Административно-правовой статус гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 21:40, контрольная работа

Описание

Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. За последнее десятилетие радикально изменилась государственная и общественная жизнь России. Интенсивное развитие получило Конституционное, Гражданское, Трудовое, Административное законодательство, что позволило по-новому решить, в частности, вопросы правового положения государственных органов, прав и свобод граждан.

Содержание

. Введение…………………………………………………………………. 3
2. Понятие и структура административно-правового статуса граждан.... 4
3. Основы административно-правового статуса граждан……………….. 6
4. Права и обязанности граждан в сфере деятельности исполнительной власти……………………………………………………………………... 8
5. Роль органов исполнительной власти в реализации прав, свобод и обязанностей граждан………………………………………………….. 13
6. Административно-правовые гарантии прав граждан………………... 15
7. Правовые способы защиты прав и свобод граждан………………….. 16
8. Право граждан на обращение………………………………………….. 18
9. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства…………………………………………………………….. 20
10. Заключение……………………………………………………………... 26
11. Основная литература…………………………………………………... 27
12. Нормативные акты…………………………………………………….. 27

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.docx

— 84.79 Кб (Скачать документ)

В-третьих, административно-правовой статус гражданина в сфере деятельности государственного управления все большей мере регулируется на уровне законов, правительственных  актов.

В-четвертых, административно-правовой статус гражданина становится по своему содержанию значительно  полнее, богаче разностороннее во многих сферах экономической, политической и  социальной жизни. Подтверждением этого  важного положения являются, например Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993года.1

В-пятых, очень значительно повышается роль суда в защите прав граждан в сфере государственного управления. В соответствии с Федеральным законом "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 года (в редакции от 14 декабря 1995 года) 2 каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) или бездействием

_____________________________________________________________________________________________

1 ВВС РФ.1993.№ 32 Ст. 1227

2 ЗАКОН  РФ от 27.04.1993 N 4866-1 (ред. от 14.12.1995) 

государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных объединений или должностных лиц, государственных либо муниципальных служащих нарушены его права и свободы. Согласно части 2 статье 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации любое решение, принятое в административном порядке, также может быть обжаловано в суд. Существенно расширяется юрисдикционная подведомственность судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

Права и обязанности граждан в сфере  государственного управления производны от основных прав, свобод и обязанностей, закрепленных в Конституции Российской Федерации. В административно-правовых нормах они конкретизируются и детализируются.

Например, право граждан на участие в  управлении делами государства закреплено в статье 32 Конституции Российской Федерации. Применительно к государственному управлению это право детализируется административным законодательством, которое регламентирует порядок зачисления граждан на государственную службу, ее прохождение, права и обязанности государственных служащих. 

Права граждан в сфере государственного управления могут касаться всех отраслей управления или относится к одной  из них - экономической, культурной и политической:

- в сфере  экономики - каждый гражданин  имеет право на предпринимательскую  деятельность, право свободно продавать  и приобретать товары, реализация  которых не запрещена, право  рекламировать свою деятельность и т.д.

- в сфере  политики - граждане имеют право  принимать участие в выборах и референдумах, знакомиться со списками избирателей, требовать предоставления отпуска для участия в выборах или референдумах, участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях и т.д. 

Права граждан на участие в государственном  управлении и на обжалование действий органов государственного управления носят общий характер и относятся ко всем отраслям управления.

К социально-экономическим  правам относятся:

  • право на образование (право на поступление в общеобразовательную школу, право на поступление в высшее учебное заведение);
  • право на жилище;
  • право на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания;
  • право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

К политическим правам относятся:

  • право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;
  • свобода мысли;
  • свобода шествий;
  • право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;
  • право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц;
  • право на административное обжалование;
  • право на судебное обжалование;
  • право на объединение;
  • право мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование

К личным правам относятся:

  • право на личную неприкосновенность;
  • право на приобретение оружия, на хранение и ношение определенных видов оружия (реализуется Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» и контролируется органами внутренних дел);
  • право на донорство;
  • право на перемену фамилии, имени, отчества;
  • право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;
  • права на управление транспортными средствами;
  • право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности

Но в  сфере государственного управления законодательство возлагает на граждан и широкий круг обязанностей:

- прежде  всего, граждане обязаны соблюдать общественный порядок и общественную безопасность, поэтому такие действия, как мелкое хулиганство, демонстрация фашистской атрибутики или символики, появление в общественном месте в состоянии опьянения, признаются административным правонарушением;

- граждане  обязаны соблюдать установленный  порядок, подчиняться законным требованиям должностных лиц органов государственного управления, вовремя получать паспорт, вставать на воинский учет и т.д.;

- граждане  обязаны беречь природу, соблюдать  правила, установленные на транспорте (например, платить за проезд), получать  основное общее образование, соблюдать  правила дорожного движения, не  допускать порчу земель и добросовестно исполнять иные обязанности, возложенные на них законодательством.

Таким образом, взаимоотношения граждан и органов управления должны состоять из того, что граждане обязаны выполнять законные требования органов государственного управления, а органы государственного управления должны защищать права граждан и создавать им все необходимые условия для реализации их прав. 

  1. Роль  органов исполнительной власти в реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Реализация прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления требует от органов исполнительной власти, должностных лиц многообразной функциональной деятельности по их защите, государственной гарантии, созданию условий для практического осуществления, наконец, просто доброжелательного отношения. Так, каждый гражданин имеет право на равную защиту закона, от какой бы то ни было дискриминации, никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию и т.д. На основе этих нормативных актов обеспечивается защита прав граждан, например, как потребителей в сфере торговли и предоставления услуг, пользователей средствами связи и массовой информации, гарантируются права граждан в области образования и здравоохранения, физкультуры и спорта.

Наблюдательная  функция исполнительных органов находит свое практическое выражение в осуществлении ими контроля за тем, как осуществляется реализация прав граждан в подведомственных им (нижестоящих) органах, предприятиях и учреждениях, государственными служащими. Другой вариант такого рода функций выражается в осуществлении ими на основе специальных полномочий такого же характера наблюдения в отношении неподведомственных объектов и лиц. В данном случае имеются в виду полномочия надзорного характера.

Наблюдательными (контрольно-надзорными) полномочиями в сфере реализации прав и свобод граждан наделены в соответствующем  объеме все органы исполнительной власти как общей, так и отраслевой и  межотраслевой компетенции. Действуют  также специальные надзорные  органы, осуществляющие наблюдение за проведением в жизнь определенных общеобязательных правил, например санитарно-гигиенических, природоохранных, противопожарных  и т.п. При этом они следят за тем, как обеспечивается реальность прав граждан в соответствующих областях общественных отношений.

Непосредственная  защита прав граждан исполнительными  органами (должностными лицами) предполагает практическое использование ими  достаточно широкого арсенала юридически властных средств. К ним можно  отнести:

а) приостановление  действия правовых управленческих актов, нарушающих права и свободы граждан. Так, Президент Российской Федерации может приостанавливать действие правовых актов органов исполнительной власти субъектов Федерации; Правительство Российской Федерации полномочно приостанавливать исполнение постановлений правительств республик, входящих в состав Российской Федерации. Естественно, что имеются в виду случаи, когда в приостанавливаемых актах содержатся те или иные нарушения или ограничения прав и свобод граждан;

б) приостановление  работы предприятий и учреждений, если их состояние, например, угрожает здоровью и жизни граждан (например, органами государственного санитарно-эпидемиологического  контроля, государственного надзора  в области охраны труда и т.п.);

в) отмена неправомерных актов управления, нарушающих права граждан. Правительство  Российской Федерации вправе отменять такого рода акты федеральных органов исполнительной власти, а Президент Российской Федерации – акты самого Правительства и т.п.

В этих полномочиях, в частности, отчетливо  проявляется статьей Конституции Российской Федерации, а именно часть 3 статья 15 «Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». И хотя в данном случае имеется в виду обязательное условие их официального опубликования, есть основания для того, чтобы считать, что акты тем более не могут применяться, если ими нарушаются права, свободы и законные интересы граждан.

  1. Административно-правовые гарантии прав граждан.

К административно-правовым гарантиям прав граждан обычно относятся:

- Экономические, которые обусловлены состоянием и развитием промышленности, сельского хозяйства в стране, устойчивой финансовой и денежной системой, признанием и защитой равным образом частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности, обеспечением условий для свободного перемещения товаров, услуг, уровнем благосостояния населения).

- Политические, проявляются в политической стабильности в обществе, в эффективной деятельности органов государственной власти, в создании условий для реализации гражданами своего права на управление делами государства, в стимулировании их политической активности, а также наличии многопартийности, наличии общественных объединением.

- Идеологические, определяются состоянием духовно-нравственной культуры общества, уровнем политической и правовой культуры граждан, уровнем их правового сознания, развитием социальных норм в обществе, их качеством, уровнем общественного порядка.

- Организационные, включают в себя деятельность различных органов по охране прав индивида: судебных органов, прокуратуры, органов внутренних дел и юстиции, адвокатуры, нотариата, многочисленных контролирующих, надзирающих и инспектирующих органов (Главного контрольного управления Президента Российской Федерации, Счетной палаты, образуемой парламентом Российской Федерации, органов исполнительной власти)

 - Юридические делятся на:

  1. Закон:
    • в полной мере должен соответствовать экономическому и политическому развитию общества;
    • должен защищать основы конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов личности, обеспечивать оборон у страны и безопасность государства (часть 3 статья 55 Конституции Российской Федерации).
  1. Внесудебные: фактически выполняет вся система органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц. Все эти органы, осуществляя исполнение законов и подзаконных актов, для того и образованы, чтобы обеспечивать реализацию прав и интересов граждан и создавать все условия для свободного пользования гражданами своими правами, своевременно пресекать любые действия, нарушающие эти права и свободы, восстанавливать нарушенные права и применять к нарушителям соответствующие меры административного воздействия.

Информация о работе Административно-правовой статус гражданина