Понятие и общая характеристика правового положения пограничных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 22:09, курсовая работа

Описание

Целью моей курсовой работы является комплексное изучение пограничных органов федеральной службы безопасности Российской Федерации . Для достижения указанной цели необходимо охарактеризовать правовую основу деятельности , полномочия и структуры органов , а также их взаимодействие с другими органами государственной власти.

Содержание

Введение
Глава 1 Основы организации и деятельности
1.1 Понятие Государственной границы Российской Федерации
1.2 Правовая основа деятельности
1.3 Полномочия
1.4 Структура
Глава 2 Порядок координации и взаимодействия с другими органами
2.1 Взаимодействие с Федеральными органами исполнительной власти
2.2 Контроль и надзор
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 56.33 Кб (Скачать документ)

В то же время  важно учесть, что регулирование  режима пограничных зон Конституция  рассматривает в качестве предмета совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "б" части 1).

В силу статьи 76 (часть 2) Конституции по предметам  совместного ведения издаются федеральные  законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные  правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно  статье 108 (часть 1) Конституции федеральные  конституционные законы принимаются  исключительно по предусмотренным  ею вопросам. Конституция четко определяет круг вопросов, по которым принимаются  федеральные конституционные законы, давая их исчерпывающий перечень (Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Окунькова Л. А. М.: Издательство БЕК, 1996.). Пограничная деятельность в этом перечне отсутствует. Вместе с тем отдельные вопросы пограничной деятельности нашли свое отражение в федеральных конституционных законах.

К примеру, в  силу статьи 20 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О  Правительстве Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 51. Ст. 5712.) Правительство Российской Федерации осуществляет меры по охране государственной границы. Согласно части первой статьи 17 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 23. Ст. 2277.) для обеспечения режима чрезвычайного положения в целях охраны государственной границы привлекаются пограничные органы федеральной службы безопасности.

Отсюда следует, что в число нормативных правовых актов, составляющих правовую основу пограничной  деятельности, входят также федеральные  конституционные законы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Полномочия

Одним из основных направлений деятельности федеральной  службы безопасности является пограничная  деятельность.

Направлениями пограничной деятельности являются:

      защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

    защита  и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации  в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами  исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках  Российской Федерации, трансграничных видов рыб и далеко мигрирующих  видов рыб в соответствии с  международными договорами Российской Федерации и (или) законодательством  Российской Федерации.

    Непосредственно полномочия по охране и защите Государственной  границы осуществляют пограничные  органы, которые входят в состав федеральной службы безопасности.

    Пограничные органы охраняют Государственную границу  на суше, море, реках, озерах и иных водных объектах, в пунктах пропуска через  Государственную границу, а также  осуществляют пропуск через Государственную  границу. В этих целях они:

    обеспечивают  всеми имеющимися мерами недопущение  противоправного изменения прохождения  Государственной границы на местности;

    осуществляют  контроль за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;

    проводят  войсковую, разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную, режимно-пропускную и военно-техническую деятельность;

    осуществляют  производство по делам об административных правонарушениях, отнесенным к их ведению  законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции  рассматривают эти дела и исполняют  постановления по ним;

    ведут дознание по делам, отнесенным законодательством  Российской Федерации к их ведению;

    осуществляют  профилактику правонарушений, борьба с которыми входит в компетенцию  пограничных органов;

    участвуют в деятельности пограничных представителей Российской Федерации;

    проводят  при необходимости пограничные  поиски и операции;

    осуществляют  контроль в отношении иностранных  граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации (в том числе лиц, ищущих убежище), а также иностранных  граждан и лиц без гражданства, следующих транзитом через территорию Российской Федерации, их идентификацию (сличение документов, удостоверяющих личность, с личностью предъявителя) и учет в пунктах пропуска через  Государственную границу. Порядок такого учета и порядок взаимодействия органов пограничного контроля и органов иммиграционного контроля по вопросам учета иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации (в том числе лиц, ищущих убежище), а также иностранных граждан и лиц без гражданства, следующих транзитом через территорию Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации.

    Пограничные органы в пределах приграничной территории имеют право:

    1) возводить необходимые инженерно-технические  сооружения, осуществлять строительство  линий связи и коммуникаций, размещать  и использовать технику и вооружение  на предоставляемых в соответствии  с законодательством Российской  Федерации земельных участках;

    2) находиться на любых участках  местности и передвигаться по  ним при исполнении служебных  обязанностей; требовать от собственников  земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов  в пограничной зоне выделения  мест для передвижения пограничных  нарядов, оборудования и содержания  в надлежащем состоянии проходов  через ограждения, переходов через  другие препятствия; сопровождать российские и иностранные суда и иные транспортные средства и располагать на них пограничные наряды; в целях предотвращения и пресечения нарушений режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу проверять необходимые документы у лиц и документы транспортных средств, производить досмотр (осмотр) транспортных средств и перевозимых на них грузов;

    3) осуществлять пограничными нарядами  задержание и личный досмотр  лиц, в отношении которых имеются  основания подозревать их в  нарушении режима Государственной  границы, пограничного режима, режима  в пунктах пропуска через Государственную  границу, доставление таких лиц в расположение подразделений, частей пограничных органов или иные места для выяснения обстоятельств нарушения; останавливать, осматривать и задерживать пограничными кораблями российские и иностранные суда, допустившие нарушения указанных режимов, и доставлять (конвоировать) их в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения. Во время осмотра и конвоирования судна работа его радиостанций не допускается. О каждом случае осмотра, задержания судна составляется протокол. К протоколу задержания судна прилагаются изъятые у капитана судовые и грузовые документы;

    4) осуществлять административное  задержание лиц, совершивших нарушения  режима Государственной границы,  пограничного режима или режима  в пунктах пропуска через Государственную  границу, на срок до трех  часов для составления протокола,  а в необходимых случаях для  установления личности и выяснения  обстоятельств правонарушения - до  трех суток с сообщением об  этом письменно прокурору в  течение двадцати четырех часов  с момента задержания или на  срок до десяти суток - с санкции прокурора, если правонарушители не имеют документов, удостоверяющих их личность; подвергать задержанных личному досмотру, а также досматривать и при необходимости изымать находящиеся при них вещи, другие вещи, находящиеся в их собственности или владении, и документы. О каждом случае административного задержания, личного досмотра задержанного, досмотра и изъятия находившихся при нем вещей составляется протокол;

    5) задерживать с санкции прокурора  иностранных граждан и лиц  без гражданства, совершивших  незаконное пересечение Государственной  границы, в отношении которых  на основаниях, предусмотренных  частью четвертой статьи 14 настоящего  Закона, приняты решения о передаче  их властям сопредельных государств или выдворении из пределов Российской Федерации либо приняты постановления об административном выдворении из пределов Российской Федерации, на время, необходимое для исполнения решения, постановления;

    6) содержать лиц, подвергнутых административному  задержанию в помещениях пограничных  органов, специально оборудованных  для этих целей, лиц, задержанных  в уголовно-процессуальном порядке  по подозрению в совершении  преступления, и подозреваемых, в  отношении которых в качестве  меры пресечения применено заключение  под стражу, - в изоляторах временного  содержания или в помещениях  пограничных органов, специально  оборудованных для содержания  лиц, подвергнутых административному  задержанию, в необходимых случаях  помещать таких лиц в следственные изоляторы, изоляторы временного содержания и другие специально оборудованные помещения органов внутренних дел;

    7) приглашать лиц в подразделения  пограничных органов и получать  от них объяснения об известных  им обстоятельствах незаконного  пересечения Государственной границы  или иного нарушения режима  Государственной границы, нарушения  пограничного режима или режима  в пунктах пропуска через Государственную  границу. В необходимых случаях  получение объяснений об обстоятельствах  указанных нарушений может осуществляться  и в иных местах;

    8) делать в документах на право  пересечения Государственной границы  соответствующие отметки и при  необходимости временно изымать  такие документы, а также изымать  недействительные документы; продлевать  действие просроченных российских  виз иностранным гражданам и  лицам без гражданства в местах, где отсутствуют представительства  Департамента консульских служб Министерства иностранных дел Российской Федерации. За продление действия российских виз, просроченных до десяти дней включительно, в доход федерального бюджета взимается плата, равная 1000 рублей; за продление действия российских виз, просроченных более десяти дней, - 1700 рублей;

    9) передавать таможенным органам,  а в отсутствие таможенных  органов задерживать обнаруженные  пограничными органами при выполнении  возложенных на них задач по  защите Государственной границы  в пределах приграничной территории  перемещаемую через Государственную  границу контрабанду и другие  незаконно перемещаемые через  Государственную границу товары, грузы и транспортные средства;

    10) временно ограничивать или запрещать  движение лиц и транспортных  средств, включая маломерные суда (средства) и средства передвижения  по льду, а также не допускать  граждан на отдельные участки  местности, обязывать их остаться  там или покинуть эти участки  в целях защиты здоровья и  жизни людей при проведении  пограничных поисков и операций, иных розыскных действий, а также  действий по уголовным делам  и делам об административных правонарушениях;

    11) при возникновении угрозы интересам  Российской Федерации на Государственной  границе временно с уведомлением  органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, учреждений, организаций ограничивать производство  различных работ, за исключением  работ оборонного значения и  работ, связанных со стихийными  бедствиями или особо опасными  инфекционными болезнями;

    12) входить в любое время суток  в жилые и иные помещения  граждан, на территории и в  помещения предприятий, учреждений, организаций, кроме имеющих дипломатический иммунитет, и осматривать их при преследовании лиц, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их в нарушении режима Государственной границы. Если вход в жилое помещение осуществлен без согласия проживающих в нем лиц, об этом в течение 24 часов уведомляется прокурор;

    13) использовать беспрепятственно  в служебных целях средства  связи, а при отражении вооруженных  вторжений на территорию Российской  Федерации, воспрепятствовании незаконным  массовым пересечениям Государственной  границы, проведении поисковых  мероприятий, доставлении лиц,  подозреваемых в совершении правонарушений, - транспортные средства, принадлежащие  предприятиям (независимо от форм  собственности), учреждениям, организациям, общественным объединениям, и в  необходимых случаях - гражданам,  с возмещением владельцам, по  их требованию, в установленном  законом порядке расходов либо причиненного ущерба. Исключение составляют средства связи и транспорт, принадлежащие дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям, и транспортные средства специального назначения;

Информация о работе Понятие и общая характеристика правового положения пограничных органов