Управление налогами в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 10:36, реферат

Описание

В результате прошедшей в феврале 1917 г. революции произошли перемены в государственной власти. Временное правительство остро нуждалось финансовых источников, избрав путь пополнения казны эмиссионными бумажными деньгами и ростом косвенных налогов. Однако общее ослабление государственной власти не позволило Временному правительству использовать налоговые инструменты в своей политике.

Работа состоит из  1 файл

налоги г.docx

— 30.67 Кб (Скачать документ)

    В результате прошедшей в феврале 1917 г. революции произошли перемены в государственной власти. Временное  правительство остро нуждалось  финансовых источников, избрав путь пополнения казны эмиссионными бумажными деньгами и ростом косвенных налогов. Однако общее ослабление государственной  власти не позволило Временному правительству  использовать налоговые инструменты  в своей политике.  
  
     В октябре 1917 г. свершилась Великая Октябрьская Социалистическая революция. Экономическое состояние страны было удручающим. Финансовое система страны была в состояние разрухи. Советское правительство нуждалось в действенной финансовой системе и прежде всего налоговой. Первые шаги на данном пути Советского правительства были нелегкими. В условиях отсутствия сформировавшейся финансовой системы, и в частности финансового аппарата, Советское правительство вынуждено было обеспечить взимание ранее установленных налогов.  
  
     В связи с чем, Декретом СНК от 24 октября 1917 г. "О взимании прямых налогов" был установлен единый срок для уплаты ранее введенных налогов. В то же время отменялись налоги, которые противоречили вновь изданным декретам или не устраивали власти по политическим или экономическим причинам. В связи с национализацией земли был отменен поземельный налог, а также земские и мирские сборы. Одним из элементов налоговой политики Советского государства в начальный его период является введение чрезвычайных революционных налогов с городского и сельского населения страны. Введение чрезвычайных революционных налогов помимо финансовых задач - пополнения скудных денежных ресурсов, выполняло и иную задачу Советского правительства - борьбу с имущими слоями населения. В основу которого были положены классовые принципы.  
  
     Декретом о единовременном чрезвычайном десятимиллиардном революционном налоге, принятом Постановлением ВЦИК и СНК от 28 октября 1918 г. было произведено изъятие средств для нужд Красной Армии. Чрезвычайный налог носил раскладочный характер. Общая сумма - 10 миллиардов рублей - была разверстана между губерниями. Данный налог содержал в себе элемент контрибуции с имущих слоев населения страны. Однако при взимании налога не обошлось без нарушений законности, если о ней можно было тогда говорить, что заставило Советское правительство иначе посмотреть на проблему обложения данным налогом крестьян-середняков. Связано было это, прежде всего, тем, что при взимании данного налога под него подпадали хозяйства крестьян середняков.  
  
     В резолюции 8 съезда РКП(б) Об отношении к среднему крестьянству подчеркивалась: "Среднее крестьянство должно облагаться чрезвычайно умеренно, лишь в размере, вполне посильном и необременительном для него".  
  
     Декретом ВЦИК от 9 апреля 1919 г. "О льготах крестьянам-середнякам в отношении взыскания единовременного чрезвычайного налога" полностью были сложен налог с крестьян, которые подлежали обложению по небольшим ставкам и значительно был снижены более высокие ставки окладов. Финансовые результаты проведения налога значительно отличались от запланированных сумм. Вместо запланированных 10 миллиардов рублей получено было 1,5 миллиарда рублей. Помимо общегосударственных чрезвычайных революционных налогов вводились и местные чрезвычайные единовременные революционные налоги. Данные средства направлялись на покрытие расходов местной власти. В связи с натурализацией хозяйственных отношений, обесцениванием денег взимание денежных налогов было приостановлено. Острая продовольственная нехватка вынудила найти новые инструменты пополнения продовольственных запасов государства. В условиях натурализации экономики и прекращения денежного обращения правительству пришлось перейти к взиманию натуральных налогов.  
  
     Декретом ВЦИК от 30 октября 1918 г. "Об обложении сельских хозяев натуральным налогом", в виде отчисления части сельскохозяйственных продуктов был введен натуральный налог. Строился он по принципу подоходного налога. Налог взимался с излишек продуктов сверх потребности хозяйств и по прогрессивной системе в зависимости от количества десятин посева, численности скота в хозяйстве и с учетом количества едоков. В отношении кулацких хозяйств была установлена особая система индивидуального обложения. Местные Советы могли привлекать кулацкие хозяйства к обложению по повышенным нормам или отнести их к более высоким разрядам по обеспеченности посевом, или обложению всех посевов без учета количества едоков. В отличие от чрезвычайного революционного налога натуральный налог имел окладной характер, а не раскладочный. Объектом обложения являлись посевные земельные участки всех видов и скот, имеющийся в хозяйстве. Были установлены необлагаемые минимумы. Ставки налога устанавливались в пудах ржи, но налогоплательщик мог вносить налог другими продуктами.  
  
     Натуральный налог был непосредственно связан с хлебной монополией и являлся инструментом не столько финансовой, сколько продовольственной политики государства. Однако проведение налога не получило большого значения, т.к. не позволили мобилизовать все излишки продовольствия в государстве. В связи с чем правительство вынуждено было ввести продовольственную разверстку.  
 
  
     Декретом Совета труда и обороны от 19 ноября 1919 г. О натуральной трудовой и гужевой повинности в целях преодоления топливного кризиса устанавливались:

  1. натуральная дровяная повинность,
  2. трудовая повинность,
  3. гужевая повинность.
 

     В результате происходящих в стране событий состояние экономики  и отдельных ее отраслей было удручающим. Сельскохозяйственное производство в 1920 г. составляло 50 % от довоенного уровня. Необходимость нормализации и развития экономических отношений, побудило правительство пересмотреть систему  отношении к сельскому хозяйству  и крестьянству. Выведение из разрухи  всего народного хозяйства необходимо было начинать с поднятия сельского  хозяйства. Важным шагом в этом направлении  явилась отмена продовольственной  разверстки и введение продовольственного налога.  
  
     

    Все натуральные налоги могли уплачиваться 18 различными видами продуктов, с установлением  эквивалента замены одного вида сельскохозяйственной продукции другим. Первоначально  натуральные налоги не распространялись на производственные сельскохозяйственные кооперативы, которые сдавали сельскохозяйственную продукцию по особо установленным  для них правилам.  
   
     Решение о переходе к уплате единого налога в деревне было принято на XII съезде партии в резолюции "О налоговой политике в деревне". В резолюции XII съезда РКП говорилось о наличии ограничения прав крестьян на результаты своего труда и признавало права крестьян свободно распоряжаться продуктами своего труда, подчеркивая, что это право было ограничено необходимостью получать в свое распоряжение хлебные запасы для обеспечения государственных нужд. Резолюция в налогообложении деревни определяла следующее: Кроме перехода от натурального обложения к денежному коммунистическая партия, в целях облегчения положения крестьянства должна провести объединение всех государственных прямых налогов, лежащих на крестьянстве (продналог, подворно-денежный и трудгужналог), а равно и всех местных прямых налогов в единый прямой сельскохозяйственный налог. Единый сельскохозяйственный налог должен решительно покончить с множественностью обложения. Единый сельскохозяйственный налог должен обеспечить соответствие тяжести обложения каждого хозяйства с размерами его доходов и достатком.  
  
     Переход к единому сельхозналогу был осуществлен Декретом ВЦИК и СНК от 10 мая 1923 г. "О едином сельскохозяйственном налоге". В соответствии с ним на 1923/24 гг. устанавливался единый сельскохозяйственный налог взамен налогов, уплачиваемых населением, нанимающимся сельским хозяйством, в частности: единого натурального налога, трудгужналога, подворно-денежного налога, общегражданского налога. Исчисления налога производилось в весовой мере - пудах ржи или пшеницы. При определении налога учитывалось:

  1. количество пашни и сенокоса,
  2. количество едоков в хозяйстве,
  3. количество взрослого рабочего и продуктивного скота,
  4. урожайность хлебов и трав на десятину.
 

     Система построения налога способствовала развитию технических  отраслей сельского хозяйства и  животноводства.  
  
     XIII Всероссийская партийная конференция рассматривая задачи экономического развития Советского государства, в том числе и в области налогообложения крестьянства сельскохозяйственным налогом, определило пути дальнейшего совершенствования налогообложения сельскохозяйственным налогом, в частности, полный переход к денежному обложению, широкий круг льгот для малоимущих хозяйств. Конкретные шаги реорганизации сельскохозяйственного налога были определены II съездом Совета Союза СССР.  
  
 
     С ростом товарно-денежных отношении, ростом количества коллективных хозяйств необходимо было рассмотреть вопрос перехода сельскохозяйственного налога с поземельного принципа на подоходный. В период Социалистической индустриализации страны налоговая политика была подчинена задаче массового перехода коллективизации крестьянских хозяйств.  
  
     К 1926 г. сельское хозяйство по своим важнейшим показателям приблизилось к довоенным показателям: посевные площади достигли 92,5 % от показателей 1913 г., численность скота составила 88,2 % от показателей 1916 г., валовая продукция зерновых культур составила 88,1 % от показателей 1913г. Важнейшим этапом проведения изменений в налогообложении деревни стало решение апрельского (1926) пленума ЦК ВКП(б), который определил задачи стоящие на пути построения сельскохозяйственного налога. В частности предлагалось построить налог на основе определения доходов в денежной форме, включать в объект обложения доходы от неземледельческих заработков, построение налога по прогрессивному обложению, усиление обложения кулацких хозяйств  
  
     Постановлением ВЦИК СССР от 25 апреля 1926 г. было утверждено Положение "О едином сельскохозяйственном налоге 1926/27 гг". Налог был построен по подоходному принципу. Объектом обложения являлся доход соответствующего хозяйства в денежной форме. Включались в объект обложения и доходы от неземледельческих заработков. Доход исчислялся в денежном выражении, с установлением нормативного метода исчисления по единой таблице ставок налога с дохода в зависимости от совокупного дохода и числа едоков в хозяйства. Шкала обложения была установлена по доходу на едока, однако с учетом особенностей, установлено было 3 шкалы обложения:

  • для РСФСР - по доходу на едока,
  • для УССР - по доходу на хозяйство с учетом количества едоков,
  • для Узбекской и Туркменской ССР - по доходу на хозяйства.
 

     Были установлены  необлагаемые минимумы. Обложение колхозов проводилось на тех же основаниях что и единоличные хозяйства. Но при этом они имели налоговые льготы в виде 25% скидки с исчисляемого дохода. Были установлены большие сроки платежа по союзным республикам. Усилено было обложение кулацких хозяйств и увеличено количество освобожденных от налога хозяйств. Единый сельхозналог фактический был приближен к подоходному налогу, за счет привлечения к обложению неземледельческих и промысловых заработков. Переход к подоходному принципу обложения позволил упростить порядок взимания и контроля за взиманием сельскохозяйственного налога, позволил оказаться от большого количества таблиц налоговых ставок. С ростом индустриального потенциала страны потребовались определенные перемены и в сельскохозяйственном секторе экономики. Сельскохозяйственный сектор экономики значительно отставал от новых потребностей, значительной степени это касалось развития технических отраслей сельского хозяйства.  
  
 
     С 1929 г. в развитии сельского хозяйства произошли большие перемены. В стране начался процесс массового перехода крестьян в коллективные хозяйства. В связи с этим и налоговая политика страны приобрела новые аспекты. Прежде всего, налоговая политика страны была нацелена на решение задач о проведении коллективизации деревни, поддержании и укреплении колхозного строя, ликвидации кулачества. 
   
     В соответствии с Постановлением ЦИК и СНК от 30 сентября 1930 г. "О распределении поступлений единого сельскохозяйственного налога" значительная часть поступлений по сельскохозяйственному налогу передавалась в местные бюджеты. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 29 марта 1931 г. утверждено Положение "О едином сельскохозяйственном налоге на 1931 г". В соответствие с положением, исчисление налога с колхозов стали производить по валовому доходу за год. Из облагаемого дохода исключались: отчисления в неделимые и общественные фонды, доходы от рыболовства. Исчисление налога велось на основе годовых отчетов по производственным планам на пропорциональному принципу обложения. Коллективные хозяйства получили широкий круг льгот. В состав облагаемого налогом дохода единоличных хозяйств стали включатся от всех источников дохода.  
  
     Постановлением ВЦИК и СНК от 9 января 1931 г. с единоличных хозяйств был взыскан единовременный сбор на хозяйственное и культурное строительство в сельских районах. В 1932 и 1933 гг. ЦИК и СНК принимали новые Положения "О едином сельскохозяйственном налоге". Положение о сельхозналоге на 1932 г. существенных изменении не принесло. Облагаемый доход колхозов, как и прежде, определялся на основе отчетности. Обложение кулацких хозяйств не претерпело существенных изменений. 19 ноября 1932 г. ЦИК и СНК вводят для единоличных хозяйств единовременный налог на единоличные крестьянские хозяйства. Налог был в веден в целях изъятия части доходов единоличных хозяйств, не вошедших при обложении сельскохозяйственным налогом.  
  
     С введением вместо договорной системы заготовок на обязательную сдачу зерновых культур по твердо установленным ценам, потребовала изменить и систему налоговых отношении колхозов с государством.  
      Законом "О сельскохозяйственном налоге" от 1 сентября 1939 г. к уплате сельхозналога привлечены были, помимо хозяйств колхозников, единоличных крестьянских хозяйств, хозяйства членов промысловых кооперативов, также хозяйства рабочих и служащих, имевшие подсобное сельское хозяйство в сельской местности. Объектом налогообложения являлись доходы от сельскохозяйственных культур и неземледельческих заработков. Доходы определялись на основе норм доходности, устанавливаемых в зависимости от урожайности по культурам и средних цен на колхозных рынках. Доходы, получаемые по трудодням колхозниками, обложению не подлежали. Обложения строилось по прогрессивному методу обложения. Для единоличных хозяйств была установлена специальная шкала ставок с более высокой прогрессией, обложение велось на основе учета размеров их доходности. Имелся большой перечень льготных категорий, не подлежащих обложению. Были определены три срока уплаты налога: 1 октября, 1 ноября декабря.  
  
     Законом от 1 марта 1941 г внесены некоторые изменения путем повышения нормы доходности по отдельным сельхозкультурам, утверждены новые таблицы ставок.  
  
     В первый год войны Указом Президиума ВС СССР от 3 июля 1941 г. была введена стопроцентная надбавка к сельскохозяйственному налогу.  
  
     С 1942 г. Указом Президиума ВС СССР от 29 декабря 1941 г. был установлен военный налог, которым облагалось все население страны, в связи с чем стопроцентная надбавка к сельскохозяйственному налогу была отменена.  
  
     Указом Президиума ВС СССР от 3 июня 1943 г. были внесены изменения в порядок обложения сельхозналогом. Коснулись они повышения норм доходности и их дифференциации, изменению подверглась таблица ставок налога, порядок исчисления налога с единоличных хозяйств.  
  
     Указами Президиума ВС СССР от 13 июля 1948 г., 7 августа 1950 г. и 1 августа 1951 г. сельскохозяйственный налог претерпел незначительные изменения. Изменения коснулись в части увеличения прогрессии в обложении и процентов изъятия доходов, сокращения льгот по налогу и порядку предоставления льгот.  
  
     Указом Президиума от 7 мая 1952 г. законодательство о сельскохозяйственном налоге были внесены изменения в порядок обложения дохода. В соответствии с законом от 8 августа 1953 г. обложению сельскохозяйственным налогом подлежали: хозяйства колхозников, хозяйства рабочих и служащих, единоличные крестьянские хозяйства и хозяйства других граждан, не являющихся членами колхозов, если им отведены земельные участки в сельской местности. Налог взимался в целом с хозяйства, а не с отдельного члена семьи.  
 
  
     В действующей системе обложения в 40-е гг. имелся ряд недостатков. Сложилось неравномерность в обложении налогом колхозов между колхозами с разносторонне развитыми хозяйствами и с односторонне развитым хозяйством. Выражалось это в том, что часть продукции, которая производилась в колхозе и использовалась в натуральной форме, оставалась в колхозе и направлялись на оплату по трудодням и в фонды; часть продукции сдавалось государству и часть реализовывалась на колхозных рынках.  

     
     В годы Великой Отечественной войны  подоходный налог с колхозов значительных изменений не претерпел. В послевоенные годы в условиях тяжелого экономического положения налогообложение колхозов значительно усложнилось, в частности  коснулось это порядка исчисления и взимания налога, множественности  ставок, дифференциации ставок.  
  
     Указом Президиума ВС СССР от 11 августа 1948 г. были установлены четыре пропорциональные ставки: 6 % -с доходов, получаемых от внутрихозяйственного использования продукции, 6 % - с доходов от продажи продукции государству, 12 % - с доходов продукции, распределяемой среди колхозников, 13 % - с доходов, получаемых от реализации продукции на колхозных рынках. Установление сложного порядка исчисления и взимания налога, многочисленность ставок не способствовало эффективному использованию налоговых инструментов при налогообложении колхозов. Вновь сложилась ситуация неравномерного обложения колхозов, имевших различную производственную направленность.  
  
     Указом Президиума ВС СССР от 12 января 1951 г. Об изменении ст. 5 и 6 Указа Президиума ВС СССР от 11 августа 1948 г. "О подоходном налоге с колхозов" были изменены ставки. Налог с доходов от продажи продуктов в порядке контрактации и государственных закупок взимался в размере 9 % от суммы дохода, а с доходов от торговли на колхозных рынках - 15 %. Однако это не изменило неравномерности обложения колхозов.  
  
     Союзным Республикам Указом Президиума ВС СССР от 25 мая 1956 г. было предоставлено право устанавливать льготы для колхозов за счет бюджетов республик. Все острее становился вопрос перестройки обложения колхозов.  
  
     Начало этому было дано Указом Президиума ВС СССР от 12 сентября 1957 г. В соответствии с ним был установлен объект обложения особым образом исчисляемый доход. Налог исчислялся со всех видов доходов за истекший год по данным годового отчета колхозов. Была введена единая ставка вместо различных дифференцированных ставок, исчисление налога производилось самими колхозами по ставке, средний размер которой до 1959 г. составлял 14%. При этом Союзные республики могли устанавливать для отдельных районов в виде исключения дифференцированные ставки. Были установлены четыре срока платежа. К 15 марта - аванс в размере 15 % налога, к 15 июня - 25 %, к 15 сентября - 30 %, к 1 декабря - 45%.  
  
     18 декабря 1958 г. Президиум ВС СССР издал новый Указ "О подоходном налоге с колхозов". Ставка налога была установлена в размере 12,5 %.В то же время новый Указ не решил многих вопросов, в частности, налог по существу исчислялся из доходов истекшего года, а уплачивался из доходов текущего года, что не могло способствовать развитию производственных сил колхозов. В облагаемый доход фактически включалась часть издержек производства, затраты на оплату труда и другие расходы. Налог фактически был направлен по существу на изъятие не столько чистого дохода, сколько фонда оплаты труда.  
  
     Мартовский Пленум ЦК КПСС (1965 г.) признал необходимость изменений в налогообложении колхозов подоходным налогом. Указом Президиума ВС СССР от 10 апреля 1965 г. "О подоходном налоге с колхозов", введенном в действие с 1 января 1966 г. Плательщиками налога являлись сельскохозяйственные артели и рыболовецкие хозяйства, имеющие доходы от сельского хозяйства и уровень рентабельности которых превышал 15%, а также колхозы, у которых размер фонда оплаты труда колхозников превышал необлагаемый минимум, исчисляемый исходя из устанавливаемого Правительством среднемесячного заработка в расчете на одного работающего колхозника. При обложении стали учитываться экономические показатели: чистый доход и рентабельность.  
  
 
     Постановлением Совета Министров СССР от 12 июля 1982 г. 654 подоходный налог с части фонда оплаты труда колхозников, превышающий 70 рублей в месяц в среднем на одного работающего в хозяйстве колхозника в расчете на год, составил 8%.  
  
     В 1986 г. в СССР была разрешена индивидуальная трудовая деятельность граждан. Поэтому в соответствии с положениями Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» устанавливалась плата за патент на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.  
  
     В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 ноября 1986 г. граждане до начала занятия индивидуальной трудовой деятельностью обязаны были получить регистрационное удостоверение или приобрести патент в финансовом отделе исполкома Совета народных депутатов по постоянному месту жительства. Виды деятельности, на которые мог быть приобретен патент, и размеры ежегодной платы за него устанавливали советы министров союзных республик. За выдачу регистрационного удостоверения и патента взималась государственная пошлина. Доходы от занятия индивидуальной трудовой деятельностью облагались налогами, размер которых определялся в зависимости от их суммы и с учетом общественных интересов. Граждане, имевшие патенты на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, освобождались от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности.  
  
     Кроме того, с принятием Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» началась реформа системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет. Формировалась правовая база для введения системы налогов для индивидуальных предпринимателей, а также для кооперативов и предприятий с участием иностранных организаций. Основными законодательными актами в этой сфере стали:

Информация о работе Управление налогами в России