Национально-государственная автономия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:50, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является сравнительное исследование конституционно-правовых основ автономии, а также конституционно-правового статуса автономий в субъектах Российской Федерации.
В соответствии с этой целью определяются задачи исследования:
Изучить понятие и виды национальных автономий.
Проанализировать проблемы национально-государственных автономий в Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и виды автономий 6
1.1. Понятие автономии 6
1.2. Виды автономий 7
2. Национально-государственные автономии в Российской Федерации 13
2.1. Исторический аспект создания автономий 13
2.2. Проблема автономий в современной России 19
Заключение 27
Список литературы 30

Работа состоит из  1 файл

курсовая Национально-государственная автономия.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждения высшего  профессионального образования

«Южно-Уральский государственный  университет»

(национальный исследовательский  университет)

Факультет «Юридический»

Кафедра «Конституционного и административного  права»

 

 

 

 

 

 

 

«Национально-государственная автономия»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Конституционное право»

ЮУрГУ – 030900

 

 

 

                                                                   Руководитель работы, д.ю.н.,

доцент кафедры

                                 ______________Н.С. Конева 

   ______________  2013г.                                                                     

  Нормоконтролер,

______________/ Л.М. Бутакова 

_____________________2013г.     ______________  2013

                                 Автор работы,

 Студент группы ЮЗ-296

  ____________Г.С. Недорезова    

  _____________ 2013 г.

 

                                                                                                      Работа защищена

с оценкой (прописью, цифрой)

__________________________

____________________2013 г.

 

 

Челябинск 2013 
Содержание

Введение

Актуальность темы исследования. Россия – это сложносоставное государство, асимметричная федерация, являющаяся многонациональной по составу населения. Именно многонациональность порождает проблему обеспечения единства страны и требует выбора такой формы государственного (политико-территориального) устройства России, которая способствовала бы решению этой задачи.

В истории российского государства, даже когда оно было унитарным, допускались  различные формы самоуправления отдельных его частей как национальных, так и не имевших национальной специфики.

Современная федерация, сложившаяся  в постсоветский период под воздействием множества факторов, явилась следствием, кроме прочего, наличия в её составе  автономий, которые были сохранены в целях обеспечения единства государства, а также удовлетворения интересов, населяющих его народов. В этой связи важно понимать значение и цели двух основных форм автономии – национально-территориальной (политической и административной) и экстратерриториальной (культурной, персональной, корпоративной и др.).

Автономия в России является одной  из форм национально-территориального существования народов и этнических меньшинств, компактно проживающих  в ряде регионов, которая позволяет  обеспечить возможность самоуправления и реализации прав меньшинств, а также решения национальных вопросов.

Этническая составляющая (а также  культурная и, реже, конфессиональная), лежат в основе выделения автономии  как одной из конституционно-правовых гарантий прав народов в многонациональном государстве. Доминирующее в доктрине представление об автономии, признавая данные составляющие, не рассматривает их в качестве основополагающих факторов формирования самой автономии.

Однако их учет объективно необходим  как в научном осмыслении, так и в правовом регулировании соответствующих отношений.

Принципиальное значение для наиболее полного использования возможностей автономии имеет исследование правовой природы этого явления, как в  России, так и в других странах  мира. Оно может выражаться в двух основных формах – национально-территориальной (политической и административной) и экстратерриториальной (национально-культурной и др.) автономиях, в адекватной мере реализующих право на самоопределение; при этом ни в коем случае не подразумевается нарушение территориальной целостности государства. Однако в научной литературе, а также общественно-политической практике существуют разноречивые представления о самой автономии, что не может не отражаться на эффективности ее практической реализации как в территориальной, так и в национально-культурной форме.

В сложившейся конституционно-правовой ситуации все более осознается необходимость в перспективной модели российского государственного устройства, основанной на согласии и солидарности федерального центра и регионов, как определяющего интегрирующего фактора в современных условиях развития общества и государства. Такая модель, как представляется, возможна при наличии автономии, что предполагает, в первую очередь, адекватное закрепление института автономии в российском законодательстве.

В этой связи нуждается в научном  осмыслении проблема достижения баланса между центробежными и центростремительными силами, которая должна решаться с учетом общественно-политических реалий. Наблюдаемые на пути автономизации в России трудности требуют своего обстоятельного изучения, научного объяснения и поиска наиболее эффективных инструментов ее правового обеспечения.

Совокупность данных обстоятельств  и факторов делает обращение к исследованию выбранной темы весьма актуальным.

Объектом исследования является совокупность правоотношений, складывающихся в сфере  формирования и функционирования автономий  в Российской Федерации.

Предметом исследования выступают  закономерности возникновения, функционирования и развития автономии в Российской Федерации.

Целью курсовой работы является сравнительное исследование конституционно-правовых основ автономии, а также конституционно-правового статуса автономий в субъектах Российской Федерации.

В соответствии с этой целью определяются задачи исследования:

  1. Изучить понятие и виды национальных автономий.
  2. Проанализировать проблемы национально-государственных автономий в Российской Федерации.

Структура работы предопределена целью  и задачами исследования. Курсовое исследование состоит из двух глав, введения и заключения, а также списка использованной литературы.

 

  1. Понятие и виды автономий

    1. Понятие автономии

В широком смысле слова автономия  в конституционном праве означает предоставление какой-либо части государства (например, Аландским островам в  Финляндии, Крыму на Украине), нескольким частям (двум округам, населенным индейскими племенами в Никарагуа, двум округам, населенным в основном гагаузами в Молдавии), всем однопорядковым единицам (например, областям в Италии), наконец, всем разнопорядковым административно-территориальным единицам (в Японии) внутреннего самоуправления, самостоятельности в решении местных вопросов1.

Именно в этом смысле конституция  Японии 1946 г. говорит о “принципе  местной автономии”. Иногда такую  автономию называют областной, имея в виду не только единицы областного уровня, но и другие. В большинстве случаев, однако, под автономией понимаются особые политико-территориальные единицы, созданные с учетом национального состава, культуры, традиций, быта проживающего в них населения (например, Корсика во Франции, Северная Ирландия в Великобритании, Иракский Курдистан). Ниже рассматривается именно автономия такого рода, а не просто автономия административно-территориальных единиц.

Автономные образования иногда создаются законом сверху (в Ираке), иногда предварительно проводится референдум в районах предполагаемой автономии, после чего издается соответствующий закон (Филиппины). Нередко создание автономии является результатом длительной и упорной борьбы населения данной территории, особенно если это население характеризуется этническими особенностями. Компетенция автономных образований определяется конституцией (Италия) или специальными законами о конкретной автономии (Великобритания).

    1. Виды автономий

В зависимости от того, компактно  или разрозненно проживают этнические и иные общности, а также от других обстоятельств в зарубежной литературе используются три характеристики автономии2:

    • Персональная;
    • Корпоративная;
    • Территориальная.

Персональная автономия обычно создается, когда какие-либо этнические группы, национальные меньшинства проживают разрозненно (например, в Австрии, в Венгрии) и создают свои объединения, которые в основном занимаются вопросами культуры, быта, но могут участвовать в политической жизни путем представительства (с правом совещательного голоса) при некоторых центральных органах государства.

Корпоративная автономия обычно связывается  с существованием лингвистических  общностей, для которых нередко  резервируется определенная доля мест в государственном аппарате, а  государственные служащие других этнических групп, работающие в данном районе, должны знать язык и быт местного населения, живущего небольшими группами вперемежку с другими народностями (существует экзамен по языку для государственных служащих). Кроме того, судебный процесс, преподавание в школе могут осуществляться на местном языке. Такую форму автономии имеют, например, так называемые зарегистрированные касты и племена в Индии.

Территориальная автономия обычно бывает национально-территориальной  или этнотерриториальной (первое название в литературе зарубежных стран почти не применяется), но бывает и основанной не на этнических признаках, а на учете особенностей культуры, традиций, быта населения данной территории. Территориальная (этнотерриториальная) автономия образуется только в случае компактного расселения этнических групп или иных групп, отличающихся другими особенностями. Создаются автономные области, округа, районы, иные автономии, часто имеющие официально лишь географические названия (например, Азорские острова в Португалии), иногда включающие в название наименование национальности (Иракский Курдистан), а в отдельных случаях — и определение автономии (Автономная Республика Крым).

Иногда одна и та же этническая группа одновременно использует разные формы автономии (например, саамы в Швеции и Норвегии).

В отечественной литературе принято  различать две главные формы  автономии:

    • национально-территориальную (этнотерриториальную);
    • культурно-национальную.

Обе они, как видно из их названий, связаны с этническими характеристиками.

В зависимости от объема полномочий существуют две формы национально-территориальной (этнотерриториальной) автономии:

    • политическая (ее часто называют еще государственной, законодательной);
    • административная.

Политическая автономия имеет  некоторые признаки государственности. Она (ее органы) обладает правом законодательства по местным вопросам (перечень этих полномочий указан в конституции, например в Италии, или определяется специальным законом. Например, в Ираке — законом об Иракском Курдистане 1974 г. Иногда ей принадлежит также право участия в решении некоторых общегосударственных вопросов, в том числе при переговорах о международных соглашениях, если они затрагивают вопросы автономных образований, как это имеет место в Португалии (Азорские острова и некоторые другие автономные образования Португалии).

Для политической автономии характерно наличие местного парламент, иногда двухпалатного. Законы, принимаемые  им, не должны противоречить интересам  государства и его составных  частей. Такие законы обычно могут издаваться по вопросам организации административных учреждений, подчиненных данному автономному образованию, административно-территориального деления автономии, местной полиции, рынков, санитарии, ремесленного обучения, дорожной сети, сельского хозяйства и др. Политическая автономия образует свой орган местной исполнительной власти. Это может быть коллегия, избранная законодательным собранием (советом) автономии, а может быть и его председатель, выступающий как глава исполнительных служб.

В отличие от субъектов федерации, которые имеют иногда свою судебную систему вплоть до верховных судов (например, в США), автономные образования своих судов не имеют. В государстве существует единая судебная система, и суды, расположенные на территории политической автономии, входят в нее. В очень редких случаях политическое автономное образование имеет свое гражданство и свою конституцию. Гражданин автономии одновременно является гражданином государства, а если автономия входит в состав субъекта федерации — еще и гражданство этого субъекта. Ныне свою конституцию имеет Автономная Республика Крым на Украине, но собственного гражданства она не имеет.

Различные формы политической автономии  существуют во многих странах. Это Северная Ирландия в Великобритании (правда, более четверти века в ней существует прямое правление Лондона, а местный парламент распущен из-за жестоких столкновений между католиками и протестантами), Аландские острова в Финляндии, населенные преимущественно шведами, Гренландия в Дании (Гренландия пользуется значительной самостоятельностью: хотя Дания является членом Европейского союза, гренландцы на референдуме отказались от участия в нем), Корсика во Франции и др. Политическая автономия есть в постсоциалистических государствах. Помимо упоминавшегося Крыма это Республика Каракалпакия в Узбекистане, Республика Нахичевань в Азербайджане. По конституции Азербайджана 1995г. Нахичевань — это автономное государство. Есть политическая автономия в Грузии. Правда, ситуация в Грузии до конца не определилась, между Грузией и ее автономией — Абхазией — шла настоящая война, а сейчас ведутся переговоры о создании федерации или иной формы.

Информация о работе Национально-государственная автономия