Административно-правовые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 11:49, курсовая работа

Описание

Административное право представляет собой отрасль правовой системы Российской Федерации, которая призвана регулировать особую группу общественно-властных отношений. Главная их особенность состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях страны.

Содержание

Введение 3

1. Общая характеристика административно-правовых норм, регулирующих административные правоотношения 7

1.1 Понятие, черты административно-правовых норм 7

1.2 Классификация административно-правовых норм 11

2. Административно-правовые отношения 17

2.1 Понятие и особенности административно-правовых отношений 17

2.2 Структура административно-правовых отношений 23

2.3 Виды административных правоотношений 27

Заключение 40

Библиографический список 43

Работа состоит из  1 файл

курсовая - адм. право.doc

— 305.50 Кб (Скачать документ)
  • сфера государственного управления - поле практической деятельности исполнительных органов и должностных лиц, действующих от имени этих органов. Из этого утверждения можно сделать вывод, что в границах названной сферы нередко возникают правоотношения иного рода (например, финансово-правовые, земельно-правовые, природоохранные, предпринимательские и даже гражданско-правовые). Это давно подтвердила практика.
  • административным правоотношениям свойственна предусматриваемая действующим правом возможность выступать в роли одного из элементов общего механизма правового регулирования или административно-правового опосредования общественных отношений, относящихся к предмету других отраслей российского права;
  • сфера государственного управления является той областью деятельности государства, в которой действуют особого рода субъекты. Обобщенно их называют или органами государственного управления, или органами исполнительной власти. Таким образом, в административно-правовых отношениях опосредуется само государственное управление, т.е. компетенция соответствующих субъектов этого вида государственной деятельности. Она не ограничивается только взаимодействием разноуровневых субъектов такого рода. Управленческая компетенция реализуется в отношениях со всеми возможными сторонами, чья практическая деятельность или же чьи конкретные интересы связываются с механизмом исполнительной власти, т.е. с процессом реализации компетенции ее субъектов;
  • для возникновения административно-правовых отношений необходимы особые условия, которые возникают непосредственно в связи с практической деятельностью исполнительных органов по реализации возложенных на них исполнительно-распорядительных функций. Например, заключение имущественных сделок не является проявлением исполнительной власти, а потому, совершая подобного рода действия, исполнительный орган не выступает в роли субъекта управления. Механизм реализации исполнительной власти не находит своего выражения в этих действиях. Или возникают также непосредственно по поводу осуществления исполнительными органами не любых функций, а только управленческих. Имеется в виду практическая реализация принадлежащих им юридически властных полномочий. Без них исполнительный орган не может выступать в роли субъекта исполнительной власти;
  • административно-правовые отношения по своей сути являются организационными. Они имеют прямую связь с реализацией функций исполнительной власти, которые по своему содержанию направлены на организацию процесса правоисполнения. Административно-правовые отношения несут на себе организационную нагрузку в двух основных аспектах. Во-первых, «самоорганизация» - организация собственной работы всего исполнительного аппарата, осуществляемая в рамках административно-правовых отношений между разными звеньями системы исполнительных органов. Во-вторых, организация, выходящая за рамки ее первого варианта и реализуемая в административно-правовых отношениях с участием иных коллективов и людей, соприкасающихся со сферой государственного управления.

     По  этим основным направлениям через административно-правовые отношения исполнительная власть может  оказывать повседневное регулирующее и организующее воздействие на поведение  управляемых;

  • административно-правовые отношения «не закрыты» для кого-либо из возможных участников правовых отношений.. Наличие правомочий, представляемых административно-правовой нормой, либо возложение ею определенных обязанностей - единственное условие, при соблюдении которого каждый, кто функционирует в сфере государственного управления или заинтересован в ее нормальном функционировании, может быть инициатором их возникновения либо прекращения. Таким образом, административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон: исполнительных органов и их должностных лиц, государственных коллективов, граждан.

     Все же согласие или желание второй стороны  не является во всех случаях обязательным условием их возникновения. Административно-правовые отношения могут возникать и  вопреки желанию второй стороны  или ее согласию. Этот признак в наибольшей степени отличает их от гражданско-правовых отношений;

  • между сторонами административно-правовых отношений возможны споры. Так, гражданин может быть не согласен с правомерностью принятых в его адрес действий исполнительного органа (должностного лица).

     Это его несогласие, хоть и не влияет на возникновение правоотношения, вызывает определенные юридические последствия: гражданин вправе оспаривать указанные  действия. Так возникает конкретный административно-правовой спор. Для  разрешения гражданско-правовых споров установлен специальный процессуальный порядок (исковое производство). Он установлен и для разрешения возможных административно-правовых споров. Обычно такого рода споры разрешаются во внесудебном порядке. Но нередко законодательство предусматривает судебный порядок разрешения административно-правовых споров либо в качестве самостоятельного, либо альтернативного. В настоящее время наблюдается тенденция расширения круга административно-правовых споров, разрешаемых судом;

  • для гражданско-правовых отношений характерна ответственность одной стороны перед другой. Административным правом установлен иной порядок ответственности сторон административно-правовых отношений в случае несоблюдения ими требований административно-правовых норм. В этом случае ответственность одной стороны наступает непосредственно перед государством в лице его соответствующего органа (должностного лица)12.

     Возможна  и ответственность одной стороны  административно-правового отношения  перед другой, но в ограниченных случаях и пределах.  

     2.2 Структура административного правоотношения 

     Административно правовые отношения, как и другие правоотношения, имеют свою структуру: субъекты, объекты и юридические  факты13.

     Субъектом административно правового отношения  является тот, кто наделен административными правами и обязанностями:

     - граждане России;

     - иностранные граждане и лица  без гражданства;

     - государственные органы, предприятия,  учреждения, организации;

     - служащие государственных органов  и организаций;

     - представители общественных объединений;

     - органы местного самоуправления

     Различают следующие виды субъектов административного  права - индивидуальные и коллективные субъекты14. Индивидуальные субъекты: граждане, иностранцы, лица без гражданства, а также лица, хотя и имеющие специальный административно-правовой статус, но участвующие в административных правоотношениях в качестве индивидуума (например, вынужденный переселенец, беженец, военнообязанный, студент). Коллективными субъектами административных правоотношений считаются организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, которые имеют право выступать в отношениях с другими субъектами в качестве единого целого публично-правового образования (объединения, организации, коллективы, предприятия и их подразделения, управленческие органы)15. Определяющим признаком субъектов административно-правовых отношений является наличие у них материального или процессуального административно-правового статуса (прав, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности). В данном случае речь идет о двух таких категориях:

    1. административная правоспособность - способность иметь установленные в административно-правовых нормах права и обязанности (право на имя, право на благоприятную окружающую среду, право на медицинскую помощь и т.д.);
    2. административная дееспособность - способность лица приобретать и осуществлять права, исполнять обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные нормативными правовыми актами, нести ответственность за нарушение административно-правовых правил (право на судебную защиту от действий и решений административных органов, право на пользование услугами адвоката в производстве по делу об административном правонарушении).

     В зависимости от субъектов и целей  реализации административно-правовых отношений можно выделить четыре их вида16:

  • отношения в связи с реализацией органами и должностными лицами государственной администрации установленной законом компетенции;
  • отношения в связи с реализацией частными лицами их прав в сфере исполнительной власти (право на поступление на государственную службу, право на получение пенсии и т.д.);
  • отношения, связанные с оспариванием незаконных действий и решений администрации, которые ущемляют права и законные интересы частных лиц путем их нарушения, незаконного возложения какой-либо юридической обязанности или незаконного привлечения к какой-либо юридической ответственности, т.е. административные споры. Административно-правовые споры представляют собой одну из разновидностей охранительных административно-правовых отношений;
  • охранительные отношения, возникающие в связи с нарушением частными лицами установленных государством общеобязательных норм, влекущих применение мер административного принуждения, в том числе мер административной ответственности17.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис 2.1

     Административная  правосубъектность у граждан  России возникает с момента рождения, а у государственных органов, предприятий, учреждений, общественных объединений и других юридических лиц - с момента их регистрации в установленном порядке. Административная правосубъектность у государственных служащих наступает с момента зачисления их на должность. Общим объектом регулирования административно правовых норм, как и иных правовых норм, являются общественные отношения, а непосредственным объектом - поведение субъектов, действия сторон. В каждом конкретном административно правовом отношении его стороны осуществляют предоставленные им права и возложенные на них обязанности, которые связаны с объектом правоотношения. Таким образом, объектом правоотношения являются действия сторон, а вещи, продукты творческой деятельности и личные нематериальные блага (честь, достоинство) - его предметом. Содержание административно-правовых отношений составляют права, обязанности, запреты, ограничения субъектов административного права, а также процессуально-правовой режим их осуществления, исполнения, соблюдения или правовой защиты. Одним из элементов содержания административного правоотношения являются публичные обязанности и права, субъекты реализации которых называются участниками публично-правового отношения, призванные осуществлять публичные обязанности правомочия. Объекты правоотношения подразделяются на непосредственные и отдаленные (вторичные). Непосредственным объектом административных правоотношений (равно как и других видов правоотношений) является поведение человека, его действия, деяния. А через управляемые действия (поведение, деяния) оказывается опосредованное воздействие (влияние) как на предметы материального мира, так и на продукты духовного творчества18.

     Административно-правовые отношения возникают при наличии  условий, предусмотренных административно-правовыми  нормами. Это - юридические факты - обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями данной нормы между сторонами должны возникнуть конкретные правоотношения. В качестве юридических фактов выступают действия или события. 

     2.3 Виды административно-правовых отношений 

     Виды  административно правовых отношений  различаются по содержанию, соотношению прав и обязанностей их участников, характеру порождающих юридических фактов, способу защиты. По своему содержанию административно правовые отношения делятся на материальные и процессуальные. К материальным административно правовым отношениям относятся общественные отношения, возникающие в сфере управления, регулируемые материальными нормами административного права, закрепляющие полномочия органа исполнительной власти, или права и обязанности граждан. Административно процессуальные отношения - это отношения, которые складываются в связи с разрешением индивидуально конкретных дел и регулируются административно процессуальными нормами. По характеру юридических фактов, порождающих административно правовые отношения, эти правоотношения делятся на отношения, порожденные правомерными и неправомерными фактами. По способу защиты можно выделить отношения, защищаемые в административном и в судебном порядке. Административно-правовым правоотношениям присуще широкое разнообразие в зависимости от характера и видов управленческой деятельности, ее участников, от того, какие функции государственного управления реализуются, от поставленных перед органами исполнительной власти (местной администрацией) целей и т.д. По целям административно-правовые отношения подразделяются на охранительные и регулятивные, что соответственно сказывается на применении различных методов и форм управленческой деятельности. По составу участников административно-правовые отношения можно разграничить на отношения, участники которых принадлежат к государственному аппарату (государственные органы и их должностные лица), отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и государственными предприятиями, учреждениями, организациями, отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и общественными организациями, трудовыми коллективами, отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и негосударственными коммерческими организациями, отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и гражданами.

Информация о работе Административно-правовые отношения