Особенности правового статуса муниципального служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 00:36, реферат

Описание

Понятие "муниципальной службы" сравнительно новое для нашего законодательства. Понятие, виды, содержание муниципальной службы напрямую связанны с пониманием и законодательным установлением местного самоуправления и системы его органов.
Раньше данный вопрос относился к государственной службе, которая давала общие понятия и регламентировала как государственную службу, так и муниципальную службу. Теперь, правовая база муниципальной службы становится на собственный правовой путь. Это связано с тем, что идет общее развитие всех институтов муниципального права.

Содержание

Введение2
1. Понятие муниципальной службы и муниципального служащего 4
2. Права и обязанности муниципального служащего, особенности статуса муниципального служащего7
3. Ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой 12
4. Государственные гарантии при прохождении муниципальной службы20
5. Ответственность муниципальных служащих23
Заключение28
Список использованной литературы 29

Работа состоит из  1 файл

мун 2.docx

— 47.04 Кб (Скачать документ)

14) прекращать исполнение  должностных обязанностей в целях  урегулирования трудового спора;

15) входить в состав  органов управления, попечительских  или наблюдательных советов, иных  органов иностранных некоммерческих  неправительственных организаций  и действующих на территории  Российской Федерации их структурных  подразделений, если иное не  предусмотрено международным договором  Российской Федерации или законодательством  Российской Федерации;

16) заниматься без письменного  разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью,  финансируемой исключительно за  счет средств иностранных государств, международных и иностранных  организаций, иностранных граждан  и лиц без гражданства, если  иное не предусмотрено международным  договором Российской Федерации  или законодательством Российской  Федерации.

Муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации  по контракту, не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением  преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться  исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

В случае, если владение муниципальным  служащим, замещающим должность главы  местной администрации по контракту, приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные  ценные бумаги, акции (доли участия  в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в  соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Гражданин после увольнения с муниципальной службы не вправе разглашать или использовать в интересах  организаций либо физических лиц  сведения конфиденциального характера  или служебную информацию, ставшие  ему известными в связи с исполнением  должностных обязанностей.

 

4. Государственные гарантии при прохождении муниципальной службы

Законом "О муниципальной  службе в Российской Федерации" четко  определяются функции основных гарантии муниципальным служащим и их и  их существенное отличие от мер по социальной защите иных групп населения.

Государственные гарантии вводятся в целях: обеспечения правовой и  социальной защищенности муниципальных  служащих; повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных  обязанностей; укрепления стабильности профессионального состава кадров муниципальной службы; в порядке  компенсации ограничений, установленных  законодательством для муниципальных  служащих.

Все гарантии, установленные  действующим законодательством, по содержанию можно объединить в две  группы:

Первая группа гарантий ориентирована  на обеспечение муниципальному служащему  нормативно-правовых условий для  эффективного исполнения должностных  полномочий. К их числу относят:

1) условия работы, обеспечивающие  исполнение им должностных обязанностей  в соответствии с должностной  инструкцией;

Иными словами, муниципальному служащему должны быть созданы условия  для надлежащего исполнения своих  служебных обязанностей. К таким  условиям могут относиться:

- обеспечение оргтехникой  и другими необходимыми материалами;

- предоставление необходимой  информации;

- в соответствующих случаях  обеспечение автотранспортом и  т.п.

2) право на своевременное  и в полном объеме получение  денежного содержания;

Оплата труда муниципального служащего регламентируется специальными нормами (ст. 22). Однако на муниципальных  служащих в полном объеме распространяются те гарантии в сфере оплаты труда, которые предусмотрены трудовым законодательством.

3) отдых, обеспечиваемый  установлением нормальной продолжительности  рабочего (служебного) времени, предоставлением  выходных дней и нерабочих  праздничных дней, а также ежегодного  оплачиваемого отпуска;

Вторая группа гарантий направлена на обеспечение условий внешнего порядка, но также имеющих конечной целью оптимальные условия для  служебной деятельности. К их числу  относятся:

4) медицинское обслуживание  муниципального служащего и членов  его семьи, в том числе после  выхода муниципального служащего  на пенсию;

5) пенсионное обеспечение  за выслугу лет и в связи  с инвалидностью, а также пенсионное  обеспечение членов семьи муниципального  служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением  им должностных обязанностей;

6) обязательное государственное  страхование на случай причинения  вреда здоровью и имуществу  муниципального служащего в связи  с исполнением им должностных  обязанностей;

7) обязательное государственное  социальное страхование на случай  заболевания или утраты трудоспособности  в период прохождения муниципальным  служащим муниципальной службы  или после ее прекращения, но  наступивших в связи с исполнением  им должностных обязанностей;

8) защита муниципального  служащего и членов его семьи  от насилия, угроз и других  неправомерных действий в связи  с исполнением им должностных  обязанностей в случаях, порядке  и на условиях, установленных  федеральными законами.

При расторжении трудового  договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной  комиссии муниципального образования  либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.

Законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.

 В области пенсионного  обеспечения на муниципального  служащего в полном объеме  распространяются права государственного  гражданского служащего, установленные  федеральными законами и законами  субъекта Российской Федерации.

 

5. Ответственность муниципальных служащих

 

Как и все граждане, муниципальные  служащие, совершившие уголовное  преступление, гражданское правонарушение или административный проступок  вне службы, подвергаются соответствующим  мерам наказания в общеправовом порядке. В тоже время муниципальные  служащие совершают правонарушения и проступки, которые непосредственно  связаны с муниципальной службой, с невыполнением или ненадлежащим выполнением своих служебных  обязанностей. Такие правонарушения характеризуются повышенной опасностью, поскольку затрагивают непосредственно  интересы государства, правопорядок, права  и свободы граждан, а потому должны сопровождаться повышенной юридической  ответственностью.4

Под юридической ответственностью муниципальных служащих понимаются меры принудительного характера, которые  предусматриваются законом и  другими нормативными правовыми  актами в качестве реакции государства  на совершение муниципальных служащим правонарушения  Основанием для  применения таких мер является нарушение  муниципальным служащим своих обязанностей.

К особенностям регламентации ответственности  муниципальных служащих относятся:

-в ряде случаев повышенная ответственность;

-специфические санкции, применяемые  только в отношении муниципальных  служащих.

В зависимости от вида и серьезности  правонарушения, степени вины и обстоятельств, при которых служебные обязанности  были нарушены, к муниципальным служащим могут применяться следующие  виды юридической ответственности: уголовная; административная; дисциплинарная; гражданско-правовая.

Один из ведущих специалистов в области служебного права профессор  Ю.Н. Старилов отмечает, что основным видом ответственности муниципальных  служащих является дисциплинарная ответственность (за совершение должностного проступка), поскольку соблюдение трудовой (служебной  дисциплины) и укрепление государственной  дисциплины являются одной из важнейших  обязанностей служащего.5

Дисциплинарная ответственность устанавливается за должностной проступок, т.е. за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей. Статья 27 Федерального закона о муниципальной службе предписывает органам местного самоуправления в своих правовых актах руководствоваться тем перечнем дисциплинарных взысканий, который провозглашен в федеральных законах и законах субъектов РФ. В настоящее время это положение находится в противоречии с нормой, содержащейся в статье 192 Трудового кодекса РФ, не допускающей установления дисциплинарных взысканий законами субъектов РФ.

Административная ответственность муниципального служащего возникает за совершенное им административное правонарушение, т.е. за посягающее на государственный и общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Последнее состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Специфика административной ответственности, во-первых, состоит  в том, что в качестве муниципальных  служащих (а не на общих основаниях) они несут ее лишь за те административные проступки, которые совершены ими  при исполнении должностных обязанностей. Во – вторых, муниципальные служащие несут административную ответственность  не перед органами местного самоуправления, где они состоят на службе, а  перед судьями и органами, уполномоченными  рассматривать дела об административных правонарушениях (например, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами внутренних дел, налоговыми органами, таможенными органами и  т.д.)6.

К числу основных административных наказаний относятся: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому  лицу, административный арест и дисквалификация. Причем к должностным лицам местного самоуправления (как специальным  субъектам ответственности) могут  быть применены только предупреждения и штраф – в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих  служебных обязанностей.

Материальная  ответственность муниципальных служащих регулируется нормами трудового права и возникает за ущерб, причиненный ими органу местного самоуправления в результате виновного противоправного поведения. Материальная ответственность служащего перед работодателем (органом местного самоуправления) ограничена его средним месячным заработком либо вообще исключается в случаях возникновения ущерба вследствие: непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения органами местного самоуправления обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного муниципальному служащему, поскольку во всех перечисленных случаях отсутствует противоправность в действиях работника.

Муниципальные служащие могут быть привлечены и к уголовной ответственности за совершение преступления, т.е. виновного общественно опасного деяния, запрещенного Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. Если преступление совершено не при исполнении должностных обязанностей, т.е. вне связи с муниципальной службой, то совершившее его лицо будет привлечено к уголовной ответственности на общих основаниях, а не в качестве муниципального служащего.

Преступления, связанные  с использованием муниципальными служащими  своего служебного положения, предусмотрены, главным образом, 30-й главой Уголовного кодекса РФ, включающей преступления против государственной власти, интересов  государственной службы и службы в органах местного самоуправления. К их числу отнесены: злоупотребление  должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в  предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской  деятельности, получение взятки, дача взятки, служебный подлог, халатность. К муниципальным служащим могут  быть применены и другие статьи УК РФ, охватывающие преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина; преступления против основ конституционного строя и  безопасности государства. При этом в уголовном законодательстве четко  различаются составы преступлений, которые могут быть совершены  должностными лицами и рядовыми служащими  органов государственной власти и местного самоуправления.

Информация о работе Особенности правового статуса муниципального служащего