Компетенции Президента российской Федерации, проблематика реализации главой государства своих полномочий в системе государственных ор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 21:29, дипломная работа

Описание

Цель работы – рассмотрение вопросов компетенции Президента российской Федерации, выделение проблематики реализации главой государства своих полномочий в системе государственных органов.

Для реализации цели работы необходимо решить ряд задач:

рассмотреть роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти РФ;
проанализировать функции, полномочия, взаимодействие Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ И РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ 8
1.1. Понятие и признаки государственного органа 8
1.2. Система органов государственной власти 9
1.3. Президент в системе органов государственной власти 13
Глава 2. ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТА 17
2.1. Институт главы государства, его правовой статус 17
2.2. Особенности конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации 18
2.2.1. Порядок выборов и вступления в должность Президента РФ 18
2.2.2. Неприкосновенность Президента 21
2.2.3. Правовые нормы, регулирующие порядок прекращения полномочий Президента РФ 22
Глава 3. ФУНКЦИИ, ПОЛНОМОЧИЯ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 24
3.1. Функции Президента Российской Федерации 24
3.1.1. Президент – гарант прав и свобод человека 24
3.1.2. Президент – координатор взаимодействия органов государственной власти 26
3.2. Полномочия Президента Российской Федерации 32
3.2.1. Полномочия Президента представительского характера 32
3.2.2. Полномочия Президента РФ в сфере безопасности и правопорядка 38
3.2.3. Полномочия Президента в сфере формирования исполнительной власти и ее функционирования 40
3.2.4. Полномочия Президента РФ в сфере функционирования законодательной власти 43
3.2.5. Полномочия Президента РФ в сфере формирования судебной власти 47
3.2.6. Полномочия Президента РФ, связанные с организацией и функционированием механизма Президентской власти 48
3.3. Акты Президента Российской Федерации 48
3.3.1. Председатель Совета Федерации – о законотворчестве, укреплении государственности и будущем России 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
Список использованной литературы 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 69

Работа состоит из  1 файл

Диплом Дима2.doc

— 414.00 Кб (Скачать документ)

     По  сложившейся практике основные направления  внешней политики Президент формулирует в ежегодных Посланиях Федеральному Собранию, в иных публичных выступлениях. 

     3.2.1.2. Президент РФ «решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища».

     Право на гражданство – одно из неотъемлемых прав человека. Оно провозглашено во Всеобщей декларации прав и свобод человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Конституция Российской Федерации, российское законодательство о гражданстве в полной мере обеспечивают осуществление норм и принципов международного права в области гражданства и прав человека. Важнейшим проявлением этого является тот факт, что решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища Конституцией возложено на Президента - гаранта прав и свобод человека и гражданина.

     Полномочия  Президента в области гражданства  конкретизированы Законом «О гражданстве  Российской Федерации». Президент обеспечивает проведение единой государственной  политики в области гражданства. Ее основу составляет законодательство в этой области и практическая деятельность государственных органов, ведающих делами о гражданстве. В соответствие со статьей 33 этого Закона Президент принимает решения по вопросам приема в гражданство иностранных граждан и лиц без гражданства, восстановления в гражданстве, разрешения на выход из российского гражданства.

     Президент образует Комиссию по вопросам гражданства  из представителей федеральных органов  государственной власти, ученых и  общественных деятелей. Комиссия на общественных началах осуществляет информационное и аналитическое обеспечение деятельности Президента по реализации возложенных на него Конституцией полномочий по вопросам гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища. Кроме того, Комиссия готовит предложения по совершенствованию законодательства и проведению единой государственной политики в этой области. По Закону Комиссия предварительно рассматривает ходатайства, поступившие на имя Президента, готовит предложения и проекты Указов, которые представляются Президенту. Комиссия работает на общественных началах.

     С учетом возрастания значимости и  роли российского гражданства в  обеспечении стабильности и сплоченности общества, укрепления российской государственности, а также новых реалий и особенностей развития России на современном этапе, упорядочения миграционной политики в 2003 году принят обновленный Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». Закон направлен на обеспечение четкого конституционного регулирования вопросов гражданства. Он учитывает необходимость сбалансированности интересов личности, общества и государства. Новый Закон призван внести существенные коррективы и структурные преобразования в институт российского гражданства, поднять всю работу в области гражданства на качественно новый уровень, отвечающий современному этапу развития общества. Новый закон полностью соответствует Конституции, отвечает международным нормам и принципам в области гражданства, обеспечения прав и основных свобод человека.

     Порядок предоставления политического убежища  определен Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 1997 года. Политическое убежище может быть предоставлено лицам, ищущим убежище или защиту от преследования в стране своей гражданской принадлежности за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.  

     3.2.1.3. Президент награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания (п. «а» ст.89 Конституции 1993г.; стст.28-29 и др. Закона о гражданстве РФ от 31 мая 2002г.33). 

     3.2.1.4. Президент осуществляет помилование34

       Помилование закреплено в Конституции Российской Федерации, Уголовном кодексе Российской Федерации, Уголовно-исполнительном кодексе  Российской Федерации. В статье 50 (часть 3) Конституции записано: «Каждый  осужденный за преступление имеет право <<…>> просить о помиловании или смягчении наказания». Статья 71 Конституции устанавливает, что амнистия и помилование находятся в ведении Российской Федерации. Другими словами, вопросы амнистии и помилования может решать только высшая федеральная власть, а именно – Президент.

       Уголовный кодекс уточняет конституционные нормы  в отношении помилования35. В статье 85 Кодекса сказано, что помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывающего наказание, актом помилования может быть снята судимость. Статья 113 Уголовно-исполнительного кодекса устанавливает меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы. В качестве одной из таких мер выступает ходатайство о помиловании. Оно может быть возбуждено в отношении положительно характеризующихся осужденных.

       Помилование, как правило, не применяется к  осужденным, совершившим умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного  осуждения; злостно нарушающим установленный  порядок отбывания наказания; ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно; ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии; ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования; которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.

       Инструктивно-методическим обеспечением деятельности комиссий по вопросам помилования в субъектах  Федерации занимается Управление Президента Российской Федерации по обеспечению  конституционных прав граждан. Оно  же готовит проекты решений Президента.

3.2.2. Полномочия Президента РФ в сфере безопасности и правопорядка

 

      Безопасность  страны представляет собой состояние  защищенности жизненно важных интересов  личности, общества и государства  от внутренних и внешних угроз. К  основным объектам безопасности относятся права и свободы человека и гражданина, материальные и духовные ценности общества, среда обитания, конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства. Субъектом обеспечения безопасности является государство, которое осуществляет функции в этой области через систему всех ветвей власти.

      Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной  защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

      Как глава государства Президент  РФ осуществляет ряд важных полномочий в сфере обороны и безопасности страны:

  • президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации (п. 1 ст. 87);
  • формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ (п. «ж» ст. 83 Конституции), который является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Статус Совета Безопасности должен быть определен федеральным законом;
  • утверждает военную доктрину РФ (пп. «ж», «з», ст. 83), которая представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на предотвращение войн, вооруженных конфликтов, на военное строительство, подготовку страны к обороне, организацию противодействия военной угрозе безопасности государства, использование Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации для защиты жизненно важных интересов Российской Федерации;
  • «в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе» (п. 2 ст. 87 Конституции РФ; ФКЗ «О военном положении» от 30 января 2002г.)36
  •    вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе» (ст. 88 Конституции 1993г.; ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001г.) 37;

3.2.3. Полномочия Президента в сфере формирования исполнительной власти и ее функционирования

 

      Выше  уже указывалось, что согласно Конституции РФ Президент не является более главой исполнительной власти, но он имеет значительные полномочия соответствующего профиля, в результате чего существует определенная конкуренция Президента и Правительства в сфере осуществления функций исполнительной власти38. Эти функции выражаются прежде всего в обширном круге полномочий, дающих право Президенту формировать Правительство и контролировать его работу39:

  1. Так, Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ. Для этого ему необходимо предварительно получить согласие Государственной Думы — Палаты Парламента России (п. «б» ст. 83). Поэтому Президент вправе также троекратно представлять Государственной Думе кандидатуры Председателя Правительства 40. В конституционной практике РФ в связи с реализацией названных полномочий Президента возникли разногласия, по поводу которых Государственная Дума обратилась с запросом в Конституционный Суд РФ. Государственная Дума просила Конституционный Суд разъяснить: вправе ли Президент вновь представлять ранее отклоненную Государственной Думой кандидатуру Председателя Правительства, трижды представлять одну и ту же кандидатуру и каковы юридические последствия трехкратного отклонения Государственной Думой одной и той же кандидатуры на указанную должность? Конституционный Суд РФ принял по этому делу Постановление о толковании ст.111 Конституции РФ (от 11 декабря 1998 г.)41, где сформулировал следующую правовую позицию: «Президент при внесении в Государственную Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства РФ вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды, либо представлять каждый раз нового кандидата». Вместе с тем, Конституционный Суд указал, что конституционное право Президента предлагать ту или иную кандидатуру и настаивать не ее одобрении, с одной стороны, и конституционное право Государственной Думы рассматривать представленную кандидатуру и решать вопрос о согласии на назначение — с другой; должны реализовываться с учетом конституционных требований о согласованном функционировании и взаимодействии участников этого процесс.

     Помимо  назначения Председателя Правительства, Президент РФ наделен и иными полномочиями в сфере исполнительной власти:

  1. Президент РФ утверждает представленные ему Председателем Правительства РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти»   выделен ряд министерств и ведомств, которые напрямую подчиняются Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами;
  2.  Президент РФ «представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации» (п.«г» ст. 83)
  3. Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров (по предложению Председателя Правительства РФ) (п. «д» ст. 83);
  4. Ключевым полномочием во взаимоотношениях Президента с Правительством является то, что Президент РФ наделен монопольным правом принимать окончательное решение об отставке Правительства РФ; причем Президент принимает окончательное решение об отставке Правительства даже если ее инициируют иные компетентные субъекты (п. «в» ст. 83; ст. 117 Конституции РФ);

      Президент располагает полномочиями, связанными не только с формированием, но и функционированием органов (должностных лиц) исполнительной власти

  1. Согласно Конституции РФ 1993 года Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ (п. «б» ст. 83);
  2. В порядке конкретизации конституционных полномочий Президента РФ на введение военного положения, чрезвычайного положения, руководство внешней политикой, осуществление функций Верховного Главнокомандования Вооруженными Силами РФ, главы Совета Безопасности (п. «ж» ст. 83 , п. «а» ст. 86; пп. 1,2 ст. 87; ст. 88 Конституции 1993 г.), закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. (в редакции 31 декабря 1997 г.), имеющий статус Конституционного Закона, закрепил, что Президент Российской Федерации осуществляет непосредственное руководство некоторыми федеральными органами исполнительной власти: Президент «руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий; утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации»42
  3.  Обеспечивает нормальное функционирование исполнительной власти и право Президента формировать свою Администрацию, которая выполняет функции аппарата главы государства. В Администрации функционируют Контрольное управление Президента, Государственно-правовое управление Президента, Управление делами Президента, Уполномоченный по правам человека, Территориальное управление, а так же иные структурные подразделения.
  4. Президент Российской Федерации: «Вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом» (п. 2 ст. 85 Конституции 1993).

3.2.4. Полномочия Президента РФ в сфере функционирования законодательной власти

 

     Осуществление государственной власти невозможно без тесного сотрудничества, взаимодействия главы государства с парламентом. В демократическом государстве законодательная и судебная ветви власти имеют рычаги взаимного влияния. В рамках этого влияния строятся отношения между Президентом и Федеральным Собранием Российской Федерации. Президент располагает совокупностью полномочий, позволяющих  воздействовать как на формирование Государственной Думы  и на прекращение ее полномочий, так и на ее законодательную деятельность43.

Информация о работе Компетенции Президента российской Федерации, проблематика реализации главой государства своих полномочий в системе государственных ор