Административно-правовые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 11:49, курсовая работа

Описание

Административное право представляет собой отрасль правовой системы Российской Федерации, которая призвана регулировать особую группу общественно-властных отношений. Главная их особенность состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях страны.

Содержание

Введение 3

1. Общая характеристика административно-правовых норм, регулирующих административные правоотношения 7

1.1 Понятие, черты административно-правовых норм 7

1.2 Классификация административно-правовых норм 11

2. Административно-правовые отношения 17

2.1 Понятие и особенности административно-правовых отношений 17

2.2 Структура административно-правовых отношений 23

2.3 Виды административных правоотношений 27

Заключение 40

Библиографический список 43

Работа состоит из  1 файл

курсовая - адм. право.doc

— 305.50 Кб (Скачать документ)

     Федеральное агентство по образованию 

     Федеральное государственное образовательное  учреждение

     высшего профессионального образования

     «ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

     Имени П.А. СТОЛЫПИНА» 
 
 

КАФЕДРА Административного права и государственного строительства 
 
 
 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА 

     по  дисциплине Административное право

     на  тему: Административно-правовые отношения 
 
 
 
 
 
 
 

                Выполнила:

                Студентка 3 курса, 3 группы,

                Заочной (сокращенной) формы обучения,

                Специальности Государственное и муниципальное управление

                Агарёва Анна Викторовна

                Руководитель__________________ 
                 
                 

     Саратов 2010

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение                          3

1. Общая характеристика административно-правовых норм, регулирующих административные правоотношения                7

1.1 Понятие,  черты административно-правовых норм              7

1.2 Классификация  административно-правовых норм             11

2. Административно-правовые отношения             17

2.1 Понятие и особенности административно-правовых отношений         17

2.2 Структура административно-правовых отношений           23

2.3 Виды  административных правоотношений             27

Заключение                  40

Библиографический список                43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Государственная власть не реализуется сама по себе. Она всегда воплощается в конкретных действиях различного рода, выражающих ее содержание и направленность и совершаемых ее субъектами, т.е. соответствующими государственными органами. Данное условие полностью применимо и к деятельности исполнительных органов государственной власти, повседневно и многообразно ее реализующих1.

     Административное  право представляет собой отрасль  правовой системы Российской Федерации, которая призвана регулировать особую группу общественно-властных отношений. Главная их особенность состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях страны.

     Административно-правовые отношения, как и другие виды правоотношений в различных отраслях права, являются фундаментальным базисом. Из наиболее общей характеристики административно-правовых отношений следует выделить некоторые особенности, способные служить основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. Они достаточно существенны, так как на природу административно-правовых отношений оказывают определяющее влияние: сфера их возникновения (механизм функционирования исполнительной власти); специфика административно-правового регулирования (императивность и односторонность волеизъявлений субъектов управления); содержание административно-правовых норм, т.е. их юридической базы. На первый план выдвигаются предмет и метод административного права, которые дают необходимую основу для проведения видовых различий между правовыми отношениями.

     Исходя  из всего вышеуказанного, целью данной работы является исследование вопроса  об административно-правовых отношениях, выделение их особенностей, характерных черт, отличий от других правовых отношений, и, наконец, обозначение места, которое занимают административно-правовые отношения в общественной жизни и в функционировании государства как звена в механизме правового регулирования. Задачей работы является исследование того, как данный вопрос рассмотрен в литературе.

     Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения  урегулированные нормами права2. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений (имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав), уголовному праву - регулирование отношений, связанных с преступлением и наказанием.

     Административное  право занимает особое место в  системе  правового регулирования, поскольку  выступает  необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы  правового  регулирования – деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера,  которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других  государственных  органов,  связанных  с функцией управления,  а  также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.3

     Наиболее  тесную связь административное право  имеет с государственным правом, которое составляет основу всех отраслей права, включая административное, и занимает ведущее место.

     Административное  право тесно связано также  и с гражданским правом. Прежде всего, потому что связи регулируют отношения имущественного характера, при этом необходимо указать, что нормы гражданского права касаются имущественных отношений в тех случаях, когда стороны равноправны. А нормы административного права касаются имущественных отношений, которые базируются на административной подчиненности одной стороны другой, определенные связи есть у административного права с трудовым правом в сфере регулирования служебных отношений. Так трудовое право определяет статус государственного служащего как участника трудового процесса, а нормы государственного права регулируют государственно-служебные отношения.

     Таким образом, административно-правовые отношения  – это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.

     Нормативную базу исследования составили:

     Теоретико-методологическую базу исследования составили три  группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой  проблематике, в частности, работы Алехина А.П., Бахраха Д.Н., Кармолицкого А.А., Князева С. Д., Козлова Ю.М. и другие. Ко второй - учебная литература, например: Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. Учебник. 2-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2005.; Солдатов А.П., Мельников В.А. Административное право Российской Федерации: Учебник. - Ростов-на-Дону: Фенис, 2006; Бородин С.С., Громыко С.С. Административное право: Курс лекций. Общая и Особенная часть. - СПб.: ГУАП, 2007. К третьей - отнесены специализированные веб-сайты.

     Эмпирическую  базу составила практическая информация касательно заданной темы исследования.

     Актуальность  выбора данной темы обусловлена возможностью выяснения  сущности административно-правовых норм, административно-правовых отношений, их структуры и изучение принципов государственного управления и контроля сложнейшим механизмом – государством. 
 
 
 

 

      1. Общая характеристика административно-правовых норм, регулирующих административные правоотношения

    1. Понятие, черты административно-правовых норм 
 

     Нормы административного права представляют собой общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются государством в целях регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе исполнительно-распорядительной деятельности в сфере государственного управления. Они призваны обеспечивать организацию и функционирование как всей системы органов исполнительной власти, так и ее отдельных звеньев, а также регулировать внутриорганизационные управленческие отношения в иных сферах государственной деятельности (в органах представительной власти, суда, прокуратуры). Они распространяют свое действие также на организацию и деятельность исполнительных органов местного самоуправления, определяют порядок их взаимодействия с органами государственной власти. Однако они не регулируют внутреннее управление в частных предприятиях, фирмах, концернах и т.д.

          Нормы административного права  определяют границы должного, управомоченного  или запрещенного поведения субъектов  в процессе осуществления исполнительной  власти в сфере государственного управления4. Эти нормы регулируют отношения управленческого характера путем определения взаимных прав, обязанностей и ответственности сторон этих отношений. Они призваны обеспечить публичные интересы посредством установления конкретной меры должного и возможного поведения субъектов административного права в сфере государственного управления.

          Специфика предмета административно-правового  регулирования определяет целый  ряд особенностей, которые отличают  административно-правовые нормы от норм других отраслей права5.

          Во-первых, в содержательном плане  нормы административного права  закрепляют отношения по организации  и реализации исполнительной  власти в сфере государственного  управления, устанавливают процедуры  и формы деятельности государственной администрации в ее государственно-властных отношениях с частными лицами. Эти нормы адресованы, прежде всего, субъектам исполнительной власти в целях упорядочения государственного управления, обеспечения законности в деятельности государственной администрации. Однако значительная их часть касается вопросов защиты прав и законных интересов граждан в сфере управления, устанавливает гарантии их реализации. Так, процедура подачи и рассмотрения обращений граждан в административные органы регламентируется более чем 80 различными нормативными актами.

          Во-вторых, нормы административного  права определяют административно-правовой  статус субъектов управленческих  правоотношений в сфере исполнительной  власти, устанавливают их права,  обязанности, ответственность и правовые формы деятельности.

          В-третьих, административно-правовые  нормы регулируют во многих  случаях отношения, входящие в  предмет других отраслей права  (налогового, финансового, земельного  и т.д.).

          В-четвертых, в отличие от многих  других отраслей права, административно-правовые нормы обеспечены собственными отраслевыми средствами охраны и юридического принуждения к их исполнению. Эти средства представлены административно-правовыми охранительными нормами, устанавливающими административную и дисциплинарную ответственность.

     В-пятых, административно-правовые нормы устанавливаются  не только законодательным путем, но и в значительной мере в процессе административного правотворчества. Вследствие этого они неравнозначны  по своей юридической силе. Нормы, являющиеся продуктом административного правотворчества, устанавливаются субъектами исполнительной власти в процессе реализации распорядительных полномочий в пределах определенной законом компетенции. Эти нормы носят подзаконный характер и могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, вышестоящей инстанцией либо признаны недействующими по решению суда.

     Нормы административного права получают свое внешнее выражение и закрепление  в нормативно-правовых актах, состоящих  из статей6. Между статьями правовых актов и нормами права нет прямого соответствия. Возможны три варианта соотношения статей и норм: а) в одной статье содержится одна норма; б) одна статья содержит несколько правовых норм; в) элементы одной и той же нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) находятся в нескольких статьях нормативного акта или даже в нескольких нормативных актах. В правотворческом процессе используется три основных способа изложения норм административного права в нормативно-правовых актах: 1) прямой - все элементы нормы воспроизводятся в статье непосредственно; 2) отсылочный - в статье один из элементов нормы указывается путем отсылки к другой конкретной статье этого же нормативно-правового акта; 3) бланкетный - статья указывает на элемент нормы путем отсылки не к конкретной статье, а к другому порядку правового регулирования - правилам осуществления какого-либо вида деятельности, правилам международного договора и т.д.

Информация о работе Административно-правовые отношения