Принципы административного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:35, контрольная работа

Описание

Принципы права – это общеобязательные исходные нормативно – юридические положения, отличающиеся универсальностью, общей значимостью, высшей императивностью, определяющие содержание правового регулирования и выступающие критерием правомерности поведения и деятельности участников регулируемых правом отношений.1
Несмотря на внутреннее видовое разнообразие, административный процесс как урегулированная правом последовательная деятельность по разбирательству индивидуального административного дела характеризуется едиными принципами. Принципы административного процесса в отличие от принципов, скажем, процесса уголовного не отражены в обобщенном виде в действующем административном законодательстве, их можно выделить только в теории административного права и процесса.

Содержание

1.Понятие принципов права и принципов административного процесса - стр.3

2.Система и классификация принципов административного процесса – стр.5

3.Краткая характеристика принципов административно-процессуального права – стр.9

4. Практическое задание № 2 – стр.14

5. Практическое задание № 3 – стр.17

6. Практическое задание № 4 – стр.25

7. Список используемой литературы – стр.28

Работа состоит из  1 файл

Админ проц - к.р. готово.doc

— 140.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План  работы.

 

1.Понятие принципов  права и принципов административного процесса - стр.3

 

2.Система и  классификация принципов административного процесса – стр.5

 

3.Краткая характеристика  принципов административно-процессуального права – стр.9

 

4. Практическое  задание № 2 – стр.14

 

5. Практическое  задание № 3 – стр.17

 

6. Практическое  задание № 4 – стр.25

 

7. Список используемой  литературы – стр.28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 1

1. Понятие принципов права и принципов административного процесса.

        

Принципы  права – это общеобязательные исходные нормативно – юридические положения, отличающиеся универсальностью, общей значимостью, высшей императивностью, определяющие содержание правового регулирования и выступающие критерием правомерности поведения и деятельности участников регулируемых правом отношений.1

Несмотря на внутреннее видовое разнообразие, административный процесс как урегулированная  правом последовательная деятельность по разбирательству индивидуального  административного дела характеризуется едиными принципами. Принципы административного процесса в отличие от принципов, скажем, процесса уголовного не отражены в обобщенном виде в действующем административном законодательстве, их можно выделить только в теории административного права и процесса.

Отталкиваясь от общего понятия принципов права, я хочу рассмотреть понятия принципов административного процесса, по мнению ряда следующих авторов:

Принципы административного  процесса — это основополагающие идеи, общие начала, лежащие в основе административного процесса и раскрывающие его сущность.2

По мнению Алёхина  А.П., Кармолицкого А.А. и Козлова  Ю.М., административно-процессуальная деятельность базируется на определенных принципах, которые, во-первых, характерны для государственно-управленческой деятельности в целом, во-вторых, близки по своему характеру к принципам правосудия и, в-третьих, отражают специфику административной юрисдикции.3

С точки зрения Килясханова  И.Ш., административный процесс базируется на принципах государственного управления, закрепленных в Конституции РФ. Однако, как специфическая деятельность органов государственной власти, связанная с юридическим разрешением индивидуально – конкретных дел в сфере государственного управления, административный процесс в целом и все составляющие его производства базируются на основе принципов, определяющих основы именно процессуальной деятельности.4

Также считает  коллектив авторов Волкова В.В., Хахалева Е.В. и Галузо В.Н.5

Данная теория дает им основания  говорить о системе процессуальных принципов, которые в своей основе характерны для любого вида процесса, хотя разумеется, существуют и некоторые различия, присущие данному виду процесса, либо соответствующему производству, входящему в этот процесс.

На мой взгляд, принципы административного процесса – это основополагающие, носящие обобщающий характер, руководящие идеи и положения, закрепленные в Конституции РФ, в других законах и иных нормативно – правовых актах органов государственного управления.

 

 

2. Система и  классификация принципов административного процесса.

В административном праве ряд ученых (А.П. Коренев, В.А. Лория, В.Д. Сорокин, Н.Г. Салищева, Д.Н. Бахрах, Е.В. Додин и др.) серьезно занимались разработкой этого вопроса. Предлагаемые ими классификации различны.

Салищева Н.Г. в свое время, к принципам административного процесса отнесла принципы организации и деятельности органов государственного управления. Конкретным выражением этих принципов являются основные положения, характеризующие административный процесс, а именно:

1) административный  процесс осуществляется компетентным  органом, который обязан вынести  законченное и обоснованное решение  и обеспечить выяснение объективной  истины по каждому административному  делу;

2) участниками  административного процесса являются  субъекты советского административного права: граждане, общественные организации и объединения граждан, государственные органы;

3) советское  право закрепляет за каждым  из участников процесса определенные  права и обязанности и гарантирует  эти права, в том числе обеспечивает неприкосновенность личности гражданина, охрану интересов государственного органа или общественной организации. В то же время устанавливается ответственность должностных лиц за нарушение или невыполнение возложенных на них обязанностей;

4) на уполномоченный государственный орган возлагается обязанность обеспечить весь ход процесса таким образом, чтобы он был наиболее доступен для граждан, являлся простым, экономичным и необременительным для участников;

5) во всех  стадиях административного процесса гражданам, являющимся участниками процесса, и представителям общественности обеспечивается широкая возможность активно участвовать в рассмотрении и разрешении административных дел;

6) в административном  процессе обеспечивается широкая  гласность, что предполагает не только открытое разбирательство дел, но и решающее участие общественности в их разрешении;

7) административный  процесс осуществляется на национальном  языке участников процесса;

8) законность  и обоснованность решений в  ходе административного процесса гарантируется правом участника процесса обжаловать незаконное решение, а также специальными формами контроля, в том числе судебного, за деятельностью исполнительно-распорядительного органа, иного государственного органа или должностного лица, осуществляющих процесс.6

С точки зрения Коренева А.П., к принципам советского административного процесса относятся:

1) соблюдение  социалистической законности;

2) всестороннее  и объективное исследование конкретных  фактов и обстоятельств дела;

3) гласность  административного процесса;

4) язык коренной  национальности;

5) ответственность  за соблюдение правил процесса  и принятый акт;

6) экономичность  и эффективность процесса.7

К числу принципов  административного процесса Козлов Ю.М., относит прежде всего принцип законности, являющийся основой всех иных принципов; компетентности; охраны интересов государства и личности; процессуального равенства; достижения материальной истины; доступности; гласности; экономичности, а также ответственности должностных лиц за правильное и эффективное ведение процесса.8

  Сорокина В.Д., к принципам административно-процессуального права отнес следующие принципы:

1)законности;

2) заинтересованности  масс;

3) быстроты процесса;

4) охраны интересов  личности и государства;

5) гласности;

6) материальной истины;

7) равенства  сторон;

8) национального  языка;

9) самостоятельности  в принятии решения;

10) ответственности  компетентных органов и лиц  за ненадлежащее ведение процесса  и принятое решение.9

Проанализировав выше представленные мнения авторов, а также литературу по данному вопросу принципы административного процесса можно условно разбить на две группы:

1 группа –  принципы присущие административному  процессу именно  как юридической  процессуальной деятельности (общие принципы).

2 группа –  принципы свойственные государственному управлению и нашедшие свое отражение в административном процессе (специальные принципы).

К первой группе можно отнести следующие принципы административного процесса:

- принцип законности;

- принцип гласности;

- принцип охраны интересов государства и личности;

- принцип права  на защиту;

- принцип презумпции  невиновности;

- принцип равенства  всех перед законом;

- принцип осуществления  административного процесса на  языке коренного населения;

- принцип самостоятельности  принятия решения и т.п.

Ко второй группе принципов административного процесса, характеризующих его как разновидность  управленческой деятельности относят также ряд следующих принципов:

- принцип дифференциации  и фиксирования функций;

- принцип персонализации  ответственности и ответственности должностных лиц за неправильные решения;

- принцип полноты и объективности исследуемых обстоятельств;

- принцип активности  правоприменительных органов;

- принцип сочетания  интересов личности, общества и  государства и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Краткая характеристика принципов административно-процессуального права.

 

Принцип законности - данный принцип, преломляясь в административном процессе, находит свое отражение, в первую очередь, в деятельности органов государственного управления и их должностных лиц. Принцип законности предъявляет требование ко всем участникам административного процесса соблюдать и исполнять законы и подзаконные акты, содержащие такие процессуальные нормы. Зачастую сложность реализации данного принципа на практике состоит в том, что в законодательстве содержится большое количество пробелов, имеющих самое непосредственное отношение именно к административно-процессуальной деятельности;

Принцип гласности - дает возможность физическим и юридическим лицам знакомиться со всеми решениями по индивидуальным управленческим делам, а также с административно-правовыми актами, принимаемыми органами государственного управления. К сожалению на практике, участники административного процесса сталкиваются с полным отсутствием информации по собственному делу или нежеланием такую информацию предоставлять. Такая ситуация закономерно приводит к растерянности стороны, испытывающей дефицит информации и, как следствие, к невозможности реализовать свои законные интересы, права и свободы;

Принцип охраны интересов государства и личности - воплощается в обязанности любого органа или должностного лица, рассматривающего дело, обеспечить последовательный и полный учет интересов государства и личности, создать все условия для надлежащего использования всеми участниками процесса своих прав и законных интересов (оперативное и полное информирование участников процесса по всем вопросам, возможность пользоваться услугами адвоката и др.). При соблюдении данного принципа представляется очень важным достичь гармонии, разумного баланса интересов государства и личности, которые в каждом конкретном случае могут не совпадать. Таким образом, орган или лицо, рассматривающие дело, должны найти такое решение проблемы, при котором стороны смогут максимально реализовать свои права с использованием доступных средств;

Принцип материальной истины - адресован прежде всего государственным органам и должностным лицам, разрешающим дело по существу. Именно на них возлагается обязанность использовать все имеющиеся возможности для привлечения доказательств, относящихся к делу, правильно оценить доказательства и принять обоснованное и объективное решение;

Принцип равенства сторон перед  законом - законом регламентируется административно-процессуальный статус сторон в административном процессе, более или менее четко устанавливаются их процессуальные права, обязанности и полномочия. Таким образом, законом в равной степени регламентируются как действия властных, так и иных субъектов административного процесса. Принцип равенства прямо закреплен в ст. 1.4 Кодекса РФ об АП, согласно которой все граждане равны перед законом и органом, рассматривающим дело, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств. Хотелось бы отметить, что данный принцип не означает равенства сторон между собой,           т. к. одна из сторон административного процесса может выступать носителем определенных государственно-властных полномочий, а другая может их не иметь;

Принцип оперативности, эффективности и экономичности (быстроты) - он направлен на такую организацию процесса, которая, не требуя больших материальных затрат, обеспечивала бы его быстроту. Оперативность административного производства проявляется, прежде всего, в установлении сжатых сроков, определяющих прохождение дела. По общему правилу(ст. 29.6 Кодекса РФ об АП) дело должно быть рассмотрено в 15-дневный срок;

Принцип дифференциации и фиксирования функций - выражается в том, что между различными органами и должностными лицами разделяются и закрепляются административно-процессуальные полномочия по подготовке и изданию актов или разрешению индивидуальных управленческих дел;

Принципы  персонализации ответственности и ответственности за непринятие решения - в управленческой деятельности нередко складывается ситуация, при которой весьма сложно выявить действительных виновников нарушений прав, свобод и законных интересов индивидуальных и коллективных субъектов административного процесса, а также лиц, допустивших просчеты при разработке и принятии правовых актов управления. Закрепление принципа персонализации ответственности позволит установить конкретных лиц, лично ответственных за такие нарушения. Это необходимо, прежде всего, для профилактики правонарушений, а также и для наказания виновных. Принцип ответственности за непринятие решения призван максимально сократить сроки рассмотрения дел и устранить волокиту в административном процессе. Кроме того, он направлен против нежелания государственных и иных служащих брать на себя ответственность при рассмотрении индивидуальных административных дел и принятии правовых актов управления;

Информация о работе Принципы административного процесса