Административное правонарушение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 09:33, контрольная работа

Описание

Цель данной работы - изучение понятия «административное правонарушение» его состава и признаков. Для выполнения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные признаки административного правонарушения;
2. Раскрыть состав административного правонарушения, его объекта и субъекта, объективной и субъективной сторон;
3. Выявить социально-правовую сущность административного правонарушения и степень его угрозы.

Содержание

Введение………………………………………………………………..……….3

Глава 1. Понятие и признаки административного правонарушения……………………………………………………………….4

Глава 2. Состав административного правонарушения…………………………………………………………….....8

2.1. Объект административного правонарушения…………………………….8

2.2. Объективная сторона административного правонарушения………….....9

2.3. Субъект административного правонарушения………………...………...10

2.4.Субъективная сторона административного правонарушения…………...11
Глава 3. Социально-правовая сущность административных
правонарушений…………………………………………………………….....13

Заключение……………………………………………………………………..16

Список использованной литературы и источников………………………………………………………………..…….19

Работа состоит из  1 файл

Адм правонарушения.doc

— 85.50 Кб (Скачать документ)

2.4.Субъективная  сторона административного правонарушения

      Субъективная сторона административного правонарушения - это совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Оно выражается в форме умысла или неосторожности.

      Умышленное действие или бездействие означает, что лицо, совершившее его, предвидело возможность наступления вредных последствий и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

      Неосторожное административное правонарушение имеет место в случае, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

       Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми является умысел и неосторожность, могут быть факультативные. Последними признаются мотив и цель, ибо они в одних составах указаны, а в других нет. В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, то есть действие или бездействие признается административным правонарушением, если они совершены по мотивам и в целях, прямо указанных в законе. Характеристика вины физического лица как субъекта административного правонарушения не может быть применена к юридическому лицу как особому субъекту права. Поскольку правоспособность юридического лица реализуется его уполномоченными должностными лицами (иногда - участниками), а фактическая деятельность реализуется его работниками, то в конечном счете, о вине юридического лица можно говорить применительно к ним. Во-первых, вина юридического лица может выражаться в деяниях должностного лица (участника), чьи действия признаются законом действиями самого юридического лица, во-вторых, в деятельности других лиц, ведущей к противоправному для юридического лица результату фактического характера. 
 

Глава 3. Социально-правовая сущность административных правонарушений

     В теории и на практике при выявлении и квалификации правонарушения часто возникает вопрос о его соотношении с преступлением.

     В литературе высказывались различные мнения относительно социально-правовой сущности административного правонарушения. Административные правонарушения трактовались как общественно опасными, но по своему характеру являющиеся менее опасными, чем преступления; административные правонарушения являются вредными для общества, но не общественно опасными; наконец, существует и третья точка зрения на проблему общественной опасности административного правонарушения. В соответствии с ней одни административные правонарушения являются общественно опасными, другие не являются таковыми, хотя и наносят вред. Основы законодательства СССР и союзных республик, а вслед за ними Кодекс РСФСР, Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержат указания на общественную опасность. Следовательно, с формальной точки зрения административное правонарушение является противоправным деянием, но не представляет общественной опасности.

     По существу же, административные правонарушения, как и преступления, являются общественно опасными, различаясь лишь по степени такой опасности.

     Во-первых, оба эти вида правонарушений часто имеют общий объект посягательств; во-вторых, общественная опасность определяется не характером единичного правонарушения, а их распространенностью, «массовидностью», в-третьих, общественная опасность проявляется в самой их противоправности, в-четвертых, общественная опасность выражается во вредности правонарушения. Поэтому противопоставление общественной опасности и вредности является необоснованным. В УК РФ общественная опасность обоснованно сводится к причинению вреда и созданию угрозы его причинения личности, обществу или государству.

     В-пятых, постоянно идет процесс декриминализации и криминализации одних и тех по своему характеру правонарушений, что подтверждает принципиальную социальную однородность соответствующих правонарушений; в-шестых, если административные правонарушения не общественно опасны, то обоснованна ли государственная репрессия за их совершение; в-седьмых, за некоторые административные правонарушения предусмотрены более суровые меры ответственности, чем за многие преступления; в-восьмых, степень общественной опасности лежит в основе разграничения преступлений и административных правонарушений вообще (внешне сходных), частично совпадающих преступлений и административных правонарушений в особенности.

     Особый вопрос в рамках социально-правовой проблемы административных правонарушений - о юридических критериях отграничения внешне сходных преступлений и административных правонарушений.

    Такие юридические критерии содержатся в уголовном и административном законодательстве и могут относиться как к объекту, объективной стороне состава соответствующих правонарушений, так и к его субъекту, субъективной стороне. Например, закон определяет, что субъектом определенных преступлений признается лицо, достигшее 14-летнего возраста, административного правонарушения - только лица, достигшие 16-летнего возраста, нарушение правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортных средств, повлекшие причинение легкого вреда здоровью потерпевшего - административное правонарушение, а те же действия, повлекшие причинение тяжелого или средней тяжести вреда здоровью - преступление. Поэтому для определения характера правонарушения, его юридической природы необходим тщательный сравнительный анализ положений законодательства, устанавливающего ответственность за их совершение.

    Административное правонарушение отличается от общественно опасного дисциплинарного проступка тем, что последний, по общему правилу, опосредуется трудовыми, служебными отношениями. Нередко нарушение трудовых, служебных обязанностей одновременно признается административным правонарушением. Подобные правонарушения получили в литературе название «административно-дисциплинарные правонарушения (проступки)».

     Их субъектами являются не граждане, а лица, на которых возложено выполнение определенных трудовых, служебных функций.

    Таким образом, нет оснований подвергать сомнению общественно опасный «статус» административных правонарушений. Всякое административное правонарушение в той или иной степени является общественно опасным.

 
 
 

Заключение

      Рассмотрев в работе понятие административного правонарушения, состав административных правонарушений и их социально-правовую сущность можно подвести итоги.

     Административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, которое влечет за собой административную ответственность в соответствие с КоАП РФ или законами субъектов РФ.

     В процессе рассмотрения нового Кодекса РФ об административных правонарушениях было установлено, что признаки административного правонарушения отличаются от его юридического состава. При наличии всех признаков может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает законность привлечения к административной ответственности. Данное обстоятельство имеет в частности большое практическое значение.

     Несмотря на то, что в законодательстве отсутствует понятие состава административного правонарушения, его содержанием обосновываются правомерность и сущность такого понятия. Состав административного правонарушения - совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь административную ответственность. Состав административного правонарушения включает объект правонарушения, его объективную сторону, субъект правонарушения, субъективную сторону правонарушения.

     Как и уголовное преступления, и дисциплинарный проступок, административное правонарушение является общественно опасным деянием. Степень его общественной опасности различна. Степень опасности административного правонарушения во многом определяется его субъективной стороной.

      Все правонарушения делятся на преступления, административные правонарушения или деликты, дисциплинарные (служебные) проступки.

     Нормативными актами, которыми определяются виды, основания юридической ответственности и меры наказания за правонарушения, а также порядок их применения, являются Уголовный кодекс РФ, УПК РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, дисциплинарные уставы и положения о порядке прохождения службы.

     В настоящее время действует большое количество различных административных правил и норм: правила паспортной системы, правила безопасности дорожного движения, санитарно-эпидемиологические правила, правила противопожарной безопасности, правила торговли, налоговые правила, таможенные правила, правила охоты, рыбной ловли и охраны окружающей природной среды, правила по технике безопасности и охране труда, пограничного режима, правила воинского учета и др.

     В большинстве случаев за нарушение этих правил наступает административная ответственность, которая представляет собой применение административных мер наказания за совершение административных правонарушений. Нарушение таких правил в некоторых случаях регламентированных законом может повлечь и уголовную ответственность виновных в этом правонарушении лиц.

     Особенность административного -- деликтного института заключается в применении превентивных или профилактических мер предупреждения административных правонарушений. Эти меры ориентированы, прежде всего, на разработку концепции предупреждения административных правонарушений и разработки системы правовых средств осуществления этой серьезной правоохранительной задачи.

 

Список  источников и литературы

1. Агапов А. Б. Административная ответственность. М., 2000.

2. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 1997.

3. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Андминистративное право: Учебник для вузов. - 2-е издание, изм. и доп. - М.: Норма, 2006.

4. Бахрак Д. Н. Административная ответственность. М., 1999.

5. Смоленский М.Б. Административное право. «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

6. Конституция Российской Федерации (12.12.1993 г.) Консультант - Плюс: Правовая база.

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г. одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г.) Консультант - Плюс: Правовая база.

Информация о работе Административное правонарушение