Административная ответственность должностных лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:18, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является характеристика понятия и основных составляющих административной ответственности.
Задачи курсовой работы:
1. Анализ нормативно-правой базы административной ответственности
2. Выявление особенностей, принципов и законодательной основы административной ответственности
3. Выявление и изучение специфики административной ответственности должностных лиц

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Административная ответственность………………………………………...6
1.1. Понятие и виды административной ответственности………….....6
1.2. Особенности административной ответственности……………..…7
1.3. Принципы административной ответственности……………….....12
1.4. Законодательные основы административной ответственности…13
2. Административная ответственность должностных лиц…………………..16
2.1. Общие положения об административной ответственности должно-стных лиц…………………………………………………………...16
2.2. Дисциплинарная и материальная ответственность должностных лиц…………………………………………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………..24
Библиографический список…………………………………………………..26

Работа состоит из  1 файл

курсовая по админправу.doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)


2

 

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

«ПОВОЛЖСКАЯ  АКАДЕМИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

имени  П.А.СТОЛЫПИНА»

 

Филиал в г. Ульяновске

 

 

КАФЕДРА  ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине   «Административное право»

 

на тему:  «Административная ответственность должностных лиц»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 3 курса, ГМУвз- 330 группы,

заочной формы обучения,

специальности  080504.65,

 

Руководитель:

Решетников В.Я.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск   2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………3

1. Административная ответственность………………………………………...6

1.1. Понятие и виды административной ответственности………….....6

1.2. Особенности административной ответственности……………..…7

1.3. Принципы административной ответственности……………….....12

1.4. Законодательные основы административной ответственности…13

2. Административная ответственность должностных лиц…………………..16

2.1. Общие положения об административной ответственности должностных лиц…………………………………………………………...16

2.2. Дисциплинарная и материальная ответственность должностных лиц…………………………………………………………………..20

    Заключение…………………………………………………………………..24

Библиографический список…………………………………………………..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Государство, государственные органы не могут  не обращать внимание на все случаи нарушения установленной ими законности, попытки отдельных лиц подменить общеобязательные нормы права своим «правом» и удовлетворять свои потребности за счет нарушения прав и законных интересов других лиц. В этих ситуациях государство вынуждено принимать адекватные меры с тем, чтобы пресечь совершаемые правонарушения, восстановить нарушенные права и заставить правонарушителя действовать в рамках законности. Действенным способом воздействия государства на правонарушителя, призванным обеспечить его правомерное поведение, отказаться от попыток совершать противоправные деяния, выступает юридическая ответственность.

В праве под этим термином понимается главным образом применение государственного принуждения виновному лицу за совершенное им правонарушение. Таким образом, юридическая ответственность – это применение к виновному лицу мер государственного принуждения за совершённое правонарушение.

В юридической литературе имеются различные определения юридической ответственности, принадлежащие Ю. А. Тихомирову, Р.О. Халфиной, В. П. Казимирчуку, Б. Л., Назарову, С. Н. Братусю, Г. В. Мальцеву, другим авторам.

Различаются  следующие виды юридической ответственности: конституционно-правовая (государственно-правовая), гражданско-правовая, уголовно-правовая, эколого-правовая, ответственность по налоговому праву, таможенному праву и другим отраслям российского права.

В зависимости от характера правонарушения и содержания санкций за его совершение различают следующие виды юридической ответственности:

- штрафная, карательная ответственность (предусматривает ограничение каких-либо прав правонарушителя, возложение на него специальных обязанностей либо его официальное порицание);

- правовосстановительная ответственность (направлена на принудительное исполнение обязанности, восстановление прав, нарушенных правонарушителем).

Штрафная, карательная ответственность применяется за:

- преступления (виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные уголовным законодательством под угрозой уголовного наказания);

- административные проступки (посягающие на государственный или общественный порядок, государственную или общественную собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправные, виновные (умышленные или неосторожные) действия либо бездействие, за которые законодательством предусмотрена административная ответственность);

- дисциплинарные проступки (нарушения трудовой, служебной, учебной, воинской дисциплины, за которые законодательством предусмотрены дисциплинарные взыскания).

Правовосстановительная ответственность заключается в восстановлении незаконно нарушенных прав, в принудительном исполнении невыполненной обязанности.

Как самостоятельный и необходимый элемент механизма правового регулирования юридическая ответственность характеризуется тремя специфическими признаками:

1)    представляет собой вид государственного принуждения,

2)    единственным основанием применения ответственности выступает правонарушение;

3)    выражается в применении негативных, отрицательных мер к лицу, совершившему правонарушение.

          Одним из видов юридической ответственности является административная ответственность.

         Административная ответственность является одним из важнейших институтов административного права. Административная ответственность за конкретные виды правонарушения устанавливается в различных нормативных актах. Законодатель, устанавливая административную ответственность за то или иное противоправное деяние, признает тем самым, что это деяние представляет общественную вредность, а некоторые из них общественную опасность, дает ему соответствующую юридическую оценку, осуждает противоправное деяние и лицо его совершившее.

              Целью данной работы является характеристика понятия и основных составляющих административной ответственности.

              Задачи курсовой работы:

1.      Анализ нормативно-правой базы административной ответственности

2.      Выявление особенностей, принципов и законодательной основы административной ответственности

3.      Выявление и изучение специфики административной ответственности должностных лиц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

1.1.           Понятие и виды административной

ответственности

Возможно сформулировать два понятия административной ответственности. Первое указывает на специфику административной ответственности в сравнении с другими видами юридической ответственности. Второе в большей степени показывает особенности административной ответственности с точки зрения ее содержания как вида правоприменительной юрисдикционной деятельности [10; 45].

Под административной ответственностью понимается возникшие в связи с административным правонарушением в сфере государственного управления правоотношение между государством в лице органа административной юрисдикции наложить на правонарушителя административное наказание, а также в обязанности правонарушителя претерпеть, понести определенные законом лишения личностного, материального, морального и организационного характера.

С другой стороны под административной ответственностью следует понимать применение в установленном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами административных наказаний к лицам, совершившим административные правонарушения, в целях их наказания, воспитания, в целях восстановления нарушенных правоотношений, а также предупреждения новых правонарушений как со стороны нарушителей, так и других лиц.

Содержание административной ответственности с этой точки зрения двояко. С одной стороны, это деятельность уполномоченных государством субъектов по применению норм административного права в связи с конкретным нарушением административно-правовых норм. С другой стороны, содержание административной ответственности заключается в реализации, исполнении обязанности правонарушителя претерпеть неблагоприятные последствия в виде определенного административного наказания за административный проступок.

Цель административной ответственности состоит в наказании нарушителя, служит его воспитанию в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития, предупреждению новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами, а также восстановлению нарушенных общественных отношений, ликвидации его последствий[10; 45].

1.2. Особенности административной ответственности

Административная ответственность представляет собой особую разновидность юридической ответственности. Среди ее характерных особенностей можно выделить следующие:

1)  административная ответственность налагается за правонарушения,  не  представляющие высокой  степени общественной  опасности. Вследствие этого карательные санкции государства за такие противоправные деяния именуются административными проступками (правонарушениями), в отличие от них преступления представляют несоизмеримо более высокую степень опасности для общественных и частноправовых интересов;

2)  ответственность по административному праву всегда представляет собой следствие противоправного действия (бездействия) юридического или физического лица. В возникающих правоотношениях всегда участвуют субъекты публично-правовой сферы (области общегосударственных интересов) - органы исполнительной власти и наделенные ее полномочиями должностные лица. Все виды правовой ответственности налагаются органами (должностными лицами) государства, однако одним из участников административного правоотношения всегда является орган исполнительной власти или исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления (муниципальный орган);

3)  административная ответственность по преимуществу наступает вследствие правонарушений в сфере общегосударственных, а не частноправовых интересов.

Безопасность государства подразделяется на национальную, экономическую, экологическую, информационную и др. Вследствие этого административные правонарушения в этих сферах прежде всего посягают на публично-правовые интересы государства. Доминирующим началом санкций за административные проступки является нанесение ущерба в сфере государственной безопасности. Вследствие этого более половины составов административных проступков, закрепленных Особенной частью КоАП, прямо или опосредованно затрагивают сферу публично-правовых интересов. Например, гл. 5 Особенной части КоАП, носящая название «Административные правонарушения, посягающие на права граждан и здоровье населения», содержит 13 составов правонарушений (т.е. почти 2/3 всех составов, предусмотренных данной главой), затрагивающих пассивные и активные избирательные права граждан. Таким образом, основной целью регламентации мер административной ответственности в данном случае являются общегосударственные интересы, а именно легитимное создание государственных или муниципальных органов[7; 82].

Другие девять глав Особенной части КоАП также по преимуществу регламентируют правонарушения, предусматривающие ответственность в сфере общегосударственных интересов.

Важнейшим предназначением, одной из функций административной ответственности является ее превентивная (предупредительная) функция, побуждающая юридических и физических лиц к соблюдению законодательства. В основе этого - моральное воздействие на субъект правоотношения, предотвращающее противоправную акцию.

Предупреждение противоправного бездействия также необходимо рассматривать в качестве нравственной акции, цель которой - создать необходимые этические предпосылки, способные предупредить нарушение административно-правовой нормы. Учитывая распространенность административных правонарушений в отличие от преступлений, следует признать, что применение превентивных методов воздействия наиболее эффективно.

Альтернативная функция ответственности по административному праву проявляется прежде всего в общегосударственных интересах. Любое государство объективно заинтересовано в правовой регламентации особых карательных методов, не сопряженных с применением к гражданам (подданным) и юридическим лицам специальных мер физического или психического принуждения, свойственных уголовному преследованию.

Не менее важна, чем вышеперечисленные, ограничительная функция административно-правовой ответственности. Во многих случаях цель введения административных санкций заключена в создании предпосылок ограничения последствий вреда возможного правонарушения. К таковым относятся некоторые из административных взысканий, например, все три вида лишения специального права, административный арест, административное выдворение. Однако в отличие от вышеуказанных функций применение ограничительной функции не всегда эффективно. Так, устное предупреждение или отдельные виды административных штрафов не всегда содействуют ограничению рецидивов совершения административных проступков.

Информация о работе Административная ответственность должностных лиц