Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:01, курсовая работа

Описание

Основная цель курсовой работы это рассмотрение административных правонарушений как юридического феномена.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) выявление основных признаков административного правонарушения
2) рассмотрение состава административного правонарушения, его объекта и субъекта, объективной и субъективной сторон;
3) выявление социально-правовой сущности административного правонарушения, степени его общественной опасности.

Содержание

Введение 3
1 Административные правонарушения 4
1.1 Понятие и признаки административных правонарушений 4
1.2 Виды административных правонарушений 9
2 Административная ответственность 11
2.1 Понятие и признаки административной ответственности 11
2.2 Состав административного правонарушения 14
3 Борьба с правонарушениями 17
3.1 Причины правонарушений и понятие юридической ответственности 17
3.2 Мелкое хулиганство как административное правонарушение,
посягающее на общественный порядок и нравственность, и методы
борьбы с ним органами внутренних дел Республики Казахстан 19
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая последний вариант АП Балгабек2.docx

— 68.81 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение             3

1 Административные правонарушения          4

1.1 Понятие и признаки  административных правонарушений    4

1.2 Виды административных  правонарушений       9

2 Административная ответственность        11

2.1 Понятие и признаки  административной ответственности    11

2.2 Состав административного  правонарушения      14

3 Борьба с правонарушениями                   17

3.1 Причины правонарушений  и понятие юридической ответственности          17

3.2 Мелкое хулиганство  как административное правонарушение,

 посягающее на общественный порядок и нравственность, и методы

 борьбы с ним органами  внутренних дел Республики Казахстан              19

Заключение                      25

Список использованной литературы         26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Тема данной курсовой работы «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок» является чрезвычайно интересной.

  Актуальность данной темы заключается в том, что административные правонарушения – явление, затрагивающее практически каждого, явление повседневности. И прояснение вопросов, связанных с административными правонарушениями и ответственностью за их совершение представляется нам весьма своевременным. 

Основная цель курсовой работы это рассмотрение административных правонарушений как юридического феномена.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) выявление основных признаков административного правонарушения;

2) рассмотрение состава административного правонарушения, его объекта и субъекта, объективной и субъективной сторон;

3) выявление социально-правовой сущности административного правонарушения, степени его общественной опасности. 

В настоящее время существует множество работ по данной теме, поэтому говорить, что правонарушение мало изучено, было бы неправильно.

В работе были использованы труды многих как российских                  (Овсянко Д.М., Кудрявцев В.Н., Мурзилов А.И., Бахрах Д.Н.), так и казахстанских ученых (Таранов А.А., Ибрагимов Х.Ю.).

В данной курсовой работе раскрываются такие понятия как правонарушения, его виды, значение в современной юриспруденции, а также причины, обусловливающие существование правонарушений, рассматривается роль органов внутренних дел в борьбе с административными правонарушениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Административные правонарушения

 

 

    1. Понятие и признаки административных правонарушений

 

Деятельность человека состоит  из поступков. Поступок – главный  элемент человеческих взаимоотношений, в котором проявляются различные  качества личности, как хорошие, так  и дурные, отношение к проблемам  действительности, к окружающим людям. Всякий поступок влечет за собой неизбежные результаты: изменения в отношениях людей, в их сознании, он также влечет последствия и для самого действующего лица. Поступок всегда связан с определенной ответственностью человека за свои действия.  В сфере правовых отношений поступок может иметь двойное значение. Основную часть актов поведения  личности составляют поступки правомерные, то есть соответствующие нормам права, требованиям законов. Антиподом  правомерного поведения является поведение  неправомерное, то есть противоречащее нормам права. Неправомерное поведение  выражается в правонарушениях, как  это следует из самого термина, актах, нарушающих право, противных ему.

Все правонарушения общественно  вредны (общественно опасны), поэтому  они запрещены нормами права  и обеспечены мерами государственного принуждения, ответственности. Между  тем, характер и степень их вредности  не одинаковы. В связи с этим различают  преступления, административные правонарушения, дисциплинарные проступки и т.д. Таким образом, административные правонарушения представляют собой разновидность  правонарушений вообще.

Далеко не каждый человек  имеет полное представление о  правомерности своих действий. Один руководствуется здравым смыслом, второй действует интуитивно, третий просто подавляет свои желания. Придерживаясь  такой политики, и первый, и второй, и третий в равной степени могут преступить закон, даже не подозревая об этом, впоследствии понеся за свое правонарушение юридическую ответственность. Так что же такое правонарушение?

Иногда бывает трудно определить грань между обычным поступком  и правонарушением. Широко известны такие понятия, как "аморальный поступок", "аморальное поведение". Корнем выделенных слов является слово "мораль". Мораль – это совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека. Но эти нормы  нигде не записаны. За их нарушение  наступает моральная ответственность  в виде осуждения со стороны тех, кто согласен с моральными нормами. И если бы люди научились соблюдать  моральные нормы, законы бы не потребовались.

Правонарушение представляет собой действия, противоречащие нормам права. Противоправность правонарушения выражается в том, что гражданин, или иное лицо нарушает какую-либо действующую  норму права, действует вопреки ее предписаниям и тем самым противопоставляет свою собственную волю воле государства, вступает с ним в конфликт.  Особенность конфликта граждан, либо иных лиц с государством, который проявляется в форме правонарушений, состоит в том, что субъекты действуют противоправно, вопреки нормам права, запрещающим соответствующее поведение или обязывающим к активным действиям.

Поскольку каждая норма права  закрепляет не только обязанности, но и права, то всякое нарушение нормы  права представляет собой посягательства на права других лиц и, следовательно, является социально-вредным, опасным. Однако не всякое причинение вреда  другому лицу является правонарушением. Законодательством допускаются  ситуации, в которых подобные действия признаются правомерными. Это, например, причинение вреда в состоянии  необходимой обороны, крайней необходимости, с согласия потерпевшего, при выполнении профессиональных обязанностей, в случаях  производственного риска, задержания лица, совершившего преступление, выполнения законного приказания руководителя по работе, службе.  Таким образом, необходимым признаком правонарушения является противоправность.

Деяние, которое не нарушает каких-либо норм права, может быть аморальным, нарушением норм общественных организаций, но не правонарушением. Единственным основанием административной ответственности  является наличие состава административного  правонарушения, как в нормативном, так и в фактических аспектах.  Административное правонарушение (проступок) есть посягающее на государственный и общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.  Под административным правонарушением, которое является основанием административной ответственности, применения к лицу административной взыскания, понимается виновное, противоправное деяние, которое посягает на установленные правом и обеспеченные административно-правовыми санкциями правила поведения граждан и должностных лиц в сфере государственного управления. При этом административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП РК, наступает при условии, что эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.  Вполне возможны ситуации, когда правонарушитель не знал о наличии соответствующего запрета в действующем законодательстве. Однако это обстоятельство не освобождает от ответственности за совершенное правонарушение. В праве существует презумпция знания закона. Еще со времен Древнего Рима действует принцип, согласно которому нельзя отговариваться незнанием закона. В современных условиях государство и его органы публикуют все нормативно-правовые акты, затрагивающие права и интересы граждан и иных лиц. Следовательно, каждый должен позаботиться о знании норм, регулирующих отношения, в которые он вступил или намеревается вступить. Общественную опасность большей части действий можно осознавать и без знания конкретных норм права, руководствуясь логикой отношений и стремлением не нарушать интересов других лиц. Религиозная и моральная заповедь – не желай другому того, чего не желаешь себе – четко ориентирует любое лицо, какие его действия могут быть общественно-опасными, причинить вред другим людям.  Дееспособный человек, вступая в правоотношения, руководствуется так называемым здравым смыслом, основанным на житейском опыте, общих и профессиональных знаниях. Здравого смысла вполне достаточно, чтобы правильно предвидеть результаты своих действий, как позитивные, так и негативные, и сознательно избрать соответствующий вариант поведения, сформировав добрую или злую волю. Умением предвидеть результаты своих действий, продумать их варианты и осуществить осознанный выбор человек отличается от животных. Последние, действуя на основе инстинктов, без разумения, не могут выступать субъектами правонарушения даже в случаях, когда они причиняют вред имуществу или здоровью человека.  Современное законодательство последовательно исходит из принципа, что только человек, обладающий свободной волей и способный предвидеть результаты своих действий, может нести ответственность за свои противоправные деяния, совершенные им виновно. Способность человека быть субъектом правонарушения называется деликтоспособностью. Не все люди обладают ею. Имеются два основания, по которому люди могут признаваться неделиктоспособными – возраст и психическое заболевание.  По законодательству Республики Казахстан лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста, несут административную ответственность.

Деликтоспособность несовершеннолетних в остальных отраслях права возникает одновременно с наступлением правоспособности.  Вопрос о возможности лица, страдающего психическими заболеваниями, нести ответственность за совершенные противоправные деяния, решается судом на основании заключения психологической экспертизы. Лицо, признанное судом недееспособным, не может нести ответственности за гражданско-правовые и административные проступки. Оно освобождается от уголовной ответственности, если не могло осознавать фактического характера и общественной опасности своих действий либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что правонарушение представляет собой виновное противоправное деяние деликтоспособного лица.

Укажем основные признаки административного правонарушения.

1. Административное правонарушение  – это прежде всего деяние, имеющее выражение вовне в виде действия (активное поведение) или бездействия (пассивное поведение). Мысли, убеждения, психические процессы не составляют правонарушения. Кроме того, у лица должен быть хоть какой-то выбор между антисоциальным и правомерным поведением, иначе говорить о наличии деяния нельзя. Не образует деяния также и неконтролируемое телодвижение.

2. Административное правонарушение – это антисоциальное деяние. В науке существует спор по поводу природы административных правонарушений: являются ли они общественно вредными или общественно опасными. По существу, административный проступок есть общественно опасное деяние, которое отличается от преступления лишь характером и степенью общественной опасности, о чем свидетельствует постоянный обмен составами между административным и уголовным правом в форме криминализации и декриминализации деяний. Об этом же свидетельствует привлечение к уголовной ответственности за некоторые повторные деяния, за которые ранее применялась административная ответственность.

3. Административное правонарушение  – это противоправное деяние. Это означает, что данное деяние нарушает нормы права, причем не только административного, но и любой другой отрасли, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

4. Административное правонарушение  – это виновное (умышленное или  неосторожное) деяние. 

Забегая немного вперед, отметим, что административная ответственность устанавливается законом и подзаконными актами. Некоторые общие положения содержит Конституция РК. Важнейшим актом, устанавливающим административную ответственность и регулирующим порядок ее применения, является Кодекс РК об административных правонарушениях (КоАП РК), состоящий из Общей и Особенной частей.

В Общей части закрепляется сам институт административной ответственности, порядок привлечения к административной ответственности и исполнения взысканий.

В Особенной части предусмотрен перечень составов административных правонарушений, за которые устанавливается определенное административное взыскание. Сразу необходимо отметить, что этот перечень является открытым: дело в том, что правом принимать решения, предусматривающие за их нарушение административную ответственность, обладают, кроме центральных органов государственной власти и управления, и представительные, и исполнительные органы власти субъектов РК, органы местного самоуправления в пределах компетенции, определенной ст. 3 КоАП РК (например, по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями).

Из определения, которое дано в главе 3 КоАП РК, вытекают три признака административного правонарушения: противоправность, виновность, наказуемость. Любое административное правонарушение проявляется в определенных поступках. Законодатель рассматривает в качестве административного правонарушения не любое действие, а лишь то, которым причиняется вред, которое является общественно вредным. Не может быть никаких сомнений в том, что противоправное действие представляет общественную вредность. Вредоносны и аморальные поступки. Между тем, вредность их не настолько велика, они не так многочисленны, чтобы возводить их в ранг правовых, запрещать правовыми нормами. Общественная опасность административного правонарушения выражается в первую очередь в том, что их совершение сопровождается разрушением (нарушением, расстройством) установленных правом общественных отношений.  Из всего вышесказанного напрашиваются следующие выводы:

1) все административные  правонарушения являются общественно  вредными, поскольку ими разрушаются  (расстраиваются) общественные отношения,  урегулированные нормами административного  права;

2) противоправных деяний, не являющихся общественно вредными, не существует;

3) по этой причине общественная  вредность не выступает в качестве  отдельного признака административного правонарушения.

По признаку отсутствия признака антисоциальности деяние, совершенное в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, не считается правонарушением.

Необходимой обороной признается защита личности или прав обороняющегося или другого лица, интересов общества или государства от общественно опасного посягательства путем причинения вреда посягающему, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.

Информация о работе Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок