Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:01, курсовая работа

Описание

Основная цель курсовой работы это рассмотрение административных правонарушений как юридического феномена.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) выявление основных признаков административного правонарушения
2) рассмотрение состава административного правонарушения, его объекта и субъекта, объективной и субъективной сторон;
3) выявление социально-правовой сущности административного правонарушения, степени его общественной опасности.

Содержание

Введение 3
1 Административные правонарушения 4
1.1 Понятие и признаки административных правонарушений 4
1.2 Виды административных правонарушений 9
2 Административная ответственность 11
2.1 Понятие и признаки административной ответственности 11
2.2 Состав административного правонарушения 14
3 Борьба с правонарушениями 17
3.1 Причины правонарушений и понятие юридической ответственности 17
3.2 Мелкое хулиганство как административное правонарушение,
посягающее на общественный порядок и нравственность, и методы
борьбы с ним органами внутренних дел Республики Казахстан 19
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая последний вариант АП Балгабек2.docx

— 68.81 Кб (Скачать документ)

В законодательстве установлены  следующие ограничения административной ответственности:

а) прежде всего это ограничения, касающиеся административного ареста: он не может быть применен к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей  в возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп. Кроме того, к лицам, для которых охота является основным источником существования, не могут применяться возмездное изъятие и конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, а также лишение права охоты. За редким исключением не может применяться к лицам, которые пользуются транспортным средством в связи с инвалидностью, такая санкция, как лишение права управления транспортным средством;

б) военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные несут  ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. К указанным лицам не могут  быть применены такие санкции, как  исправительные работы и административный арест, а к военнослужащим, кроме  того, штраф и лишение права  управления транспортными средствами;

в) ограничения административной ответственности устанавливаются  для судей, прокуроров, депутатов  представительных органов власти и  др.;

г) административная ответственность  не может применяться к иностранным  гражданам, обладающим дипломатическим  иммунитетом.

4. Субъективная сторона административного правонарушения показывает психическое отношение к деянию и последствиям. К административной ответственности применимо классическое определение форм вины (рис. 4.8).

Деяние считается совершенным  с прямым умыслом, если лицо осознавало антисоциальность своего действия или бездействия, предвидело его общественно опасные последствия и желало их наступления.

Налицо наличие косвенного умысла, когда лицо сознавало антисоциальный характер своего деяния, предвидело его общественно опасные последствия, но, хотя и не желало, сознательно допускало их наступление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Борьба с правонарушениями

 

    1. Причины правонарушений и понятие юридической ответственности за правонарушения

 

 

Правонарушения – явления  для общества крайне нежелательные. Поэтому общество стремится к  их ликвидации. Для успешной борьбы с правонарушениями необходимо знать  их причины – те обстоятельства, наличие которых обусловливает  существование правонарушений. Правонарушения чрезвычайно разнообразны как по видам, так и по тяжести последствий, мотивам совершения и т.д. Вместе с тем они имеют общие признаки, что даёт возможность исследовать  не только отдельные виды правонарушений, но и всю их совокупность, изучать  причины их совершения и бороться с ними.

 Причина правонарушений  – это негативное явление,  их вызывающее. Условия правонарушений  – это отрицательные обстоятельства, формирующие причину, влияющие  на нее. Поводы – это отрицательные  обстоятельства ситуативного характера,  являющиеся толчком, стимулом  для действия причины (обида,  ревность, благоприятная ситуация, невнимательность либо вызывающее  поведение потерпевшего и т.д.). Поводы провоцируют совершение  правонарушения. Причина правонарушений  – это стремление лица удовлетворить  или проявить противоправным  способом свои интересы, стремления, эмоции. Эта причина сопутствует  всем правонарушениям в любое  время, в любом обществе. Можно говорить о следующих условиях правонарушений современного общества: низкий уровень материальной жизни населения, кризис морали, низкий уровень правовой культуры граждан, различные виды отклоняющегося поведения (речь идет прежде всего об алкоголизме и наркомании), несовершенство законодательства, недостаточно эффективная работа правоохранительных органов и др.

Борьба с правонарушениями включает в себя два основных             направления – предупреждение совершения правонарушений и последовательную реализацию юридической ответственности за уже совершенные правонарушения. Для того чтобы предупреждать правонарушения, необходимо воздействовать на их причины. Поскольку последние коренятся в самом обществе, для их устранения необходим комплекс не только специально-юридических (правотворчество, правоприменительная деятельность правоохранительных органов), но и социальных мероприятий.

 Для успешной работы  с правонарушениями необходимо  представлять их состояние и  тенденции развития. Необходимо также определить и объем усилий как материального, так и нематериального характера, которые должно тратить общество, государство на борьбу с правонарушениями.]  Одним из методов такой борьбы является юридическая ответственность за совершение правонарушений. Меры ответственности устанавливаются или конкретно за каждое определённое правонарушение или в форме перечня санкций, одна из которых применяется за конкретное правонарушение, с учётом обстоятельства дела. 

Юридическая ответственность  – реакция на правонарушение. Правонарушение - основание ответственности; где  есть правонарушение, там есть (должна быть) ответственность; без правонарушения нет ответственности.  Ответственности присущи следующие функции: превентивная (предупредительно-воспитательная): наказание не только является карой за совершённое преступление, но и имеет своей целью исправление и перевоспитание осуждённых, а также предупреждение новых преступлений, как осуждёнными, так и иными лицами  репрессивная (карательная) компенсационная (восстановительная): взыскание с правонарушителя причинённого вреда, компенсирует потери потерпевшей стороны, восстанавливая её имущественную сферу  сигнализационная. Все эти функции взаимосвязаны, проявляются в той или иной степени во всех видах ответственности, проявление одной из них невозможно без проявления других.  Уровень эффективности юридической ответственности зависит от соблюдения ряда условий: высокой общей, политической и правовой культуры работников государственных органов и населения; высокого качества законодательства; наличие нравственных, правовых, политических противовесов произволу власти; наличия материальных, организационных, кадровых возможностей для исполнения законов; доверия народа к государству, его законодательным и судебным структурам. Юридическая ответственность направлена на предупреждение правонарушений, воспитание уважения к закону, общественным и личным интересам и представляет собой определённые лишения для правонарушителя, тем самым выступая своеобразным мощным охранительным правовым механизмом, а не просто охранительным правоотношением. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Мелкое хулиганство как административное правонарушение, посягающее на общественный порядок и нравственность, и методы борьбы с ним органами внутренних дел Республики Казахстан

 

 

К административным правонарушениям, нарушающим общественный порядок и  нравственность, относятся следующие  правонарушения.

Хулиганство, в зависимости  от степени общественной опасности, разделяется на мелкое, и особо  злостное. Каждому их этих видов  хулиганства свойственны определенные признаки. Поэтому правильное отражение  одного вида хулиганства от другого  представляет большой теоретический  и практический интерес. Мы рассматриваем  мелкое хулиганство. 
Мелкое хулиганство – это административное правонарушение, посягающее на общественный порядок и спокойствие граждан.

Статья 330 КоАП РК постановление №5 Пленума Верховного суда Республики Казахстан от 27 июля 1995 г. к мелкому хулиганству относят нецензурную брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, осквернение жилых помещений и другие подобные действия, выражающие неуважение к окружающим, нарушающие общественных порядок и спокойствие граждан, если эти действия по своему характеру не влекут применения мер уголовного наказания.

При совершении мелкого хулиганства, нарушается общественный порядок, однако негрубо и не столь явно, как  имеет место при уголовно наказуемом хулиганстве. Мелкое хулиганство причиняет  незначительный ущерб общественному  спокойствию, чести и достоинству  граждан. Совершая мелкое хулиганство, виновный, как и при уголовно-наказуемом хулиганстве, проявляет неуважение к обществу, но не столь явно. 
В отличие от злостного неповиновения законному распоряжению или требованию сотрудника органов внутренних дел мелкое хулиганство может быть совершенно только путем активных действий. Нарушение общественного порядка составляет сущность мелкого хулиганства, в какой бы форме оно не проявлялось.

Наиболее распространенной формой мелкого хулиганства является нецензурная брань – более 50 процентов. Сквернословие, строящееся на неуважении человека человеком во всех ее проявлениях остается проказой наших нравственных основ. Сквернословие нарушает общественную нравственность, чувство стыдливости, создает обстановку, благоприятную для возникновения драк и других антиобщественных проявлений. Нецензурные выражения, произнесенные в общественном месте, следует относить, как правило, к мелкому хулиганству. При этом не имеет значения, обращены ли были нецензурные выражения к отдельным лицам или ко всем гражданам, находящимся на месте правонарушения.

Нередко мелкое хулиганство  совершается в форме оскорбительного  приставания к гражданам. Оскорбительное приставание к гражданам может  рассматриваться как мелкое хулиганство  лишь тогда, когда оно связано  с нарушением общественного порядка и неуважением к обществу. Под оскорбительным приставанием понимается навязчивое поведение виновного, сопряженное с совершением действий, унижающих честь и достоинство граждан, например различные недостойные предложения, насильственное держание за руки, срывание головного убора и т.п. Путем таких действий виновный стремится проявить свое неуважение к окружающим, но столь очевидно, как при совершении уголовно наказуемого хулиганства. 
Однако от оскорбительного приставания необходимо отличать безобидное обращение, в виде шуток и иные поступки, не выражающие пренебрежительного отношения к правилам общежития.

Пример. К гражданке А. на автобусной остановке двое парней Н. и П. и в порядке шутки они сказали, что у нее хорошее платье и вся она хороша. На что гражданка А. попросила их оставить ее в покое, но они продолжали свои шутки, и когда подошли работники милиции и она обратилась к ним, после чего их задержали и составили протокол о мелком хулиганстве. Между тем в их действиях отсутствовали пренебрежительные отношения к гражданке А. и они не выражали неуважение к обществу. Граждане Н. и П. необоснованно были привлечены к административной ответственности.

К мелкому хулиганству  закон относит и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок  и спокойствие граждан, но не раскрывает содержания этого понятия. Практика к другим подобным действиям относит поступки, нарушающие общественный порядок и выражающие неуважение к обществу, например неприличное телодвижение, написания нецензурных слов и изображение неприличных рисунков на домах, заборах, пение неприличных песен, нарушение тишины, насильственное вторжение в общественное место вопреки запрещению лиц, призванных следить за порядком, умышленная в целях озорства быстрая езда на автомашинах и мотоциклах по лужам в населенных пунктах и иных общественных местах: срывания стенных газет, плакатов, навязчивые телефонные звонки, натравливание собак, причинившие материальный ущерб в небольших размерах и др.

Гражданин М, находясь в нетрезвом  состоянии, разбил стекло из озорства в трамвае, эти действия, нарушающие общественный порядок, были расценены как мелкое хулиганство.

Судьи в ряде случаев к  мелкому хулиганству относят  незначительные насильственные действия над гражданами, а повреждение  малоценного имущества не общественно  опасным способом, если эти действия не сопровождались грубым нарушением общественного порядка. 
Некоторые ученые полагают, что подобного рода действия выходят за рамки мелкого хулиганства, представляется, что эти возражения ошибочны, действия виновного, выразившиеся в повреждении малоценного имущества не общественно опасным способом или незначительном насилии над гражданами, если они не сопровождались грубым нарушением общественного порядка и не причинили существенного вреда охраняемым законом правам и интересам граждан, не образуют состава преступления. Поэтому при определенных условиях они могут рассматриваться как мелкое хулиганство. 
Как и за любое административное правонарушение, ответственность за мелкое хулиганство наступает с 16-летнего возраста.

В области борьбы с хулиганством на органы внутренних дел возлагается  надежное обеспечение общественного  порядка, прав и законных интересов  граждан от преступных и иных антиобщественных посягательств (действий), своевременное предупреждение и пресечение хулиганских проявлений, быстрое и полное их раскрытие, выявление и всемерное содействие устранению причин и условий, способствующих совершению противоправных действий. В соответствии с этим они обеспечивают систематический надзор за исполнением гражданами и должностными лицами решений органов государственной власти и управления по вопросам борьбы с хулиганством, задержание лиц совершающих хулиганские действия, принятия к ним мер воздействия, установленных действующим законодательством. Кроме того, они осуществляют широкий комплекс мероприятий по профилактике хулиганства, создании единого фронта борьбы с ним и поддержания такого взаимодействия с другими государственными органами и общественными формированиями. 
Главная задача, которая возложена на подразделения административной и патрульной полиции, - это организация борьбы с хулиганством на улицах и других общественных местах городов и населенных пунктов силами патрульной полиции, обеспечение взаимодействие в этой работе с нарядами специальных моторизованных частей, дорожно-патрульной службы, государственной службой охраны, медицинских вытрезвителей, приемников-распределителей, и другими подразделениями.

Важная роль в борьбе с  хулиганством отводится аппаратом  криминальной полиции уголовного розыска. Совместно с аппаратами административной службы они анализируют оперативную  обстановку, вносят коррективы в планы  работы по организации борьбы с хулиганством, выявляют причины и условия совершения хулиганских проявлений, проводят оперативные  мероприятия по недопущению формирования хулиганских групп. Участковые инспектора органов внутренних дел свои задачи по профилактике хулиганства выполняют  в процессе охраны общественного  порядка (патрулирование на обслуживаемых участках города и других общественных местах и другие).

Важные функции выполняют  штабные подразделения органов  внутренних дел, где концентрируется  основная информация о состоянии  борьбы с хулиганством. Они обеспечивают обработку сведений, анализ эффективности  проводимых мероприятий, подготовку управленческих решений, планирование комплексных  мероприятий (операции), контроль и  проверку исполнении принятых решений. Глубокий анализ информации позволяет  штабам объективно оценивать состояние  борьбы с хулиганством, выявляя причины  и условия его совершения наиболее характерные тенденции, своевременно ставить проблемные вопросы перед  руководством МВД, ДВД, ОВД.

Информация о работе Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок