Особенности правового статуса муниципального служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 00:36, реферат

Описание

Понятие "муниципальной службы" сравнительно новое для нашего законодательства. Понятие, виды, содержание муниципальной службы напрямую связанны с пониманием и законодательным установлением местного самоуправления и системы его органов.
Раньше данный вопрос относился к государственной службе, которая давала общие понятия и регламентировала как государственную службу, так и муниципальную службу. Теперь, правовая база муниципальной службы становится на собственный правовой путь. Это связано с тем, что идет общее развитие всех институтов муниципального права.

Содержание

Введение2
1. Понятие муниципальной службы и муниципального служащего 4
2. Права и обязанности муниципального служащего, особенности статуса муниципального служащего7
3. Ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой 12
4. Государственные гарантии при прохождении муниципальной службы20
5. Ответственность муниципальных служащих23
Заключение28
Список использованной литературы 29

Работа состоит из  1 файл

мун 2.docx

— 47.04 Кб (Скачать документ)

Особенности правового статуса муниципального служащего

Содержание

 

Введение2

1. Понятие муниципальной службы и муниципального служащего 4

2. Права и обязанности муниципального служащего, особенности статуса муниципального служащего7

3. Ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой 12

4. Государственные гарантии при прохождении муниципальной службы20

5. Ответственность муниципальных служащих23

Заключение28

Список использованной литературы 29

 

 

Введение

 

Понятие "муниципальной  службы" сравнительно новое для  нашего законодательства. Понятие, виды, содержание муниципальной службы напрямую связанны с пониманием и законодательным  установлением местного самоуправления и системы его органов.

Раньше данный вопрос относился  к государственной службе, которая  давала общие понятия и регламентировала как государственную службу, так  и муниципальную службу. Теперь, правовая база муниципальной службы становится на собственный правовой путь. Это связано с тем, что  идет общее развитие всех институтов муниципального права.

В соответствующих нормативных  правовых актах сегодня провозглашены  многоплановые права и обязанности  муниципальных служащих. Между тем  не всегда их перечень логичен, не всегда предусмотрены юридические механизмы  их реализации, подчас нет конкретики в определении некоторых из их гарантий. В свою очередь, четкая регламентация  правового статуса муниципального служащего, его гарантий во многом обусловливает  эффективность его работы, а равно  продуктивность.

Несмотря на множество работ  в области муниципальной службы и местного самоуправления, вопросы  собственно правового статуса муниципального служащего не получили самостоятельного и полного освещения. В тех  или иных трудах рассматривались  важные, но, как правило, лишь отдельные  аспекты. Специально не исследовались  также проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных  служащих, что непосредственно влияет на качество осуществления их прав и обязанностей.

В связи с этим объектом исследования является специальный правовой статус особого субъекта - муниципального служащего в Российской Федерации.

 

1. Понятие муниципальной службы и муниципального служащего

Статьей 2 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба определяется как профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной  службы.

В научной литературе представлен  достаточно широкий спектр точек  зрения относительно вопроса о служебной  деятельности как особом виде социальной деятельности, а также непосредственно  о понятии "служба". Одни авторы считают, что понятие "служба" может включать и обозначать и  вид деятельности людей, и ведомственное  подразделение, и самостоятельное  ведомство. Другие определяют службу как  вид социальной деятельности, которая  в системе социальных отношений  является необходимым условием нормальной жизнедеятельности общества. В целом муниципальную службу можно определить как профессиональную управленческую деятельность, как правовой институт и как социальный институт.1

С содержательной точки зрения, профессиональная деятельность муниципальных  служащих связана с выполнением  исполнительно-распорядительных, административных, информационно-аналитических и других функций.

Основными отличительными особенностями  муниципальной службы от других видов  деятельности являются:

1) муниципальная служба  осуществляется в органах местного  самоуправления. В соответствии  с Федеральным законом от 06.10. 2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации

2) муниципальная служба  осуществляется в аппарате избирательной  комиссии муниципального образования,  которая не входит в структуру  органов местного самоуправления.;

3) муниципальная служба  осуществляется на должностях  муниципальной службы. Структура  муниципальных должностей органов  местного самоуправления представлена  двумя видами: выборные должности  и должности муниципальной службы;

4) муниципальная служба  функционирует в сфере публичной  власти и является публично-властной  деятельностью;

5) муниципальная служба  является социальным институтом  и отличается социальным характером функционирования;

6) муниципальная служба  является правовым институтом. Правовой  характер функционирования муниципальной  службы проявляется в двух  аспектах. С одной стороны, муниципальные  служащие призваны осуществлять  свою деятельность на основе  Конституции РФ, федеральных законов,  законов субъектов Российской  Федерации, актов органов местного самоуправления. С другой стороны, муниципальная служба является особым видом управленческой деятельности, которая имеет жесткий правовой режим регламентации.

Следует отметить, что определение  понятия муниципального служащего  дано в ч.1 статьи 10 Закона по аналогии с положениями статьи 13 Закона о  государственной гражданской службе, раскрывающей понятие государственного гражданского служащего: государственный  гражданский служащий - гражданин  РФ, взявший на себя обязательства  по прохождению государственной  гражданской службы; государственный  гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета  или бюджета субъекта РФ.

Как говорилось выше, замещение  должностей муниципальной службы на основе трудового договора (для главы  местной администрации - на основе контракта), а не служебного контракта, как это  предусмотрено для государственных  гражданских служащих, является принципиальным положением Закона, отличающим статус муниципальных служащих от статуса  государственных гражданских служащих. Данное положение Закона является одной  из его концептуальных основ, поскольку  позволяет не дублировать в законодательстве о муниципальной службе многочисленные нормы трудового законодательства, обеспечивая тем самым их прямое действие и облегчая порядок их применения. Норма о том, что поступление  гражданина на муниципальную службу оформляется актом представителя  нанимателя (работодателя) о назначении на должность муниципальной службы по аналогии с положением ст.13 Закона о государственной гражданской  службе закреплена в ч.8 ст.16 Закона.

Еще одной особенностью муниципальной  службы является обязательное наличие  Реестра должностей муниципальной службы. Данный правовой акт является основанием для принятия муниципального правового акта, устанавливающего должности муниципальной службы. Онутверждается законом субъекта Российской Федерации и представляет собой перечень одноименных должностей муниципальной службы, обладающих одинаковой компетенцией.

Основанием для классификации  должностей муниципальной службы выступает  организационная структура органов  местного самоуправления, группы должностей, функциональные признаки должностей. Классификация должна учитывать  исторические и иные местные традиции.

 

2. Права и обязанности муниципального служащего, особенности статуса муниципального служащего

 

Различают три статуса  муниципального служащего: социальный, организационный и правовой. Социальный статус определяет положение муниципального служащего в системе общественных отношений; организационный статус показывает его место и роль в  структуре аппарата органа местного самоуправления; правовой статус муниципального служащего совокупно включает ряд  элементов:

  • нормативное (законодательное) понятие "муниципальный служащий" и его сущностные характеристики;
  • права и обязанности (служебные полномочия) муниципального служащего;
  • ограничения по службе;
  • социальные гарантии;
  • ответственность муниципального служащего за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.

Непосредственно правовой статус муниципального служащего (как и  в целом правовая регламентация  муниципальной службы) определяются уставом муниципального образования  в соответствии с законами субъекта РФ и Федеральным законом о  муниципальной службе.

Правам муниципальных  служащих посвящено обширное законодательство. В обобщенном виде классификация основных прав муниципального служащего содержится в ст. 11 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации". Рассмотрим основные права.

1. Муниципальный служащий  имеет право на:

1) ознакомление с документами,  устанавливающими его права и  обязанности по замещаемой должности  муниципальной службы, критериями  оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе;

2) обеспечение организационно-технических  условий, необходимых для исполнения  должностных обязанностей;

3) оплату труда и другие  выплаты в соответствии с трудовым  законодательством, законодательством  о муниципальной службе и трудовым  договором (контрактом);

4) отдых, обеспечиваемый  установлением нормальной продолжительности  рабочего (служебного) времени, предоставлением  выходных дней и нерабочих  праздничных дней, а также ежегодного  оплачиваемого отпуска;

5) получение в установленном  порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных  обязанностей, а также на внесение  предложений о совершенствовании  деятельности органа местного  самоуправления, избирательной комиссии  муниципального образования;

6) участие по своей  инициативе в конкурсе на замещение  вакантной должности муниципальной  службы;

7) повышение квалификации  в соответствии с муниципальным  правовым актом за счет средств  местного бюджета;

8) защиту своих персональных  данных; В соответствии со ст. 29 Федерального закона персональные  данные муниципального служащего  - информация, необходимая представителю  нанимателя (работодателю) в связи  с исполнением муниципальным  служащим обязанностей по замещаемой  должности муниципальной службы  и касающаяся конкретного муниципального  служащего. Персональные данные  муниципального служащего подлежат  обработке (получение, хранение, комбинирование, передача и иное  использование) в соответствии  с трудовым законодательством.

9) ознакомление со всеми  материалами своего личного дела, с отзывами о профессиональной  деятельности и другими документами  до внесения их в его личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений

10) объединение, включая  право создавать профессиональные  союзы, для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных  интересов;

11) рассмотрение индивидуальных  трудовых споров в соответствии  с трудовым законодательством,  защиту своих прав и законных  интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд  их нарушений;

12) пенсионное обеспечение  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

2. Муниципальный служащий, за исключением муниципального  служащего, замещающего должность  главы местной администрации  по контракту, вправе с предварительным  письменным уведомлением представителя  нанимателя (работодателя) выполнять  иную оплачиваемую работу, если  это не повлечет за собой  конфликт интересов и если  иное не предусмотрено настоящим  Федеральным законом.

В ст.12 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлен перечень основных обязанностей муниципальных служащих, включенных в систему особых отношений служения обществу и государству, в отличие от лиц, состоящих в обычных трудовых отношениях. Муниципальный служащий обязан:

1) соблюдать Конституцию  Российской Федерации, федеральные  конституционные законы, федеральные  законы, иные нормативные правовые  акты Российской Федерации, конституции  (уставы), законы и иные нормативные  правовые акты субъектов Российской  Федерации, устав муниципального  образования и иные муниципальные  правовые акты и обеспечивать  их исполнение;

2) исполнять должностные  обязанности в соответствии с  должностной инструкцией;

3) соблюдать при исполнении  должностных обязанностей права  и законные интересы граждан  и организаций;

4) соблюдать установленные  в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии  муниципального образования правила  внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок  работы со служебной информацией;

5) поддерживать уровень  квалификации, необходимый для надлежащего  исполнения должностных обязанностей;

6) не разглашать сведения, составляющие государственную и  иную охраняемую федеральными  законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи  с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся  частной жизни и здоровья граждан  или затрагивающие их честь  и достоинство;

Информация о работе Особенности правового статуса муниципального служащего