Должностное лицо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 07:59, контрольная работа

Описание

Целью настоящей работы, и, в свою очередь, задачами, являются определить и комплексно охарактеризовать и проанализировать (квалифицировать) понятие, значение и правовой статус должностного лица, как субъекта административного права России. Исследования особенностей правового статуса должностных лиц имеет теоретическую и практическую значимость для совершенствования действующего законодательства и практики его применения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Характеристика понятия должностное лицо…………………………6
Глава 2. Понятие должностного лица в административном праве…………..17
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………………..28

Работа состоит из  1 файл

готовая должностное лицо.doc

— 161.00 Кб (Скачать документ)

Исходя из изложенного  выше, можно сделать вывод, что  распорядительными полномочиями являются полномочия по управлению людьми или организациями,//а административно-хозяйственными - по управлению вещами.

Таким образом, для того,//чтобы определить, является ли конкретный государственный или муниципальный служащий должностным лицом, необходимо выяснить, обладает ли он правом осуществлять управление людьми, организациями или вещами. Такие полномочия могут указываться как в должностном регламенте и служебном контракте, так и в общих компетенционных актах (например, в положении о государственном органе, в котором он работает). Управление в данном случае обозначает возможность совершения действий, которые вызывают возникновение, изменение или прекращение тех или иных правоотношений в отношении физических лиц (например, назначение конкретного лица на должность в государственной организации),//юридических лиц (например, составление акта проверки организации), а также совершение юридически значимых действий по изменению правового статуса материальных объектов (например, списание имущества, находящегося на балансе организации).nnn

К должностным лицам  могут относиться не только служащие государственных и муниципальных  органов, но и работники других организаций, а также индивидуальные предприниматели, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.nnn

Вместе с тем следует  иметь в виду, что некоторые  другие нормативные акты могут использовать и принципиально иные определения должностного лица, применимые к государственной или муниципальной службе. Так, например, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. определяет должностное лицо местного самоуправления как выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления. Вполне очевидно, что данное определение гораздо шире, чем используемые в УК РФ и КоАП РФ, так как под него попадают практически все муниципальные служащие. В то же время в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" подчеркивается, что указанное определение должностного лица используется только для целей настоящего Закона. Таким образом, при привлечении муниципальных служащих к административной и уголовной ответственности следует руководствоваться определениями, приведенными в УК РФ и КоАП РФ, в иных случаях - в Законе о местном самоуправлении.nfyl;br

Наделение должностных лиц особым кругом полномочий предопределяет особенности их ответственности. По общему правилу должностные лица несут административную ответственность в большем размере, по сравнению с гражданами. Следовательно, это стабильный комплекс обязанностей и прав, правовое установление, ориентированное на одного человека, который должен осуществлять часть работы организации.vbnm

rfnhbyf«Связующим звеном между структурой и компетенцией органов государства, с одной стороны, и его персоналом — с другой, являются должности. Должность — это первичная ячейка органа (или его аппарата) с ее правовым статусом; это, образно говоря, служебное место. В то или иное время оно может быть занятым или вакантным. Должность предопределяет требования, предъявляемые к человеку, претендующему на ее занятие или уже занимающему ее, дает комплекс служебных и личных прав и обязанностей служащего». Каждая должность образуется в распорядительном порядке. Актами компетентных органов, лиц определяются ее название, место в служебной иерархии (кому она подчинена, кто подчинен ей), порядок замещения. Она включается в штатное расписание, в единую номенклатуру должностей служащих.lbgkjv

Должность есть юридическое  описание социальной позиции лица, занимающего ее. Подобно драматургу, определяющему содержание роли, которую будет играть актер, автор правовых формулировок определяет социальную роль лица, вступившего в должность. Организационная структура аппарата представляет собой структуру формализованных «социальных позиций», юридически закрепленных ролей. Конкретные лица, реализующие должностные полномочия, могут меняться, а их роли — нет. Изменение же статуса должности чаще всего не влечет за собой замены служащего. Должность как юридически формализованная роль актуализирует одни свойства личности, отрицает другие, безразлична к третьим. Изменение личных свойств служащего не ведет к изменению должности, формальной структуры, но может отразиться на неформальной.ytajhvfk

,tpecsqБезусловно, свойства отдельных лиц, конкретные взаимоотношения в коллективе вносят коррективы (и порой весьма существенные) в формальные структуры. Влияние неформальных связей тем больше, чем меньше подразделение аппарата. Большое влияние на структуру подразделения оказывают качества руководителя, стиль его работы. В связи с изложенным можно различать формальный и неформальный статус служащего, занимающего конкретную должность.lk;y

Статус должности как  синтез ее организационно-правового  положения состоит из двух частей: служебной и личной. Вторая часть регламентирует должностной оклад и личные права работника (размер отпуска, право на служебную квартиру, льготы и др.). Должность есть комплексное правовое образование, состоящее из норм административного, трудового и иных отраслей права. С помощью должностей обеспечиваются персонализация управленческих функций и правообязанностей, четкое разделение труда в аппарате, индивидуализация ответственности служащих. Система должностей имеет большое значение для профессионализации аппарата и повышения уровня компетентности его служащих: она нацеливает граждан на приобретение определенных знаний и навыков, выполнение определенной работы, занятие определенного места в управленческих структурах, приобретение определенных служебных и личных прав.ghfdf

Должность — это прежде всего служебные обязанности, во исполнение которых должны производиться служебные действия, т. е. действия в интересах того, кто ее учредил, для достижения служебных целей. Служебные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать служащему необходимые условия для выполнения обязанностей. Наукой управления разработано положение о балансе обязанностей и прав: необходимо их соответствие друг другу. Если прав мало, то служащий не сможет выполнить обязанности; если прав больше, чем необходимо для осуществления обязанностей, это приводит к злоупотреблениям. В обоих случаях нарушения баланса прав и обязанностей возникает безответственность.jhbubyfk

Служебные права являются средствами выполнения обязанностей по службе, а значит, служащий обязан пользоваться ими. И вообще, понятие служебных прав условно: в отношении невластных субъектов это права (давать задания, задерживать, привлекать к ответственности и т. д.), но, если рассматривать их с позиций государственного интереса (интереса организации), то служащий обязан распоряжаться, задерживать, т.е. это — его служебные обязанности.cjkywt

pfrfnbnvПоэтому служебные обязанности и служебные права часто объединяют одним понятием — полномочия, хотя, конечно, не всякое право является обязанностью. «...Власть для должностных лиц аппарата государственного управления является не столько их субъективным правом, сколько их правовой обязанностью, миссию руководства они несут как известное социальное служение, становясь слугами общества и отдельного гражданина, обращающегося к ним за помощью и защитой. Административно-правовые нормы не только предоставляют государственным служащим права, возлагают на них обязанности, но и заставляют отвечать за свои действия». Что же касается еще одного компонента должности — личных прав, — то их набор таков, чтобы стимулировать добросовестное выполнение служащим порученного ему дела. Но здесь необходимо учитывать, во-первых, возможности государства (организации), а во-вторых, не забывать о социальной справедливости, не допускать чрезмерного выделения служащих из общей массы работающих. Решать вопросы о социальном положении, например, государственных служащих, необходимо в тесной увязке с тем, как живут граждане.dfghdfsj

sdgsfjfjkСлужебные права и обязанности государственных служащих обладают единством, своеобразие которого состоит в том, что их права одновременно являются обязанностями, ибо они должны использоваться в интересах службы, а обязанности — правами, ибо в противном случае их (обязанности) нельзя будет осуществить.ghj

 

 

 

Заключениеpfrk.

 

Следовательно, под должностным лицом согласно ст. 2.4 КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.evxfkjcm

Пoнятие "должностное лицо", данное в указанной статье, кaсается только административной ответственности и поэтому весьмa специфично.

Понятие должностного лица появилось впервые в aдминистративном зaконодательстве с принятием КоАП РФ 1 июля 2002 г. Это определение является синтезом понятий должностного лицa и лицa, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, содержащихся в ст. 285 и 201 УК РФ соответственно. Подобное слияние двух логически не соответствующих понятий образует обобщающее определение должностного лица, единое для всего КоАП РФ, независимо от принадлежности этого лица к сфере чaстного правa или публично-правовых отношений.

Тaким образом, на основе изучения специальной литерaтуры исследуется вопрос о роли, признаках и видах должностных лиц государствa, обосновываются принципы, лежащие в основе правового статусa этих субъектов, рaссматриваются предпосылки формирования, содержания и особенностей правового статусa должностного лицa. savzvxvzx

Анaлиз законодательства показывает, что только должностные лица осуществляют организационно-распорядительные функции по реализации компетенции соответствующих органов. Для осуществления данных функций должностные лица наделяются государством необходимым объемом юридических властных полномочий, в том числе на издание актов управления, обеспечения их реализации путем применения мер убеждения и принудительных мер. У лиц и организаций, в отношении которых должностным лицом совершены служебные юридические действия, возникают правовые последствия в виде обязанностей поступать так, как того требуют властные предписания, либо появляется право отстаивать свой интерес, требовать пересмотра распорядительных действий должностного лица в административном и судебном порядке. ZCxcxb

 

Список использованной литературыZXzxczxv

 

I. Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
  3. Гражданский кодекс РФ.
  4. Уголовный кодекс РФ.
  5. Трудовой кодекс РФ.
  6. Налоговый кодекс РФ.
  7. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

 

II. Специальная литература:cvb

 

  1. Административное право: учебник.. Издание второе, переработанное и дополненное. По ред. Л.Л. Попова. Юристъ, 2011.

 

  1. Административное право А. Б. Агапов. .
  2. Издательство: Эксмо, 2009 г.
  3. Административное право М. Б. Смоленский. . Издательство: Феникс, 2012 г.
  4. Административное право Российской Федерации.Хаманева Н.Ю. Издательство: Юристъ, 2009 г.
  5. Административное право России Л. Л. Попов, Ю. И. Мигачев, С. В. Тихомиров. .
  6. Издательства: Проспект, ТК Велби, 2010г.
  7. Административное право России в схемах и определениях И. А. Полянский, В. Н.Ширяев.
  8. Издательство: Эксмо, 2011 г.
  9. Административное право Российской Федерации А. П. Солдатов, В. А. Мельников. .
  10. Издательство: Феникс, 2010 г.
  11. Административное право России Д. Н. Бахрах. .
  12. Издательство: Эксмо, 2011 г.
  13. Административное право Н. М. Конин, М. П. Петров. . Краткий учебник. Издательство: Норма, 2010 г.
  14. Административное право В. Е. Сатышев. . Курс лекций.
  15. Издательство: Омега-Л, 2008 г.
  16. Алехин А. П., Козлов Ю. И. Административное право РФ. Часть 1. М., 2011. С. 145.
  17. Бахрах Д.Н. Административная ответственность по российскому законодательству. М. 2010.
  18. Власть и бизнес: взаимная ответственность. Комментарий к законодательству. Под ред. В.М. Жуйкова, Э.Н. Ренова. Юридическая фирма "КОНТРАКТ", 2008.
  19. Кузьмичева Г. А., Калинина Л. А. Административная ответственность. Учебное пособие. М. 2009.
  20. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М., 2009. С. 6.
  21. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Расширенный, с использованием материалов судебной практики. В двух книгах. Издание второе, исправленное и дополненное. Агапов А.Б. Издательство "Статут", 2009.
  22. Россинский Б.В. Административная ответственность. М. 2011.
  23. Тимошенко И.В. Административная ответственность. Учебное пособие для вузов. М. 2011.
  24. Чаннов С.Е. Должностное лицо как особый субъект административной ответственности // СПС "КонсультантПлюс".

 

III. Судебно-арбитражная практика:cvbn

 

  1. Постановление  Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях».
  2. Постановление Пленума ВАС РФ от 31 июля 2003 г. N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин".
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе".

Информация о работе Должностное лицо