Компетенции Президента российской Федерации, проблематика реализации главой государства своих полномочий в системе государственных ор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 21:29, дипломная работа

Описание

Цель работы – рассмотрение вопросов компетенции Президента российской Федерации, выделение проблематики реализации главой государства своих полномочий в системе государственных органов.

Для реализации цели работы необходимо решить ряд задач:

рассмотреть роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти РФ;
проанализировать функции, полномочия, взаимодействие Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ И РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ 8
1.1. Понятие и признаки государственного органа 8
1.2. Система органов государственной власти 9
1.3. Президент в системе органов государственной власти 13
Глава 2. ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТА 17
2.1. Институт главы государства, его правовой статус 17
2.2. Особенности конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации 18
2.2.1. Порядок выборов и вступления в должность Президента РФ 18
2.2.2. Неприкосновенность Президента 21
2.2.3. Правовые нормы, регулирующие порядок прекращения полномочий Президента РФ 22
Глава 3. ФУНКЦИИ, ПОЛНОМОЧИЯ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 24
3.1. Функции Президента Российской Федерации 24
3.1.1. Президент – гарант прав и свобод человека 24
3.1.2. Президент – координатор взаимодействия органов государственной власти 26
3.2. Полномочия Президента Российской Федерации 32
3.2.1. Полномочия Президента представительского характера 32
3.2.2. Полномочия Президента РФ в сфере безопасности и правопорядка 38
3.2.3. Полномочия Президента в сфере формирования исполнительной власти и ее функционирования 40
3.2.4. Полномочия Президента РФ в сфере функционирования законодательной власти 43
3.2.5. Полномочия Президента РФ в сфере формирования судебной власти 47
3.2.6. Полномочия Президента РФ, связанные с организацией и функционированием механизма Президентской власти 48
3.3. Акты Президента Российской Федерации 48
3.3.1. Председатель Совета Федерации – о законотворчестве, укреплении государственности и будущем России 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
Список использованной литературы 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 69

Работа состоит из  1 файл

Диплом Дима2.doc

— 414.00 Кб (Скачать документ)

      Кроме того, в субъектах РФ за последние  годы также сформировался высоко-профессиональный корпус законодателей. Этот потенциал необходимо активно использовать в законодательном процессе на федеральном уровне через достаточно эффективно работающий Совет законодателей.

      Предложения же других субъектов законодательной  инициативы, в том числе правительства, надо рассматривать, учитывать, но только в контексте общей стратегии развития законодательства. Потому, что, как уже говорилось выше, осуществляя исполнительную власть, правительство находится, по сути, в режиме постоянного реагирования на изменения текущей ситуации. И глупо не учитывать эту реальность в законодательной работе. Тем более, что ряд нормотворческих функций, например, по разработке федерального бюджета, закреплен законодательством именно за правительством.

      Но  подчинять развитие правовой системы в целом, стратегию государственной политики требованиям постоянно меняющейся обстановки - значит пассивно следовать за событиями. Подобная логика поведения оправданна лишь в кризисной ситуации. Так можно выживать. Но все время жить по законам кризиса нельзя...

      …Но все же в обозримом будущем, с моей точки зрения не очень близком, но и не очень далеком, нам все-таки надо будет переходить к выборности членов Совета Федерации. И очень хорошо, что для этого не нужно менять Конституцию, есть нормы, которые позволят, учитывая формулировку статьи, перейти к избираемости Совета Федерации.

      Надо  будет сделать только две вещи. Во-первых, избирать сенаторов не в  один день, а по мере прохождения  выборов в регионах. Совет Федерации  не должен находиться в состоянии избирательной кампании, он должен быть постоянно полномочен. После печальных событий на Дубровке осенью 2003 года я убедился, что мы можем за 6 часов собрать палату в любое время дня или ночи, в любой календарный день. Даже если многие сенаторы находятся в своих регионах, через 6 часов мы собираем кворум. А во-вторых, субъектами выдвижения кандидатов в члены Совета Федерации будут не граждане, а как раз те органы власти, которые представляют субъекты Федерации. Председатель законодательного органа субъекта РФ должен будет иметь право выдвинуть одну кандидатуру и группа депутатов, составляющих треть от общего числа, - еще по одной кандидатуре. Если депутаты никого не выдвигают, то в законе нужно прописать, что председатель выдвигает минимум две кандидатуры. То же самое - по губернаторам, с учетом нового порядка, когда у нас губернатора утверждает Законодательное собрание, а потом он делегирует члена Совета Федерации.

      Сейчас  законодательная власть как бы имеет  двойную преференцию, это не очень  логично. Ну а то, что мы перешли на новый порядок избрания глав исполнительной власти в регионах, - абсолютно правильный шаг, особенно с учетом резко возросшей значимости депутатов региональных органов власти. Меня это радует. Так вот, я думаю, что с учетом всех этих новых реалий решение вопроса о переходе к выборности членов Совета Федерации будет, в конце концов, принято.

      Я был и остаюсь приверженцем выборности членов Совета Федерации. Но только выбирать их следует не по аналогии с депутатами Госдумы в один день, а по мере прохождения региональных выборов. Одновременно с выборами депутатов можно избирать и представителей законодательной ветви власти, которых будут выдвигать депутаты, и представителя губернатора, которого будет выдвигать региональное руководство. Но голосовать будет население региона. Очень легитимно и, как уже отмечалось, не требует изменения Конституции. То есть нельзя выдвинуться самостоятельно или от партии…

       Кому на руку изменение Конституции?

      Говоря  о том, что выборность членов Совета Федерации легитимна и не требует изменения Конституции, нельзя не видеть, что у нас немало, так сказать, деятелей, которые настаивают на этом. Им интересно посмотреть на реакцию: что будет, если в общество широко и активно вбросить тему изменения Конституции. Причем таких «интересующихся» лиц, может быть, достаточно много, а интересы у них разные, иногда диаметрально противоположные. Одни просто хотят посмотреть, кто встанет на защиту Основного закона страны, а кто скажет: «Да, надо давно менять».

      Муссируя  тему внесения поправок в Основной закон, например, о третьем сроке президента, одни пытаются добиться комментария самого главы государства. Другие, рассуждая о третьем сроке, об условиях, при которых правка Конституции была бы возможна, таким образом пробалтываются о своих планах по созданию подобных условий. А точнее, по созданию такой патовой ситуации, при которой отказ от изменения Конституции означал бы риск получить если не "оранжевую революцию" , то какую-нибудь "коричневую". Для кого-то такая ситуация представляется очень выгодной: не изменишь Конституцию - получишь революцию, изменишь – получишь "демократический" гнев, хорошо, кстати, срежиссированный.

      Здесь не надо занимать страусиную позицию. Надо признать, что да, существуют некие  идеи, некоторые носители этих идей, которые просчитывают различные сценарии и которых не устраивают две вещи: движение России в демократическом направлении и в сторону усиления государства. И не устраивает сам президент. Последние могут запросто договориться с теми, кого, наоборот, президент устраивает, но которым нет дела до его легитимности, до Конституции: главное, чтобы была возможность заниматься своими вопросами. Здесь, как ни странно, интересы сторон могут совпасть. Потому что если кто-то всерьез начнет говорить о переписывании Основного закона, недруги главы государства получат дополнительные козыри в своей борьбе против президента.

      Считаю  необходимым обо всем этом говорить публично. Потому что все эти планы  очень боятся дневного света. Когда  все высвечивается и получается дискуссия, сложнее манипулировать. В том числе общественным сознанием, персоналиями, массами. Мой опыт 10-летней политики убеждает, что именно публичность, открытость и ведет в конечном итоге к позитивным результатам…

      … Мы десять лет говорим о реальной поддержке малого и среднего бизнеса, создании «среднего класса», но ничего не делается. Миллионы людей попробовали. Что получается? Бизнес задавлен криминалом, государственным рэкетом, чиновниками, бюрократией, коррупцией, всем. А ведь бизнес - это собственники, люди, которым есть что терять... Плюс неграмотная миграционная политика. Попустительство со стороны органов внутренних дел незаконной миграции, националистическим "братствам" и бог знает чему. Когда есть целые населенные пункты, в которых практически не осталось коренного населения. Причем иногда такое ощущение, что все это сознательно делается - по принципу разделяй и властвуй. Проведите опросы - в крупных городах все скажут, что есть такая проблема. Есть проблема засилья выходцев откуда-то - на рынках, в торговле. У людей, естественно, это вызывает резкое отторжение. Я же читаю социологические исследования. Еще 10 лет назад на вопрос "Чем вы больше недовольны?" в основном отвечали: нищета, отсутствие работы, низкая зарплата. Все это осталось. Но сейчас прямо говорят: засилье криминала. Причем криминала, зачастую национально окрашенного. Возникает ощущение, что кто-то одной рукой нагоняет эту волну, а другой ставит вопрос: что делать? Давайте менять Конституцию. Ах, менять Конституцию? Третья рука тут же шьет палатки определенного цвета…

      Обсуждать  острые проблемы открыто59. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Институт  президентства появился в Российской Федерации относительно недавно  и поэтому является еще окончательно не сложившимся и не оформившимся. Не вызывает сомнения тот факт, что  в его отношении еще юристам-государствоведам еще предстоит выполнить огромный объем работы, чтобы он отвечал и удовлетворял всем требованиям и действовал в любых обстоятельствах, которые могут возникнуть в стране. Многие изменения уже происходят или, постепенно накапливаясь, ожидают своего юридического закрепления, многие лишь намечаются.

      Подводя итоги необходимо отметить, что президенту РФ отводится особая роль в механизме  государственной власти, а следовательно, и особая компетенция, определяемая Конституцией РФ. Она охватывает все  аспекты государственной деятельности, носит комплексный характер.

      Согласно  Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации является главой государства. Это орган, который не относится ни к одной из ветвей государственной власти, как бы стоит над всеми видами власти, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех других органов государственной власти.

      Он  представляет Российскую Федерацию  как внутри страны, так и в международных  отношениях; принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и целостности.

      В соответствии с Конституцией и федеральными законами Российской Федерации Президент  определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

      Как глава государства Президент  Российской Федерации является гарантом ее Конституции, а также прав и свобод человека и гражданина.

      Можно утверждать, что большая часть  компетенций главы государства  реализуется посредством издания  им правовых актов.

      Акты  главы государства различаются:

  • по форме - указы и распоряжения, а также программы, концепции, положения и доктрины, утверждаемые указами;
  • по юридической силе - нормативные и правоприменительные, причем нормативными должны быть только указы.

      К официальным документам относятся  запросы, заключения, письма и заявления. Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию являются официальным политико-правовым документом.

      Все вышеназванные акты и официальные  документы издаются в целях реализации внутренних и внешних функций  главы государства, временных и  постоянных, а также единоличных  и коллегиальных.

      Специфику имеет и система взаимоотношений  Президента РФ и Федерального Собрания. Глава государства обладает широким  диапазоном средств и форм участия  в законодательном процессе. Это  выражается:

  1. в наличии у него права законодательной инициативы, причем по любому вопросу, и права на внесение предложений о поправках к Конституции РФ;
  2. в работе полномочных представителей и представителей Президента в палатах Федерального Собрания;
  3. в возможности давать на законопроекты заключения, содержащие замечания и конкретные предложения;
  4. в работе согласительных комиссий с участием главы государства;
  5. в праве налагать вето на принятые федеральные законы и возвращать их без рассмотрения, если нарушен конституционный порядок их принятия.

      Активная  и порой решающая роль Президента РФ в законотворческом процессе часто приводит к конфронтации главы государства и парламента, в результате чего принимаются несовершенные законы. Это обстоятельство указывает на необходимость принятия закона о правовом регулировании законодательного процесса и внесения изменений в регламенты палат Федерального Собрания.

      На  сегодняшний день остается актуальной проблема соотношения нормотворческих  указов с федеральными законами. Указы  Президента РФ должны носить характер подзаконных актов, но в современных условиях, когда многие вопросы требуют оперативного законодательного решения, глава государства издает указы, восполняющие пробелы в праве.

      Не  менее значима и проблема соотношения  актов Президента и решений Правительства  РФ. Очевидно, что в отношении исполнительной власти глава государства обладает наибольшим объемом полномочий. В иерархии нормативных правовых актов постановления Правительства стоят ниже указов Президента РФ, поскольку первые издаются на основании и во исполнение вторых. Кроме того, правительственные акты, в случае противоречия их указам, могут быть отменены главой государства.

      Переплетение  функций Президента и Правительства  порождает коллизии, как в правотворческой, так и в правоприменительной  практике. Поэтому необходимо сбалансировать полномочия двух этих органов власти и внести соответствующие изменения в Конституцию РФ, закрепив за Правительством РФ право самостоятельно издавать постановления и распоряжения в сфере экономики, науки, культуры, образования, природопользования, охраны окружающей среды, бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, социальной сфере, но с обязательным уведомлением об этом главы государства.

      Президент РФ как глава федеративного государства  обладает достаточным объемом полномочий во взаимоотношениях с субъектами Федерации.

      Акты  органов государственной власти субъектов не должны противоречить  Конституции РФ, федеральным законам, а также нормативным указам Президента РФ, изданным по вопросам, требующим  законодательного регулирования. Президент  РФ имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, если они противоречат Конституции, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушают права и свободы человека и гражданина до разрешения дела соответствующим судом. Однако глава государства ни разу не обратился в судебные органы, поскольку приостановленные акты либо отменялись, либо приводились в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами. Тем не менее существует необходимость в определении порядка отмены судом приостановленных Президентом РФ нелегитимных актов органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Информация о работе Компетенции Президента российской Федерации, проблематика реализации главой государства своих полномочий в системе государственных ор