Особенности бюрократического управления государством в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 14:56, курсовая работа

Описание

Цель работы – выявить особенности бюрократии и бюрократического аппарата в системе государственных органов. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-определить понятие бюрократии и проследить эволюцию основных теорий бюрократии;
-выявить истоки бюрократии в России;
-рассмотреть систему государственных органов;
-выявить взаимосвязь системы государственных органов и бюрократии;
-исследовать проблемы бюрократизма в современной системе;
-определить пути преодоления бюрократии.

Содержание

Введение……..………………………………………………………………….3
Глава 1. Методологические аспекты изучения бюрократии………………………………………………………………………5
1.1 Понятие бюрократии и эволюция теории бюрократии……………………………………………………………………...6
1.2 Истоки возникновения бюрократии в России……………………………………………………………….…………12
2. Место бюрократии в системе государственной власти……………………………………………………………………………..14
2.1 Особенности системы государственных органов.………………………………………………………………………….14
2.2 Взаимосвязь бюрократии и государственной власти……………………………………………………………………………21
3. Проблемы бюрократизма в системе государственных органов и пути их решения……………………………………………………………………….…24
3.1 Проблемы бюрократизма в современной системе…………………………………………………………………………....24
3.2 Пути преодоления бюрократизма…………………………………………………………...………28
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы………………………………….……………………………………34

Работа состоит из  1 файл

курсач по Гоголевой.doc

— 156.00 Кб (Скачать документ)

 Таким образом,  функционирование российской бюрократии  представляет собой наиболее характерный пример того, как организованные отряды высшего чиновничества переходят рамки чисто управленческой деятельности и превращаются в реальную политическую силу со своими корпоративными интересами. Невзирая на глобальные изменения в экономической и социальной сферах, управленческий аппарат сумел сохранить свои стратегические позиции и продолжает диктовать свои правила, являясь, по сути, субъектом модернизации в современной России.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2 Пути  преодоления бюрократизма 

 Поскольку  в основе бюрократизма лежат экономические, организационные, политико-идеологические, социокультурные корни, необходимы изменения экономических, организационных, социальных, политических и других условий, способствующих обюрокрачиванию управленческих процессов. Успех борьбы с бюрократизмом в России определяется тем, по какому пути социально-экономического и политического развития пойдет страна, насколько быстро и в каких масштабах будут реализованы идеи демократии, свободы и социальной справедливости, как будут осуществлены принципы демократической самоуправляемости. Бюрократизм приобретает тем большие масштабы и влияние, чем авторитарнее политический режим. Демократизация системы управления лишит бюрократизм благоприятной среды, тех "ниш", в которых он сейчас размножается и благоденствует. При этом борьбу с бюрократизмом следует рассматривать в широком контексте демократического обновления, недопустимо ее сведение к обличению бюрократического стиля управления, к антибюрократическим кампаниям и механическим реорганизациям аппарата управления. Освобождаясь от ошибок и перехлестов прежней системы, люди нередко впадают в другую крайность - вседозволенность, не знающую границ. Демократия - это не вседозволенность, а порядок, основанный на самоконтроле общества, гражданской зрелости и высокой культуре людей, особенно занятых в аппарате органов государственной власти.Успешной борьбе с бюрократизмом могут и должны способствовать система социального оппонирования чиновничеству и социальный контроль за деятельностью аппарата в целом. Однако социальное оппонирование ни в коем случае не следует толковать как нечто антиаппаратное. Без аппарата нет и не может быть ни одного органа управления, без него - анархия, хаос. Но управление нельзя доверять лишь одному аппарату. Необходимо сочетание демократического государственного управления с действенными механизмами социальной саморегуляции. Опыт (и положительный, и отрицательный) показывает, что повышение эффективности государственного управления практически невозможно, если оно не дополняется, не уравновешивается "разумными" механизмами социальной саморегуляции, стимулирующими гражданскую активность и общественный контроль. Такой системой социального оппонирования государственной власти призвано стать формирующееся в нашей стране гражданское общество с развитой системой саморегуляции. В сфере государственного управления работают люди, занятые сложным, специфическим видом умственного труда - управленческим трудом. Из его особенностей вытекают и особые требования к управленческим кадрам, в частности, компетентность (знание профессии), деловитость (умение вести дело), сочетание научного и административного подходов, организованность, высокая порядочность и ответственность. Как показал экспертный опрос, проведенный в марте - апреле 2006 г. (опрошены 160 работников администрации Московской области), работа государственного служащего (чиновника), которая является одним из исключительно ответственных видов профессиональной деятельности, предъявляет к нему разносторонние требования, предполагает наличие определенных качеств. Среди них: компетентность (90,8%); самостоятельность в решении поставленных задач (48,4%); инициативность (32,8%). Кроме того, были названы общая эрудиция; аналитичность и системность мышления; государственный подход к делу; порядочность; умение осуществлять свою управленческую деятельность сквозь призму интересов людей.11 По мнению большинства респондентов, нынешним государственным служащим в значительной степени свойственен бюрократический стиль работы. 27% опрошенных отмечают, что чиновники действуют в импровизационном стиле, который присущ тем, кто не имеет серьезной профессиональной подготовки и кто привык поступать под воздействием эмоций, без учета возможных последствий принятия решений для коллективов и общества в целом. Бюрократизм не может не проявляться в развитой системе управления, в которой субъект и объект управления в той или иной мере отделены друг от друга, где субъект управления специализируется и профессионализируется. Каждый государственный служащий в той или иной мере бюрократ. Но отсюда вовсе не следует, что для уничтожения бюрократизма необходимо уничтожить государственную службу, профессиональный аппарат власти или управления. Такая идея ошибочна и малопродуктивна. Выход лежит в другой плоскости поиска. В этой связи необходимо выделить проблематику бюрократии и бюрократизма в специальный раздел теории управления для более глубокого их анализа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение  

 Таким образом,  на основании изучения темы  данной работы представляется возможным сделать следующие выводы:

 Одним из  первых ученых, занявшихся проблемой  бюрократии, положившему начало  развитию теории бюрократии являлся  Г.В.Ф.Гегель. Именно Гегель одним  из первых начал разработку  института государственного управления, дал обстоятельный анализ чиновничества, его сущности, структур и функций. Государственная бюрократия характеризуется Гегелем как главная властвующая составная часть общества, где сосредоточены государственное сознание, образованность и профессионализм.

Следом за Гегелем  проблемами бюрократии занялись такие ученые и мыслители как А.Токвиль, Дж.С. Милль и др.

 Существенную  роль в развитие теории бюрократии  сыграл К.Маркс, несмотря на  то, что проблема бюрократии не  являлась центральной и не  получила систематического рассмотрения  в трудах К.Маркса. Специфика идеи Маркса состоит в том, что он дал более конкретный и более социологический поворот политическому варианту анализа. Главной целью бюрократии у Маркса становится стремление снизить остроту конфликта в обществе.

Однако первым ученым давшим понятие бюрократии и систематизировавшим анализ государственной бюрократии стал М. Вебер. Исходным пунктом анализа бюрократии для М.Вебера является факт роста и усложнения организаций в современном обществе. Он рассматривает бюрократию как основу современной теории принятия решений.

В России бюрократия как постоянное явление возникло с оформлением государственной  службы. Возникновение профессиональной государственной службы связывают  с именем Петра I, а именно с его  государственными реформами. Введение "Табель о рангах" определило основы государственной службы в России. "Табель о рангах" действовала два столетия и регулировала государственную службу, а также узаконила, положение российского чиновничества.

 В настоящее  время в России действует Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», регламентирующий правовые, организационные, кадровые вопросы, связанные с государственной службой в Российской Федерации.

 Можно сказать,  что в настоящее время еще  не прошел этап реформирования государственной службы. Одним из основных этапов реформирования явилось появление и введение в действие Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Государственная гражданская служба является одним из видов государственной службы. В России с 2003 года действует Федеральная программа о реформировании государственной службы. На этапе реформирования государственной службы должно быть в полном объеме реализованы приоритетные направления реформы государственной службы Российской Федерации.

В современной  России огромной проблемой в реформировании государственной службы является проблема коррумпированности чиновников различного уровня. Несмотря на наметившуюся тенденцию  борьбы с коррумпированными чиновниками  их число не уменьшается. Коррупция проникла во все сферы государственной власти. Для борьбы с коррупцией в России необходимо на законодательном уровне (в России отсутствует Закон «О борьбе с коррупцией»), необходимо создание самостоятельной федеральной службы по борьбе с коррупцией (в настоящее время в России действует Совет при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией), привлекать к борьбе с коррупцией широкую общественность, средства массовой информации и т.д.

 Преодоление  бюрократии и бюрократизма в  системе государственных органов прежде всего зависит от реформирования системы государственной службы. Необходимо создавать социальный контроль за деятельностью государственного аппарата в целом. Необходимо повышать профессионализм государственных служащих. Реформирование системы государственной службы обеспечит  предупреждение, выявление и устранение обстоятельств, способствующих коррупции и злоупотреблениям на государственной службе;

 подконтрольность  и открытость системы государственной  службы гражданскому обществу, включающих использование современных информационных технологий в деятельности государственных органов и государственных служащих;

 дебюрократизацию  отношений между государственными  органами, государственными служащими  и гражданами, структурами гражданского общества.

 Конечной  целью реформы государственной  службы является обеспечение  четкой, эффективной и экономной  деятельности государственного  аппарата, ориентация государственной  службы на соблюдение законных  прав и свобод граждан и  всех субъектов права, предотвращение возможности использования аппарата как средства подчинения его партийным или групповым влияниям и как источника незаконного присвоения общественного богатства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы

 Нормативные  акты

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. – 1993. - № 12 (4).– 25 декабря.

2. Федеральный закон от 27 июля 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службе». – М.: Юридическая литература, 2003г.

3. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». – М.: Инфра, 2004.

4. Конституция Республики Башкортостан от 24.12.1993 года. – Уфа: Китап, 1994.

5. Указ Президента РФ от 19.11.02 г. №1336 «О федеральной программе «Реформирование государственной службы РФ (2003-2005 годы)» // Российская газета. 2002, 23 ноября

 6.Указ Президента РБ « Об утверждении программы борьбы с преступностью в Республике Башкортостан. 2004-2006 годы. Правовая база Консультант Плюс. Региональное законодательство.

7. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы». – М.: Инфра, 2006.

8. Указ Президента Российской Федерации № 1437 «О продлении реализации Федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005гг.) на 2006-2007 гг.».»

9.Федеральная программа «Реформирование государственной службы 2003-2005гг.», утвержденная Президентом Российской Федерации 19 ноября 2002 года.

10.Указ от 15 мая 1997 г. «О предоставлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе»

11. Указ от 6 июня 1996 г. «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы»

12. Указ от 8 апреля 1997 г. «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд»

 13.Указ от 4 апреля 1992 г. «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы».

  Специальная  литература

14. Атаманчук Г.В. Методологические предпосылки концепции государственной службы Российской Федерации // Государственная служба Российской Федерации: первые шаги и перспективы. – М.: Изд-во РАГС, 2002.

15. Блюмкин В.А. Бюрократизм: социально-нравственные аспекты. М.: Инфра, 2000.

16. Борисов В.К. Демократизация общества и преодоление бюрократизма (социально-политический аспект). М.: Проспект, 2002.

17. Брудер В. Бюрократия // Полис. - 1999. № 5. - С. 41-48.

18. Быстренко В.И. История государственного управления и самоуправления в России: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005.

19. Вячеслав Смольков Бюрократия и бюрократизм: как свести болезнь к минимуму? // Государственная служба. – 2005. - № 5. – С. 21-29.

20 Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Проблемы бюрократии у Макса Вебера. // Вопросы философии. - 2003. - № 3. – С. 36—44.

21. Гегель Г.В. Философия права. М.: Новый свет, 1990.

 22.Барабашев А.Г. Государственная служба в Российской Федерации: современное состояние, проблемы и перспективы. (Аналитический обзор направлений и содержания реформирования госслужбы в РФ) // Государственная служба. – 2005. - № 4. – С. 22-30.

23. Граждан В.Д. Государственная служба как профессиональная деятельность. - Воронеж: Квадрат, 2003.

 24.Гудков А., Левада Ю., Лсаинсон Ф., Седов Л. Бюрократизм и бюрократия: необходимость уточнений // Государство и право. – 2004. - № 1. – С. 42-52.

25. Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества // Общественные науки и современность. 2005 - № 2. – С. 19-26.

Информация о работе Особенности бюрократического управления государством в современной России