Административно-правовые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 11:49, курсовая работа

Описание

Административное право представляет собой отрасль правовой системы Российской Федерации, которая призвана регулировать особую группу общественно-властных отношений. Главная их особенность состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях страны.

Содержание

Введение 3

1. Общая характеристика административно-правовых норм, регулирующих административные правоотношения 7

1.1 Понятие, черты административно-правовых норм 7

1.2 Классификация административно-правовых норм 11

2. Административно-правовые отношения 17

2.1 Понятие и особенности административно-правовых отношений 17

2.2 Структура административно-правовых отношений 23

2.3 Виды административных правоотношений 27

Заключение 40

Библиографический список 43

Работа состоит из  1 файл

курсовая - адм. право.doc

— 305.50 Кб (Скачать документ)

     Нормативно-правовые акты - основной вид источников административного  права. Под источниками права понимаются внешние конкретные формы выражения правовых норм.

     Основными источниками административного  права являются:

  • Конституция РФ в части установления основ организации системы исполнительной власти, оформления предметов ведения Федерации и субъектов РФ, установления полномочий Правительства РФ и т.д.;
  • федеральные конституционные законы, определяющие правовую основу организации и деятельности структур исполнительной власти, правовой статус отдельных субъектов административного права;
  • кодифицированные нормативные акты;
  • федеральные законы;
  • подзаконные федеральные акты: указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти;
  • законодательные акты субъектов Федерации (конституции и уставы субъектов Федерации, законы по проблемам административно-правовых отношений);
  • подзаконные акты субъектов Федерации;
  • нормативные акты президентов, глав администраций;
  • постановления, распоряжения правительств субъектов Федерации;
  • приказы, постановления исполнительных органов субъектов Федерации, руководителей предприятий, учреждений субъектов Федерации;
  • административно-правовые договоры нормативного содержания, которые представляют собой соглашения между субъектами административного правотворчества, содержащие нормы административного права;
  • международно-правовые акты.

     Нормы административного права, содержащиеся в этих источниках, образуют в своей  совокупности систему административного  права. В системе административного  права выделяются нормы Общей  и Особенной частей.

     В рамках Общей части административного  права выделяются нормы, образующие следующие правовые институты:

  1. институт административно-правового статуса граждан;
  2. институт исполнительной власти, представленный нормами, которые закрепляют порядок организации и функционирования исполнительной власти, административно-правовой статус ее органов;
  3. институт форм и методов осуществления исполнительной власти;
  4. институт государственной службы;
  5. институт административно-правового статуса негосударственных объединений, их служащих;
  6. институт административного принуждения и административной ответственности;
  7. институт административной юстиции;
  8. институт контроля за деятельностью государственной администрации и др.
 
     
    1. Классификация административно-правовых норм
 

     Административно-правовые нормы подразделяются на различные  виды по целому ряду оснований.

     В зависимости от содержания выделяются материальные и процедурно-процессуальные нормы7. Материальные нормы определяют объем и содержание прав и обязанностей, а также ответственность участников административно-правовых отношений, т.е. их административно-правовой статус. Они регламентируют правовой режим деятельности субъектов административного права, устанавливают запреты и ограничения на ту или иную деятельность, административные санкции за их нарушение и компетенцию соответствующих органов по применению этих санкций. Процедурно-процессуальные нормы регламентируют процесс функционирования органов государственной администрации в их отношениях с другими субъектами административного права. Процедурные нормы определяют порядок реализации компетенции, прав и обязанностей, установленных нормами материального административного права. Они регулируют процедуру, формы и методы нормотворческой и правоприменительной деятельности государственной администрации. Процессуальные нормы регламентируют порядок осуществления юрисдикционной деятельности, т.е. отношения, складывающиеся с участием юрисдикционного органа в процессе разбирательства правовых конфликтов в виде административных правонарушений и административных споров.

     В зависимости от функций права  административно-правовые нормы подразделяются на учредительные, регулятивные и охранительные. Учредительные нормы различны по своему функциональному назначению и диапазону действия. Они закрепляют отправные, принципиальные положения материального или процессуального характера. Структура этих норм включает два основных элемента: объем и определение. Объем указывает условия применения учредительной нормы, а определение закрепляет значение того или иного термина, используемого в административном праве либо принцип административного права. Регулятивные нормы обеспечивают позитивное регулирование поведения субъектов административного права. Они определяют правила поведения участников административно-правовых отношений, обстоятельства и прекращения этих отношений. Охранительные нормы обеспечивают охрану регулятивных норм от нарушений, защиту прав и свобод граждан в случае их ущемления неправомерными действиями административных органов.

     В зависимости от юридической силы выделяются законодательные и подзаконные административно-правовые нормы. Законодательные нормы содержатся в федеральных законах и нормативных актах законодательной власти субъектов Федерации. Подзаконные нормы могут быть общими и отраслевыми (ведомственными). Общие подзаконные нормы содержатся в актах Президента РФ, Постановлениях правительства РФ, глав администраций и правительств субъектов РФ. Отраслевые нормы устанавливаются посредством ведомственных нормативных актов.

     В зависимости от метода воздействия на поведение субъектов нормы административного права8 делятся на:

    1. обязывающие (содержат предписание совершить определенные действия в предусмотренных нормой случаях);
    2. запрещающие (содержат запрет на совершение тех или иных действий);
    3. уполномочивающие (предоставляют возможность субъектам права совершать определенные действия, влекущие юридические последствия);
    4. разрешительные или дозволительные (разрешают адресату действовать по своему усмотрению);
    5. ограничительные (вводят ограничения на ту или иную деятельность).

     По  форме предписания административные нормы подразделяются на:

     1. императивные (подлежащие обязательному, безусловному исполнению);

     2. рекомендательные (не носящие обязательного характера и содержащие рекомендации, советы о целесообразности совершения определенных действий);

     3. диспозитивные (предлагающие несколько вариантов решения либо допускающие возможность согласования прав и обязанностей сторон);

     4. стимулирующие (обеспечивающие с помощью средств материального и морального воздействия образцовое выполнение своих обязанностей участниками управленческих правоотношений).

     В зависимости от территории действия различаются: общефедеральные, региональные (действующие на территории субъекта РФ), межтерриториальные, местные и локальные (внутриорганизационные) нормы административного права. Эти нормы по сроку действия подразделяются на временные (введенные на определенный срок), бессрочные (не имеющие заранее определенного срока действия), чрезвычайные (рассчитанные на время существования определенных чрезвычайных обстоятельств). 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис 1.1

     Особенная часть административного права  состоит из норм, регулирующих отношения  в отдельных отраслях государственного управления.

     Эти нормы группируются по трем основным направлениям: а) нормы, регулирующие управление экономикой; б) нормы, регулирующие управление в социально-культурной сфере; в) нормы, определяющие порядок управления административно-политической сферой. 
 
 
 
 
 
 

     Рис 1.2

     Нормы административного права реализуются  в практической деятельности его  субъектов, между которыми складываются определенные административно-правовые отношения.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Административно-правовые отношения

     2.1 Понятие и особенности административно-правовых отношений 

     Административно-правовые отношения представляют собой разновидность  правовых отношений, отличающихся по характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Они обладают всеми основными признаками любого правового отношения9:

     - первичность правовых норм, вследствие  чего правоотношение есть результат  регулирующего воздействия на  данное общественное отношение данной правовой нормы, придающего ему юридическую форму;

     - регламентация правовой нормой  действий (поведения) сторон этого  отношения; корреспонденция взаимных  обязанностей и прав сторон  правоотношения, определяемая правовой  нормой;

     - установление их юридической ответственности за несоответствующее требованиям правовой нормы поведение.

     Соответственно, административно-правовое отношение - урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают  как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой10. Существуют две концепции признаков административно-правовых отношений. Согласно одной из концепций административно-правовые отношения:

    1. возникают в процессе государственного управления;
    2. имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления (органа исполнительной власти);
    3. являются отношениями власти-подчинения и характеризуются юридическим неравенством сторон.

     Вторая  концепция административно-правовых отношений:

    1. возникают в сфере государственного управления;
    2. могут иметь место между всеми субъектами административного права в любом их сочетании;
    3. делятся по соотношению прав и обязанностей участников на две группы: отношения власти-подчинения и отношения равноправия.

     Несмотря  на некоторые различия в понимании  сущности административно-правовых отношений, можно отметить общий недостаток, свойственный обеим концепциям: в  них ничего не говорится о таком  фундаментальном признаке этих отношений, как важность установления гарантии судебной защиты прав и интересов граждан по отношению к управлению. Этот недостаток вытекает в отсутствие правового режима административно-правовых отношений, отсутствие режима обеспечения правовой защиты граждан по отношению к управлению (исполнительной власти).

     Особенностями административно-правовых отношений являются11:

  • широкое распространение мнения, что административно-правовые отношения в отличие от всех других (особенно - гражданско-правовых) являются властеотношениями, построенными на началах «власть - подчинение». Именно этот их признак является главным, поскольку предопределен важнейшими приоритетами государственно-управленческой деятельности;
  • сущность государственно-управленческой деятельности, как и любого другого вида социального управления, определяет необходимость выделения субъекта управления, т. е. той стороны регулируемых административным правом управленческих отношений, в руках которой концентрируется власть. В силу этого определенный приоритет воли такого субъекта всегда налицо. Поэтому его сознательно-волевые проявления направлены на упорядочение поведения объекта управления;
  • административные правоотношения, как и все другие правоотношения, имеют свой объект. Его понимание связано с сущностными чертами государственно-управленческой деятельности, всегда предполагающими соподчиненность воль. Воля всех участников регулируемых управленческих отношений подчинена единой управляющей воле. Так образуется властный характер этих отношений, а власть является средством волевого регулирования управленческих процессов. Но в этих процессах принимают участие люди, наделенные волей и сознанием; они совершают определенные, предписанные административно-правовыми нормами действия или воздерживаются от них. Соответственно объектом административно-правового отношения являются воля, сознание и опосредованное ими поведение управляемых в сфере реализации исполнительной власти;
  • административно-правовые отношения имеют широкую сферу для своего возникновения, изменения или прекращения.

     Это - сфера государственного управления - понятие, границы которого в течение  всей истории определялись объемом  и направленностью практической деятельности по реализации исполнительной власти. Сфера государственного управления охватывает все основные направления экономической, социально-культурной и административно-политической работы, в которой задействованы огромное количество различного рода производственных и непроизводственных, государственных и негосударственных коллективов, тысячи граждан;

Информация о работе Административно-правовые отношения