Административное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:56, лекция

Описание

1. Круг общественных отношений, регулируемых административным правом. Методы административно-правового регулирования.
2. Система административного права. Соотношение административного права с другими отраслями права: взаимосвязь и разграничение.

Работа состоит из  1 файл

Тема 2 Адм право как отрасль 02_2012.ppt

— 574.50 Кб (Скачать документ)

Министерства внутренних дел Республики Беларусь

 

Академия

Административное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина

 

Тема 2

ВОПРОСЫ:

 

1. Круг общественных отношений, регулируемых административным правом. Методы административно-правового регулирования.

2. Система административного  права. Соотношение административного  права с другими отраслями  права: взаимосвязь и разграничение.

ВОПРОСЫ:

 

 

3. Наука административного права: понятие, предмет, место в системе юридической науки.

Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями): Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. – Минск: Беларусь, 1997. – 94 с. 
 
О Президенте Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 21 февраля 1995 г., № 3602–ХII // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. – 1997. – № 24.  
 
О совете Министров Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 23 июля 2008 г., № 424-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2008. – № 184, 2/1521. 
 
О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь, 4 января 2010 г., № 108-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2010. – № 17, 2/1660. 
 
Об органах внутренних дел Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 17 июля 2007 г., № 263-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.– 2007. – № 173, 2/1360. 
 
О структуре Правительства Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 5 мая 2006 г. № 289 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2006. – № 74, 1/7567.

О нормативных правовых актах  Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 10 января 2000 г. № 361-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000. – № 7, 2/136. 
 
О некоторых мерах по оптимизации системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, структуры и численности работников государственных органов, других государственных организаций: Указ Президента Республики Беларусь,                 12 февраля 2004 г. № 66 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2004. – № 26, 1/5309.

Учебная литература

 

  • Административное право Республики Беларусь. Часть 1. Управленческое право / А.Н. Крамник. – Минск: Тесей, 2008. – 672.
  • Административное право: учебник / Л.М. Рябцев и др.; под общ. ред. Л.М. Рябцева. – Минск: Амалфея, 2011. – 320 с.
  • Административное право Республики Беларусь: учеб пособ. / Сухаркова, А.И. Постникова А.А. – Минск. – 2003 г.
  • Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М; 1973.
  • Лазарев Б.М. Государственное управление на этапе перестройки. М; 1988.

 

Учебная литература

 

  • Аршакян, Д. Эффективность государственного управления // Проблемы теории и практики управления. -  2006. -  № 8. - С. 24-30.
  • Атаманчук, Г.В. Государственное управление как отрасль научного знания //  Право и управление. XXI век. -  2007. -  № 1. -  С. 44-49.
  • Бахрах Д.Н. Административное право России. – М., Эксмо, 2007.
  • Бельский К.С. К вопросу о предмете административного права // Государство и право. – 1997 – № 11. – С. 14–21.
  • Бельский К.С. О предмете и системе науки административного права // Государство и право. – 1998. – № 10. – С. 18–26.

 

ВОПРОСЫ:

 

1. Круг общественных  отношений, регулируемых административным  правом. Методы административно-правового  регулирования. 

Административное право

 

 

Отрасль права;

Учебная дисциплина;

Правовая наука.

Понятие права

 

 

Право Республики Беларусь — это основной государственный регулятор социальных связей, это система правовых норм, которые получают свое выражение в официальной форме — государственных актах.

Понятие права

 

 

В Законе Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» дано определение права: «право — система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений».

Норма права

 

Норма права - государственное общеобязательное правило поведения.

 

Административно-правовые нормы – это правила поведения, регулирующие управленческие отношения, установленные компетентными государственными органами и обеспечиваемые государственным принуждением».

 

Административное право

 

 

Административное право — это совокупность (система) правовых норм, регулирующих, отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного управления.

 

Административное право

 

 

В соответствии с общей теорией права критериями отраслевого деления в праве традиционно считаются предмет и метод правового регулирования.

 

Предметом любой отрасли права является круг однородных общественных отношений, регулируемых его нормами.

Классификация отношений

 

I. В зависимости от субъектов управленческих отношений представляется возможным выделить следующие их виды:

  • между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, т. е. определяемые подчиненностью одних звеньев аппарата управления другим (например, между Советом Министров Республики Беларусь и любым министерством);
  • между различными органами государственного управления, не связанными отношениями подчиненности (например, между двумя министерствами);
  • между органами государственного управления и подчиненными, а также и не подчиненными им предприятиями, организациями и учреждениями;
  • между органами государственного управления и гражданами;
  • между органами государственного управления и негосударственными организациями.

Классификация отношений

 

II. По объему административной деятельности можно выделить управленческие отношения:

  • в сфере общего управления (руководство комплексом отраслей государственного управления);
  • в сфере специального управления (руководство по отдельным вопросам межотраслевого характера);
  • в сфере отраслевого управления (руководство отдельной отраслью государственного управления).

Классификация отношений

 

III. В зависимости от конкретных целей возникновения можно выделить:

  • внутренние или внутриорганизационные, внутрисистемные (например, в связи с формированием управленческих структур, определением взаимодействия между ними, их подразделениями и т. д.);
  • внешние  отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему (механизм) исполнительной власти (например, на граждан, на общественные объединения, коммерческие структуры).
  • Внутриорганизационные, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры.

Классификация отношений

 

 

IV. По областям административной деятельности следует выделить управленческие отношения:

  • в области управления экономикой;
  • в области управления социальнокультурным строительством;
  • в области управления административнополитическим строительством.

Характерные черты административных отношений

 

 

1. Во всех названных видах  управленческих отношений непременно  участвует тот или иной орган  государственного управления или  его представитель.

2. Административное право регулирует,  прежде всего, сферу деятельности  органов государственного управления  и возникающие здесь общественные  отношения управленческого характера.

3. Государственные органы практически  реализуют распорядительные полномочия,  предоставленные для осуществления  государственно-управленческой деятельности.

Методы правового регулирования

 

 

Методы правового регулирования  общественных отношений в сфере, исполнительной власти – это совокупность правовых средств, способов, приемов, применяемых или посредством которых регулируются управленческие отношения.

Методы правового регулирования

 

 

Императивный метод правового  регулирования (метод централизованного, императивного регулирования, административно-правовой метод).

Одним из участников отношений всегда выступает орган (должностное лицо),  наделенный юридическими властными  полномочиями.

Положение субъектов характеризуется  отношением субординации, прямого подчинения, неравенства их участников.

Методы правового регулирования

 

 

Диспозитивный метод (метод децентрализованного, диспозитивного регулирования), т.е. управляющей или управляемой стороне предоставляется возможность выбора образа действий (без прямых предписаний и запретов) в рамках предусмотренных административно-правовой нормой.

Государственно-управленческая деятельность предполагает возможность возникновения  отношений горизонтального типа.  При этом субъекты обладают равным объемом властных полномочий.

Способы правового регулирования

 

 

Предписание (обязывание);

Запрет;

Дозволение (управомочивание);

Рекомендация.

Способы правового регулирования

 

 

Предписание (обязывание) – возложение безусловной, прямой юридической обязанности совершать определенные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Способы правового регулирования

 

 

Запреты - возложение на лиц прямой юридической обязанности не совершать (воздерживаться от совершения) соответствующих действий в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Способы правового регулирования

 

 

Дозволения (управомочивание) – это предоставление участнику правовых отношений субъективных прав, на юридическое разрешение на совершение в условиях предусмотренных правовой нормой,  определенных действий, либо отказ (воздержание) от их совершения по своему усмотрению.

Способы правового регулирования

 

 

Рекомендации – это способы, пожелания юридического характера как наилучшим образом поступать в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Функции административного права

 

 

Функции административного права - основные направления правового воздействия на общественные отношения, регулируемые данной отраслью права.

Функции административного права

 

 

Регулятивная;

Правоохранительная.

ВОПРОСЫ:

 

2. Система административного  права. Соотношение административного  права с другими отраслями  права: взаимосвязь и разграничение.

Система административного права

 

 

Общая часть;

Особенная часть.

Система административного права

 

 

Общая часть:

 - основные принципы государственного управления;

  • правовое положение субъектов административного права;
  • основы государственной службы;-
  • формы и методы государственно-управленческой деятельности и реализации исполнительной власти;
  • способы и порядок обеспечения законности в государственном управлении.

 

Система административного права

Информация о работе Административное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина