Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:01, курсовая работа

Описание

Основная цель курсовой работы это рассмотрение административных правонарушений как юридического феномена.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) выявление основных признаков административного правонарушения
2) рассмотрение состава административного правонарушения, его объекта и субъекта, объективной и субъективной сторон;
3) выявление социально-правовой сущности административного правонарушения, степени его общественной опасности.

Содержание

Введение 3
1 Административные правонарушения 4
1.1 Понятие и признаки административных правонарушений 4
1.2 Виды административных правонарушений 9
2 Административная ответственность 11
2.1 Понятие и признаки административной ответственности 11
2.2 Состав административного правонарушения 14
3 Борьба с правонарушениями 17
3.1 Причины правонарушений и понятие юридической ответственности 17
3.2 Мелкое хулиганство как административное правонарушение,
посягающее на общественный порядок и нравственность, и методы
борьбы с ним органами внутренних дел Республики Казахстан 19
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая последний вариант АП Балгабек2.docx

— 68.81 Кб (Скачать документ)

Деянием, совершенным в  состоянии крайней необходимости, признается действие, совершенное для предотвращения большего вреда, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Данные деяния являются общественно  полезными, а потому не относятся  к разряду административных правонарушений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Виды административных  правонарушений

 

 

Административные правонарушения различаются по многим свойствам: по родовому и непосредственному объекту  посягательства; по характеру правонарушения; по форме вины.  По родовому объекту посягательства в КоАП РК деяния делятся на 21 вид правонарушений. Все они нашли отражение в названиях глав  КоАП РК: административные правонарушения, посягающие на права личности (глава 10), посягающие на избирательные права граждан           (глава 11), посягающие на права несовершеннолетних (глава 12), посягающие на собственность (глава 13), в области предпринимательской деятельности (глава 14), в области торговли и финансов (глава 15), в области налогообложения (глава 16), в области промышленности, использования тепловой, электрической энергии (глава 17), в сфере архитектурно-строительной деятельности (глава 18), в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов (глава 19), карантинных правил и ветеринарного надзора (глава 20), посягающие на общественную безопасность и здоровье населения (глава 22), в области печати и информации (глава 23), посягающие на установленный порядок управления (глава 24), посягающие на установленный порядок режима Государственной границы Республики Казахстан и порядок пребывания на территории Республики Казахстан               (глава 25), в сфере таможенного дела (глава 26), на транспорте, в дорожном хозяйстве и связи (глава 27), в области всеобщей воинской обязанности, воинской службы и обороны (глава 28), посягающие на институты государственной власти (глава 29), а также административные коррупционные правонарушения (глава 30).

Административные правонарушения каждой главы можно разделить на виды по непосредственному объекту посягательства. Например, правонарушения, предусмотренные в главе 22 КоАП РК, делятся на правонарушения: против покоя граждан и установленного порядка (ст. 331); против достоинства человека (ст.336).

 По характеру правонарушения  можно разделить на три вида: 1) собственно административные правонарушения; 2) правонарушения двойственного характера; 3) смешанные, т.е. такие, которые сочетают в себе собственно административные и правонарушения двойственного характера.  Собственно административные правонарушения — это такие, которые не могут быть отнесены к иным видам правонарушений (уголовным, дисциплинарным и т.д.) ни при каких обстоятельствах. Они всегда только административные. Например, невыполнение обязанности по воспитанию детей (ст. 111), уничтожение полезной для леса фауны, а также повреждение, засорение леса отходами, химическими веществами и иное нанесение ущерба землям лесного фонда (ст. 289), нарушение правил проезда железнодорожных переездов        (ст. 466). Такие правонарушения никогда не могут быть преступлениями, ибо общественная вредность их невелика. Они совершаются гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства, а следовательно, не могут быть дисциплинарными, т.е. совершаться по службе.  Ко второму виду относятся административные правонарушения двойственного характера, административно-дисциплинарные, т.е. такие, которые одновременно являются и административными, и дисциплинарными. Они совершаются по службе, а поэтому их можно называть служебными административными правонарушениями. Такие правонарушения совершаются лицами в сфере служебных (трудовых) отношений путем осуществления своих служебных (трудовых) обязанностей вразрез с правовыми нормами. Одни подобные правонарушения совершаются только должностными лицами, другие — должностными лицами или иными работниками организации. При этом должностные лица — не всегда обязательные субъекты подобных правонарушений. Например, только должностным лицом могут быть совершены: незаконный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих его права, свободы и законные интересы, либо предоставление ему неполной или умышленно искаженной информации. К правонарушениям, которые могут быть совершены должностным лицом или иным работником организации, следует отнести: нарушение должностным лицом или кассиром юридического лица, либо предпринимателем порядка ведения кассовых операций, противодействие со стороны членов органов управления банка и других работников банка выполнению временной администрацией своих функций по управлению банком, нарушение установленного порядка формирования и применения цен (тарифов) должностным и иным физическим лицом, ответственным за соблюдение указанного порядка. Правонарушениями смешанного характера являются такие, которые содержат отдельные признаки первого и второго видов правонарушений, т.е. они могут быть совершены и гражданами, и работниками юридических лиц по службе. Например, загрязнение либо засорение поверхностных или подземных вод, повреждение историко-культурных ценностей.  По форме вины все административные правонарушения делятся в КоАП на следующие: 1) умышленные; 2) неосторожные; 3) совмещенные.  Значительная часть административных правонарушений совершается умышленно. К таким правонарушениям, например, относятся: административные правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина, нарушения права государственной собственности на недра, на воды, на леса, на животный мир, причинение имущественного ущерба, административные правонарушения против общественного порядка и нравственности.  Немалая часть административных правонарушений являются совмещенными, соединяющими в себе обе формы вины - умышленную и неосторожную. Для таких правонарушений форма вины не играет никакой роли, не имеет значения при выборе (установлении) меры административной ответственности. Рассматриваемые правонарушения могут быть совершены и умышленно и по неосторожности.

 

 

2 Административная ответственность

 

 

2.1 Понятие и  признаки административной ответственности

 

 

Противоправность — один из важнейших признаков административного  правонарушения. Этот признак присущ и любому другому виду правонарушений. Специфичным для административного правонарушения является то, что рассматриваемое действие запрещено нормами административного права под угрозой административной ответственности.  Административное запрещение — это не только непозволение, неразрешение что-то делать, совершать какие-то поступки, действия. Такое запрещение содержит предписания обязывающего характера. Иначе говоря, одни административные нормы Особенной части КоАП РК запрещают совершать определенные действия, как-то: нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок,  спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу (п.1 ст. 330),— другие предписывают лицу выполнять соответствующую обязанность, совершать обозначенное в правовой норме действие, а невыполнение их влечет административную    ответственность - непредставление должностным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством Республики Казахстан (ст. 206), уклонение от сдачи для реализации огнестрельного оружия и патронов к нему, совершенное лицом, у которого аннулировано разрешение на их хранение (ст. 372).  Следовательно, противоправно то действие либо бездействие, которым нарушается административно-правовой запрет или осуществляется невыполнение правовой обязанности. За их пределами не может быть противоправности, а значит и одного из признаков административного правонарушения. КоАП РК определяет, какие деяния являются административными правонарушениями, и является единственным правовым актом об административных правонарушениях. Это свидетельствует о том, что ни одно деяние не может быть признано административным правонарушением, если это деяние не предусмотрено нормами КоАП. Только в нем находится исчерпывающий перечень административных правонарушений.

Второй, не менее важный признак административного правонарушения - виновность, наличие вины в совершении противоправного деяния. Административной ответственности подлежат лишь лица, виновные в совершении административного правонарушения. Вина выражается в психическом отношении физического лица к совершенному им противоправному деянию. Она может быть в форме умысла или неосторожности. Административным правонарушением признается такое деяние, которое совершается виновно. Отсутствие вины свидетельствует об отсутствии правонарушения. Общественно вредное деяние без вины может быть совершено лицом, которое не сознавало и по обстоятельствам дела не должно было и не могло сознавать противоправность своих поступков и наступление вредных последствий. Административная ответственность в подобных случаях исключается, и совершенное деяние не может выступать в качестве административного правонарушения.

Понятие административного  правонарушения тесно связано с  наличием административного взыскания, административной ответственности. Невозможно представить административное правонарушение без наказания. Поэтому последнее является третьим признаком административного правонарушения. КоАП РК устанавливает административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административной ответственности в соответствии с КоАП РК. За конкретное правонарушение административные взыскания предусмотрены в санкциях статей Особенной части КоАП РК. Виды и размеры их определяются характером (отличительными свойствами, особенностями, качеством) административного правонарушения и устанавливаются законодателем. Следовательно, административное взыскание (наказание) - это характерный признак только административного правонарушения. Без него нет административного правонарушения. Административное взыскание призвано обеспечить соблюдение определенного круга норм, правил, обозначенных в КоАП РК, обеспечить запрет. Те нормы, которые не снабжены подобными мерами, не входят в сферу административного права. Нарушение их образует противоправность, не исключает и виновность, но правонарушение отсутствует, поскольку не установлены административные взыскания.  Административная наказуемость как признак правонарушения не означает, что совершение административного правонарушения всегда должно сопровождаться наложением на виновное лицо административного взыскания. В главе 8 КоАП РК предусматривается возможность и освобождения от ответственности, т.е. от наложения административного взыскания.

Чтобы нормы права могли  быть реализованы, необходимо их подкрепить угрозой применения государственного принуждения. Административно-правовые нормы в этом смысле не являются исключением. Ключевое значение в системе мер административного принуждения принадлежит мерам административной ответственности. Однако административное принуждение не сводится к мерам административной ответственности. Выделяют также административно-предупредительные меры. Основной их целью является предупреждение возможных правонарушений, которые носят принудительно-профилактический характер (проверка, досмотр вещей, личный досмотр, проверка документов, введение карантина и др.). Кроме того, выделяют административно-пресекателъные меры, которые направлены на прекращение противоправных деяний, предотвращение их последствий (требование прекратить противоправное поведение, применение физической силы, специальных средств, оружия, административное задержание и др.).

Основанием для административной ответственности признаются административные правонарушения.

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и  свободы граждан, на установленный  порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое  законодательством предусмотрена  административная ответственность.

Антисоциальность административных проступков проявляется в том, что они наносят вред общественным отношениям. Характер и степень антисоциальности деяний определяются объектом посягательства, качественным содержанием и величиной ущерба, особенностями способа посягательства, формой и степенью вины, местом, временем совершения правонарушения и др. Личность правонарушителя не влияет на степень общественной опасности правонарушения, однако является основанием для индивидуальности наказания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Состав административного правонарушения

 

Признаки административного  правонарушения нужно отличать от состава  правонарушения. Только при наличии  состава правонарушения может быть положительно решен вопрос о привлечении  лица к административной ответственности. Случаются ситуации, например безбилетный  проезд в общественном транспорте двенадцатилетним мальчиком, когда деяние удовлетворяет  всем признакам административного  правонарушения, однако отсутствует  состав правонарушения (в данном случае отсутствует субъект). Поэтому перед  тем, как привлекать лицо к административной ответственности, необходимо убедиться  в наличии всех элементов состава  административного правонарушения.

Состав административного  правонарушения – это совокупность закрепленных нормативно-правовыми  актами признаков (элементов), наличие  которых может повлечь применение мер административной ответственности.

1. Объект административного правонарушения – это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности, на которые посягает административный проступок. Причинение ущерба общественным отношениям возможно путем:

причинения вреда субъекту общественных отношений (например, доведение  несовершеннолетних до состояния опьянения);

воздействия на вещь, по поводу которой возникло общественное отношение (уничтожение полезной для леса фауны);

устранения себя из общественного  отношения, что влечет неисполнение обязанностей (уклонение от подачи декларации о доходах).

2. Объективная сторона административного правонарушения – это действие или бездействие, которое запрещено нормами административного или иных отраслей права и за которое установлена административная ответственность. Действие предполагает активное поведение, в основе которого лежит сознательное телодвижение. Рефлекторные движения свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения. Бездействие – это пассивное поведение, в основе которого лежит неисполнение какой-либо обязанности, вытекающей из закона, из других нормативно-правовых актов. Необходимо отметить, что в КоАП РК  предусмотрено много правонарушений, основанных на неисполнении обязательных правил.

О наличии объективной  стороны административного правонарушения можно говорить только в том случае, если в основе действия или бездействия  лежало осознанное поведение. Таким  образом, отсутствует деяние в том  случае, если вред причинен под влиянием непреодолимой силы, физического  или психического принуждения, так  что у нарушителя не было выбора между неправомерным и правомерным  поведением.

В некоторых случаях необходимо наступление общественно-вредных  последствий. О присутствии объективной  стороны здесь можно говорить лишь при наличии причинно-следственной связи между деянием и последствиями.

Иногда законодательство связывает наступление административной ответственности с такими признаками, как неоднократность, повторность.

Неоднократность – это совершение однородного деяния несколько раз. Важно понимать, что неоднократные деяния в данном случае составляют не несколько, а одно административное правонарушение. В том случае, если совершается несколько однородных деяний, каждое из которых в отдельности образует состав административного проступка, принято говорить о повторности. Повторность – это совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию.

3. Субъект административного правонарушения. Меры административной ответственности могут быть применены как к гражданам Республики Казахстан, так и к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Возраст административной ответственности установлен в 16 лет.

Не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного  действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло отдавать отчет в своих  действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния.

Информация о работе Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок