Понятие, признаки и принципы административного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 01:10, контрольная работа

Описание

Актуальность исследования вопросов административного процесса обусловлена необходимостью: 1) проведения современных научно-теоретических исследований в области административного процесса; 2) скорейшей административной процессуализации для создания системы административно-процессуального законодательства, нацеленной на реализацию конституционного положения о разделении властей, на защиту прав и свобод граждан, а также на создание правового государства; 3) улучшения организации и функционирования органов исполнительной власти, исключая недопустимый в ряде случаев произвол и субъективизм в силу отсутствия процессуальной регламентации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

I. Понятие и признаки административного процесса 4

II. Принципы административного процесса 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14

Работа состоит из  1 файл

контрольная по Административному праву.doc

— 93.50 Кб (Скачать документ)

     РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ  ПРЕЗИДЕНТЕ РФ

     УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

     Филиал  в г. Оренбурге
 
 
 

     Оценка____________________

                                               Подпись     
     преподавателя______________
 

«_____»  ____________2010г.

 
 
 
 

Понятие, признаки и принципы административного процесса

Контрольная работа

по дисциплине «Административное право» 
 

Работу  выполнил:

студент гр.  323

специальности 080504.65

«Государственное и муниципальное управление»

Ф.И.О. Кечина Т.В. 

Работу  проверил:

Ст. преподаватель

Люлина В.А. 
 
 

Оренбург  – 2010г. 
 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ          3

I. Понятие и признаки административного процесса  4

II. Принципы административного процесса    7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ         13

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ       14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Целью данной работы является выяснение понятия  и сущности административного процесса, а также выявление основных принципов административного процесса.

     Прежде  чем рассматривать эти вопросы, необходимо сделать некоторые терминологические пояснения.

     Процесс - совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определённого результата; порядок осуществления какой-либо деятельности. В таком понимании говорят, например, о законодательном, бюджетном, землеустроительном процессе и т. п.

     Поскольку исполнительная власть реализуется  в различного рода действиях, совокупно характеризуемых как государственно-управленческая деятельность, имеется необходимость, чтобы её также рассмотреть с процессуальных позиций. Это означает, что данный вид государственной деятельности имеет процессуальную форму. 

     Во многих законах и нормативно-правовых актах не предусмотрен или недостаточно четко прописан порядок и механизм их реализации. Одной из причин такого ненормального положения является то обстоятельство, что в целях проведения правовой реформы в России и упорядочения административно-правового регулирования не уделяется должного внимания расширению его процессуальной формы и серьезному подходу к выработке концепции административно-процессуального законодательства.

     Актуальность  исследования вопросов административного  процесса обусловлена необходимостью: 1) проведения современных научно-теоретических  исследований в области административного  процесса; 2) скорейшей административной процессуализации для создания системы административно-процессуального законодательства, нацеленной на реализацию конституционного положения о разделении властей, на защиту прав и свобод граждан, а также на создание правового государства; 3) улучшения организации и функционирования органов исполнительной власти, исключая недопустимый в ряде случаев произвол и субъективизм в силу отсутствия процессуальной регламентации. 

       I. Понятие административного процесса. 

     Административный  процесс – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов и должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них задач и функций.

     Анализируя  правовые основания административного  процесса, следует заметить, что  основным нормативным актом законодательного характера является Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (КоАП), принятый в 1984 г. и по содержанию уже не вполне отвечающий требованиям современного периода, хотя многие его нормы продолжают действовать.

     КоАП - не единственный правовой акт, регламентирующий отношения в области административно-процессуальной деятельности. По ряду вопросов подобного характера принимались законы Российской Федерации, постановления федерального Правительства.

     Так же действуют Таможенный кодекс Российской Федерации, содержащий правовые нормы, регламентирующие производство по делам о нарушении таможенных правил с учетом их специфики, подчас более детально, чем КоАП; Федеральный закон "Об исполнительном производстве", посвященный механизму исполнения судебных актов и актов других органов; Земельный кодекс, принятый Государственной Думой и регулирующий земельный процесс, и т.п.

     На  основании изложенного можно  выделить следующие специфические признаки административного процесса.

     1. Административный процесс - вид юридического процесса, обладающий всеми признаками, присущими последнему (властный характер деятельности; ее регламентация процессуальными нормами; деятельность целевая, сознательная, направленная на достижение определенных юридических результатов и оформленная в документах).

     2. Административный процесс представляет  собой часть управленческой (исполнительно-распорядительной) деятельности, подлежащей правовой  регламентации. Общность между  управленческой деятельностью и  административным процессом выражается  в единой сущности, которая реализуется одними и теми же государственными органами системы исполнительной власти. В силу того что административный процесс - нормативно урегулированное звено управленческой деятельности, не может быть включена в это понятие организационно-техническая часть деятельности исполнительных органов. Бтолее правильно выделять три вида процесса, включающих в себя три правовых вида деятельности - административно-нормотворческий (издание нормативных актов исполнительной власти), административно-правоприменительный (применение материальных норм позитивного характера), административно-юрисдикционный (правоохранительная деятельность субъектов)

     3. Административный процесс - это  также нормативно установленная  форма упорядочения правовых  документов (актов органов исполнительной власти), где раскрываются все особенности органов исполнительной власти: их многообразие и многочисленность; реализация, помимо федеральных законов, законов субъектов Федерации, актов исполнительной власти. Из вышеизложенного следует, что понятие управленческой (исполнительно-распорядительной) деятельности значительно шире понятия административного процесса и включает в себя наряду с правовыми и неправовые (организационные, материально-технические) отношения. Многие правовые управленческие отношения не подвергаются процессуальному регулированию (а лишь часть правотворческих, правонаделительных, юрисдикционных отношений).

     4. Административный процесс теснейшим  образом связан с материальным  административным правом и является  порядком реализации этих норм.       Административный процесс - такая нормативно урегулированная деятельность (или порядок деятельности), в ходе осуществления которой возникают отношения, регулируемые нормами административно-процессуального права и получающие характер административно-процессуальных правоотношений. Но соотношение материальных и процессуальных правоотношений не следует рассматривать как воздействие формы и содержания. Право и процессы имеют свою форму. Административный процесс без административного права беспредметен. Административное право без административного процесса бессильно.

     5. Безусловно, административный процесс  отличается от процесса административного  права, ибо первый подразумевает  процесс рассмотрения индивидуальных  дел не только административно-правового характера, но и других отраслей права. Административный процесс обслуживает нормы финансового, земельного и других отраслей права.

     6. В отличие от других видов  процессов (уголовного, гражданского) административный процесс имеет  сложную структуру производств, отличающихся друг от друга характером дел и расположенных параллельно, регламентируемых многочисленными административно-процессуальными нормами.

     Разнообразие  производств в административном процессе дает возможность для классификации их по иным основаниям. В частности, по стадиям административные производства разделяются на:

     1) административное расследование  (проверка жалобы, анализ правового  акта и т.п., в процессе которых  идет сбор и анализ информации); 2) принятие акта (решения, постановления и др.); 3) стадия исполнения; 4) производство по жалобам (факультативная). Особое место в правовой регламентации последних лет уделено исполнительному производству.

     В зависимости от органов, устанавливающих  производства, последние можно разделить на производства, основанные на законе, и производства, основанные на подзаконных актах.

     Административные  производства можно также классифицировать по объектам воздействия: 1) только для  индивидуальных субъектов, в частности  кадровое (служебное) производство; 2) для коллективных субъектов, к примеру приватизационное производство.

     7. Административный процесс обслуживает  нормы других отраслей права,  за исключением конституционного  и уголовного  

     II. Принципы административного  процесса.  

     Принципы - это основные руководящие положения, теоретические идеи, отражаемые и закрепляемые правом.

     Принципы  административного процесса - это  такая исходная установка, посредством  которой определяются особенности, специфика, назначение административно-процессуальной деятельности, которая должна найти закрепление в нормах права, ибо только в этом случае принцип приобретает правовой характер.

     Анализ  действующего законодательства, а именно: Конституции Российской Федерации, законодательства о судебной системе РФ позволяет выделить следующий состав принципов административного процесса:

     Принцип осуществления правосудия только судом. Данный принцип имеет конституционное закрепление и провозглашается в ч. 1 ст. 118 Конституции Российской Федерации, в которой записано: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом».

     Содержание  этого принципа легко раскрывается на примере уголовного. В административном процессе этот принцип проявляется в том, что суды в системе органов, осуществляющих защиту права (третейские суды, нотариат, комиссии по трудовым спорам (КТС) и т.д.), занимают особое место. Приоритет судебной формы защиты права выражается в том, что: а) когда спор о праве рассматривается несколькими органами, в число которых входит суд, окончательное решение принимается судом, например, по трудовым спорам после КТС решение по заявлению заинтересованного лица принимает суд; б) на суд возложена обязанность проверки законности в определенных пределах решений третейских судов в случае обращения за выдачей исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда; в) и, наконец, решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (п. 2 ст. 11 ГК РФ). Правосудие – специальный вид государственной деятельности и осуществляется только судьями, наделенными полномочиями в установленном порядке, и в строго процессуальной форме, установленной процессуальным законом.

     Принцип независимости судей. Этот принцип провозглашен в Конституции РФ и означает, что при осуществлении правосудия судьи независимы, подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ч. 1 ст. 120 Конституции). Независимость судей – важнейший принцип правосудия.

     Судьи рассматривают и разрешают административные дела в условиях, исключающих постороннее на них воздействие. Любое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность.

     Независимость судей обеспечивается целым рядом  конституционных гарантий (ст. 120—124 Конституции РФ), конкретизированных в нормах законодательства о судебной системе Российской Федерации.

     Вопросы, возникающие при рассмотрении дел  судом в коллегиальном составе, разрешаются судьями большинством голосов. Никто из судей не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий в заседании голосует последним. Судья, не согласный с решением большинства, обязан подписать это решение и вправе изложить в письменном виде свое особое мнение.

     Принцип равенства граждан  и организаций  перед законом  и судом. Равенство граждан перед законом и судом не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Информация о работе Понятие, признаки и принципы административного процесса