческая преемственность в развитии этого института власти, без учёта которых, как представляется, строительство новой Российской государственности не может быть вполне успешным. 

    1. Основы  конституционно -  правового статуса  Правительства РФ.
 

      Согласно  принципу разделения властей, на основе которого строится государственная  власть в Российской Федерации, основное назначение исполнительной власти состоит  в осуществлении управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение правовых актов, принятых представительными органами. 

      Исполнительную  власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации4.Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в России, которую образуют: федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ведения Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. 

      Правительство РФ организует исполнение Конституции  РФ, федеральных законов, указов Президента, международных договоров, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства России. 

      Правовой  основой деятельности Правительства  РФ является гл. 6 Конституции Российской Федерации, Федеральный конституционный  закон от 17 декабря 1997 г. (в редакции от 31 декабря 1997 г.) «О Правительстве  Российской Федерации»5,    федеральные законы, указы Президента. Конституционно – правовой статус  Правительства РФ складывается из совокупности конституционных норм, закрепляющих его положение в системе органов государственной власти. Конституционно-правовой статус Правительства РФ включает в себя следующие элементы: 

    1) правовые  нормы, регулирующие порядок формирования, срок полномочий, отставку Правительства  РФ; 

    2) правовые  нормы, устанавливающие компетенцию  Правительства РФ; 

    3) правовые  нормы, регулирующие порядок деятельности  Правительства РФ. 

      Конституционный статус Правительства РФ, возглавляющего единую систему исполнительной власти, обусловливает необходимость рассмотрения его связей с Президентом как  главой государства, с Федеральным  Собранием как представительным органом, осуществляющим законодательную  власть, с органами судебной власти, органами исполнительной власти субъектов  Федерации. 

Информация о работе Компетенция правительства РФ