Государственное управление и исполнительная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 10:50, реферат

Описание

Интересы охраны законности и правопорядка, поддержания государственной дисциплины требуют, чтобы органы государства обеспечивали проведение в жизнь государственной воли, применяя в случае необходимости к тем, кто не следует этой воле добровольно, и принудительные меры, допускаемые законом. Необходимо различать принуждение как специфическую деятельность органов государственного управления и как один из методов управления.

Содержание

1.Понятие, содержание и виды управления
1.2.Виды государственного управления
1.3.Социальное управление и его виды
1.4.Специфика государственного управления
1.5.Цель, функции и принципы государственного управления
2.Исполнительная власть и государственное управление
2.1.Принцип разделения властей
2.2.Признаки исполнительной власти
2.3.Функции исполнительной власти
2.4.Субъекты исполнительной власти
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Государственное управление и исполнительная власть рефират.docx

— 60.46 Кб (Скачать документ)

      Итак, Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.  

        Цель, функции и  принципы государственного  управления 

      Оценка  и анализ состояния государственного управления РФ и поиски решений по повышению производительности государственного управления в сложившейся в Российской Федерации ситуации затруднены непроясненностью ряда общественно-политических и особенно обострившихся экономических проблем, которые выступают объективными основаниями для самого государственного управления. В данный момент мы должны ответить на принципиальные вопросы, без ясного понимания ответов на которые государственное управление как технология их реализации не имеет большого значения. Нужно определиться в следующих моментах: В каком направлении мы движемся?

      В данном контексте следует ответить на вопросы, являющиеся концептуальными, системообразующими: Определиться, какое общество мы желаем построить и действительно можем. Определить адекватность ресурсов, которыми мы располагаем, и охарактеризовать ту политическую волю, которой мы обладаем. Да, безусловно, на данном этапе идет реструктуризация общественно-экономической формации, произошел переход к частной собственности, мы находимся в плоскости рыночных отношений и живем в демократической стране со всеми недостатками этой модели в рамках нашего, специфического общества. Но данные ценности и завоевания являются общим выбором и весьма неопределенным. На основе выбора в пользу данных ценностей нельзя построить и сформулировать новую концепцию государственного управления. Надо определиться в специфике нашего общества и выделить общее и частное в рамках мирового опыта. Здесь следует принять во внимание огромный спектр факторов: от исторической специфики до особенностей менталитета.

        В чем истоки преобразуемого  нами общества?Как мы видим, этот вопрос органически перекликается с предыдущим, так как выбор пути включает в себя отбор и сохранение элементов накопленных знаний и их целевое использование. Ведь нельзя полностью отторгать идеи социализма и считать, что они не востребованы. Немало от идей и принципов социализма взято и практически реализовано во многих странах. Как пример можно взять идеи «нового» курса Ф.Д Рузвельта. Значит нам нужен более глубокий и критический анализ, необходимо вычленить то, что является функциональным для развития будущего общества, а что выявило свою несостоятельность. Нам необходимо ранжировать общественные элементы, произвести селекцию элементов, которые могут быть адаптированы. Уже более 10 лет мы живем в переходном обществе и систему государственного управления необходимо адаптировать к интересам всего социального состава общества и ни в коем случае не допускать социального антаганизма.

Какие действия нужно совершать в переходный период?Этот вопрос является вполне логичным, так как достижение любых целей всегда связано с использованием соответствующих средств, ресурсов, форм и методов и в определенной мере они накладывают свой отпечаток на конечный результат. Можно говорить о большом количестве подобного рода опыта в современном обществе и рассматривать историю совершения действий по выходу из кризисного, переходного общества через призму аналогий, но данное рассмотрение теряет свою проблематику, так как потеряна специфика нашей страны, на материале которой происходит рассмотрение.

      Итак, целесообразно остановиться на основополагающем и очень сложном этапе формирования целей государственного управления. Как известно, цели выполняют обширные побудительные, стимулирующие и  регулирующие функции. Цели государственного управления возникают на основе целей  лежащих в основе жизнедеятельности  данного общества. Они являются производными от целей общества. 2

      Цели  государственного управления в современной  России.

  1. Обеспечение внутренней и внешней безопасности страны.
  2. Развитие и укрепление общественных институтов, обеспечивающих устойчивое и надежное демократическое развитие страны.
  3. Конституционная защита прав и свобод граждан РФ, общая административно-правовая регуляция.
  4. Формирование государственной политики, направленной на повышение благосостояния людей.
  5. Поддержание позитивной экологической обстановки.
  6. Поддержание рыночных механизмов.
  7. Грамотное, взаимовыгодное сотрудничество регионов и центра.

      Это лишь весьма общий обзор тех целей, которым призвано служить государственное  управление. Но архиважным является создание «древа целей», в котором были бы оперативные и стратегические, конечные и промежуточные, общие и частные  цели. Цели должны представлять собой  симбиоз, синтез, то есть некую целостность. Но, данную целостность нужно соединить  с адекватными средствами, методами и формами их реализации, ибо в  противном случае даже правильно  поставленные цели в процессе их реализации будут искажены.

Функции государственного управления - объективно обусловленные виды властных, целеполагающих, организующих и регулирующих воздействий государства на общественные процессы. Это специфическое воздействие государства, причем важно отметить, что оно является целостным. На набор функций государственного управления влияют по крайней мере 2 фактора: состояние, структура, самоуправляемость общественных процессов, то есть совокупности управляемых объектов и, безусловно, место и роль государства в обществе. Таким образом, можно сделать умозаключение, что государство, а государственное управление как его производная, является с одной стороны тем элементом, который осуществляет насилие, т.е так называемым «легитимным насилием», а с другой стороны оно играет подчиненную обществу роль и определяется потребностями, желаниями и интересами общественного развития. Говоря о таком противоречии, хочется сделать шаг в сторону ограничения и замещении, а точнее, в первый момент вообще о ликвидации данной функции (я имею ввиду «насилие»). Но, ликвидировав данную функцию, нужно заполнить чем-то вакантное место, и здесь на ум приходит лишь механизм самоуправления, в противном случае мы будем поставлены перед фактом, когда организующие и регулирующие механизмы будут девальвированы и настанет так называемый вакуум управляющего воздействия, то есть хаос, произвол.

      Таким образом, речь должна идти о проработке, выборе и оценке тех общественных институтов, которые способны взять  на себя функции государственного управления и обеспечить их должную реализацию. Оптимальным вариантом было бы нахождение некоего баланса, так как в  современном обществе мы являемся свидетелями  уменьшения государственного сектора (приватизация в данный момент рассматривается  одним из основных способов повышения  эффективности в государственном  секторе), но с другой стороны, повышения  роли государственного регулирования  в организации и разработке политики в сфере организации рыночных отношений. 

Исполнительная  власть и государственное  управление 

Исполнительная  власть — абстрактная политико-правовая категория, указывающая на существование  государственной власти, которая  призвана исполнять законы, претворять в жизнь их правовые нормы, обеспечивать бесперебойное функционирование государственных  органов, защищать права и свободы человека, поддерживать общественный порядок и безопасность. Осуществление указанных функций исполнительной власти есть результат совершения управленческих действий и принятия управленческих решений. Термин «государственное управление» имеет практический организационно-юридический смысл. Государственное управление — это форма осуществления исполнительной власти, т. е. деятельность по осуществлению исполнительной власти (ее можно также назвать исполнительно-распорядительной деятельностью). Государственное управление — это государственная деятельность, обеспечивающая надежную и слаженную работу государственного механизма. Необходимыми атрибутами государственного управления являются нормотворчество, реализация властных полномочий и мер государственного принуждение, регулирование и т. д.

Понятие «исполнительная  власть» является более узким  по отношению к понятию «государственное управление», так как исполнительная власть производна от государственного управления; эффективность ее функционирования находится в прямой зависимости  от уровня организации системы государственного управления. Вместе с тем исполнительная власть определяет объем и характер властных полномочий, реализуемых в  процессе государственно-управленческой деятельности и местного самоуправления. Органы исполнительной власти составляют базу организационной структуры  государственного управления и оказывают  непосредственное управляющее воздействие  на различные общественные процессы, поведение и деятельность людей. Исполнительная власть осуществляется в форме управления и посредством  управленческих процедур.

Исполнительная  власть — это система отношений, одним из важнейших элементов  которой является управление. Она  реально воздействует на общественные отношения посредством деятельности особых звеньев государственного аппарата, которые являются органами исполнительной власти, т. е., по существу, органами государственного управления и муниципального самоуправления. Государственное управление есть вид  государственной деятельности, в  рамках которого реализуется исполнительная власть как одна из частей единой государственной  власти.

Государственное управление осуществляется в определенных пределах и органами других ветвей власти. Законодательная и судебная власть, выполняя присущие только им функции и полномочия, также используют в своей деятельности и государственное управление. Оно является более широким понятием по отношению к исполнительной власти, обусловливает качественные характеристики последней и наблюдается в деятельности всех ветвей государственной власти. 

Принцип разделения властей 

Сущность исполнительной власти постигается в изучении теории государственной власти и теории разделения властей. Исполнительная власть, государственная власть и теория разделения властей, будучи тесно взаимосвязаны, обеспечивают на практике процесс демократического государственного управления.

Государственная власть — это система особых общественных отношений и деятельность государственных  органов, осуществляемая посредством  установленных законом форм и  методов и направленная на создание демократического режима в обществе, защиту прав и свобод человека и  гражданина и обеспечение эффективного государственного управления и контроля. Это власть государства, имеющего конкретные цели, функции и правовые средства воздействия на общественные отношения. Разнообразные и многочисленные функции государства обусловливает  наличие как специальных органов государства, так и применяемых ими специальных форм и методов воздействия на общество, на само государство, на граждан, благополучие и безопасность которых составляют основную цель государственной деятельности.

Эффективность и  демократизм государственной деятельности достигается посредством разделения государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и  судебную. Едва ли стоит задаваться вопросом: какая из этих ветвей является главной. Все они выполняют предписанные им функции, и отсутствие одной из них повлечет за собой нарушение  принципов демократии. Однако исполнительной власти традиционно отводится более  значимая роль.

Принцип разделения властей является сегодня одним  из основных конституционных принципов  всех демократических государств. Однако это не означает, что он имеет  конституционно-правовое установление, т. е. он может не упоминаться в  тексте конституции того или иного  государства. Главное, чтобы он находил  реальное отражение в практике построения механизма осуществления государственной  власти.

Классически теория разделения властей предполагает создание независимых государственных органов, осуществляющих государственную законодательную, исполнительную и судебную власть в  целях выполнения задач и функций  государства, обеспечения демократического развития общества, соблюдения прав и  свобод граждан; все ветви власти при этом уравновешивают и взаимно  контролируют друг друга. Для этой теории характерны следующие общие признаки:

1)  распределение  власти между различными органами;

2)  рассредоточение  практических функций государственной  власти по различным государственным  служащим;

3)  обеспечение  взаимного равновесия органов  власти;

4)  установленное  законом равенство органов власти;

5)  самостоятельность  органов законодательной, исполнительной  и судебной власти в осуществлении  специальных государственных функций  и специальной компетенции.

Взаимное сдерживание  ветвей власти обеспечивается различными способами:

1) функционально,  т. е. при использовании таких  инструментов, как право вето, право  контроля, право участия в общей  государственной деятельности (например, участие президента и правительства  в подготовке проекта конкретного  законодательного акта; одобрение  парламентом межгосударственных  договоров; неподписание президентом принятого парламентом закона; судебный контроль за действиями и решениями органов управления и должностных лиц);

2)   государственно-служебная  деятельность высших должностных  лиц государства как фактор  сдерживания дает возможность  руководителю одной ветви власти  участвовать как в формировании, так и в ликвидации органов  других ветвей власти (например, избрание парламентом некоторых  стран президента и назначение  на должность председателя правительства,  роспуск президентом парламента, назначение судей президентом);

Информация о работе Государственное управление и исполнительная власть