Административное право как отрасль права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:06, реферат

Описание

Административное право – это одно из важнейших отраслей права. При помощи административного права государство регулирует систему общественных отношений возникающих в процессе организации и функционирования исполнительной власти, т.е. в сфере государственного управления, местного самоуправления, в области реализации уполномоченными органами и должностными лицами управленческих функций.

Работа состоит из  1 файл

Административное право как отрасль права.docx

— 41.35 Кб (Скачать документ)

Административное право как отрасль права

1. Административное право – это одно из важнейших отраслей права. При помощи административного права государство регулирует систему общественных отношений возникающих в процессе организации и функционирования исполнительной власти, т.е. в сфере государственного управления, местного самоуправления, в области реализации уполномоченными органами и должностными лицами управленческих функций.

Административное право – это управленческое право (право управления).

Административное право – это важная отрасль права (система правовых норм), которая в целях выполнения задач и осуществления функций государства регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в процессе организации и функционирования исполнительной власти, а также в сфере внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности различных государственных органов.

В предмет административного права входят следующие группы отношений:

1. управленческие отношения

Они встречаются в сфере организации и функционирования органов, осуществляющих хозяйственное, социально-культурное, административное и политическое строительство.

2. отношения, возникающие в связи с обеспечением правовой защиты прав и свобод граждан

Речь идет о так называемой административной юстиции. Она представляет собой систему судебных и иных органов, рассматривающих споры между гражданами и исполнительной власти.

3. административно-принудительные отношения

Возникают в сфере обеспечения общественной безопасности и общественного порядка.

4. управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе функционирования субъектов представит., судебной власти и прокуратуры

5. отношения. которые возникают при осуществлении общественными организациями делегированными им государством специальных государственно-властных полномочий.

Для всех указанных отношения характерны является то, что они возникают в области государственного управления и местного самоуправления.

 

2. Метод – совокупность приемов и способов.

Выделяют следующие методы:

1. императивный (метод властных предписаний)

2. диспозитивный (взаимодействие сторон)

3. метод дозволения (разреш. вариант поведения)

4. метод запрета

Все указанные методы правового регулирования характерны для административного права.

Суть методов административного регулирования управленческих отношений может быть сведена к следующему:

1. императивный

Установление определенного порядка действий, предписание к действию соответствующих условий, надлежащим образом оформленные в административно-правовой норме.

(метод предписаний)

несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридических последствий, на достижение которых ориентирует норма.

Новый Кодекс об административных правонарушениях устанавливает, что административные взыскания могут быть наложены не позднее 2 месяцев. Превышение срока не позволяет применить к лицу меры административной ответственности.

2. диспозитивный (согласования)

Он проявляется в административном праве при заключении административных договоров и при перераспределении или делегировании полномочий одних органов управления другим.

3. метод дозволения - это предоставление выбора одного из вариантов должного поведения или так называемое управление по усмотрению – это жесткий вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности должностными лицами при решении определенных задач, но они не вправе уклониться от такого выбора.

Например: при решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности к нему могут быть применены различные административные взыскания либо он может быть освобожден от ответственности.

4. метод дозволения выражается также в предоставлении возможности действовать по своему усмотрению, т.е. совершать или не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия. Это мягкий вариант дозволения. Например, гражданин сам решает, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он рассматривает как противоправные.

5. метод запрета – запрещение определенных действий под угрозой применения соответствующих административно-правовых санкций.

Например, запрещено направление жалоб граждан тем должностным лицам, действия которые обжалуются. Нарушение этого запрета влечет привлечение должностного лица к дисциплинарной ответственности.

Во всех вариантах регулирующего воздействия административное право проявляет себя властно независимо от конкретной формы выражения властности.

Административное  право как наука

Если административное право  как отрасль права, система юридических  норм регулирует действия разных субъектов, то наука административного права  изучает, анализирует, систематизирует  нормы, выявляет их роль и качество. Итоги научных исследований отражаются не в нормах, а в научных выводах, обобщениях, предложениях. Формами  реализации научных достижений являются научные доклады, статьи, книги, учебники.

Предметом изучения науки  административного права являются общественные отношения, которые возникают  при формировании и функционировании государственной администрации, административного  судопроизводства, и система регулирующих их административно-правовых норм.

У административно-правовой теории, как у всякой отраслевой юридической науки, более широкий  предмет, чем у отрасли права.

Во-первых, наука обязана  изучать и нормы, и соответствующие  им общественные отношения, выявлять качество тех и других, анализировать влияние  норм на социальные процессы, особенности  их реализации.

Во-вторых, научный анализ административно-правовых явлений  предполагает изучение их динамики, их прошлого, выявление процессов их развития.

В-третьих, наука обязана  «заглядывать» в будущее, разрабатывать  рекомендации по совершенствованию  структуры и деятельности государственной  администрации, системы административно-правового  регулирования, административного  судопроизводства. В настоящее время  первостепенное значение имеет разработка проблем улучшения административно-правового  обеспечения реализации и защиты прав граждан, государственного регулирования  экономических отношений в условиях существования частной собственности.

В-четвертых, наука призвана выявлять наиболее существенные признаки, связи административно-правовых явлений, принципы их функционирования.

Система науки административного  права включает не только знания о  действующих нормах, но «также знания о наиболее общих категориях (понятиях) административного права: предмете, методе, системе и принципах административного  права об исполнительной власти, ее признаках и функциях…»[13].

В самом общем виде задачи (функции) российской науки административного  права можно сформировать так:

теоретическая – способствовать развитию юридической науки, общей теории социального управления;

прикладная – разрабатывать рекомендации по совершенствованию правового регулирования, деятельности государственной администрации, административного судопроизводства, создавать необходимые условия для изучения административно-правовых явлений (подготовка учебников, монографий, статей и т. п.), пропагандировать правовые знания;

воспитательная – способствовать развитию необходимых навыков, подходов, принципов поведения у граждан, служащих, понимания ими необходимости государственного регулирования социальных процессов, необходимости реализации административно-правовых обязанностей, нетерпимости к их нарушениям, к коррупции.

Административное право как учебная дисциплина

изучается в высших юридических учебных заведениях. Построение системы курса во многом зависит от профиля вуза, где изучается дисциплина административного права.

Дисциплина курса «Административное право» представляет собой систему, которая строится исходя из учета отрасли и науки административного права. В дисциплине курса изучаются основные понятия, положения, институты, принципы и задачи науки административного права, а также система норм отрасли права, правоприменительная практика и эффективность действия этих норм, а также основные понятия, положения, термины (правовые дефиниции) позволяющие глубже изучить дисциплину.

При этом дисциплина имеет свои особенности, которые отражаются, прежде всего, в построении институтов системы курса. К числу ее особенностей следует отнести, прежде всего, комплексность и объемность предмета и объекта регулирования управленческих отношений, без которых не может существовать ни одно государство и общество, так как эта публичная отрасль права регламентирует отношения в сфере государственного управления и охраняет нормы других отраслей права.

Система курса «Административное право», преподаваемая в ВУЗах России, имеет своей целью расширить и углубить знания слушателей о важнейших положениях, принципах и институтах науки административного права и правоприменительной практики во всех сферах жизни.

Система отрасли административного права, включающая в себя две основных подсистемы Общей и Особенной части, которые в свою очередь можно подразделить и на меньшие подсистемы.

Общая часть включает: 1) управление, государственное управление, исполнительные органы власти; 2)административ-ное право как отрасль права, научная отрасль знаний и учебная дисциплина; 3) субъекты административного права; 4)фор-мы и методы осуществления деятельности органов исполнительной власти, государственного управления; 5) административное правонарушение и административная ответственность; 6)административная юрисдикция; 7)административный процесс и виды административного производства; 8) законность и дисциплина в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления; 9) административно-правовые режимы; 10) зарубежное административное право.

Особенная часть включает: 11)административно-правовое регулирование в сфере экономических отношений и материального производства в современных условиях; ^административно-правовое регулирование отношений в социально-культурной сфере; 13)административно-правовое регулирование государственного управления в административно-политической сфере; 13)административно-правовое регулирование в отраслевом и межотраслевом государственном управлении и другие.

Главная задача дисциплины — помочь студентам, слушателям и другим лицам изучить отрасль административного права, его законотворческую и правоприменительную практику, а также усвоить основные термины, категории, понятия, положения и институты административного права, основные задачи науки, цель которых сводится к познанию объективных законов и закономерностей в управленческой деятельности с целью ее совершенствования.

 

Система и источники административного права

Административное право как отрасль права представляет собой в общем виде огромный, разобранный на множество нормативных актов конгломерат различных правовых норм. Чтобы привести такое собрание норм в стройный порядок, наука распределяет их по группам, из которых каждая образует институт. В результате создаётся стройная система норм административного права.

На сегодняшний день административное право знает две основные системы: институционную и отраслевую.

Институционная система, представляющая собой перенос гражданско-правовой схемы в область административного права, показывает нормы, отрасли наиболее полно. Преимуществом данной системы является то, что она группирует значительную часть правовых норм вокруг главных субъектов государственно-управленческих отношений, какими являются органы исполнительной власти, граждане, общественные объединения. Образуемые в пределах институционной системы правовые институты (органы исполнительной власти, государственной службы, административного принуждения) охватывают нормы административного права, регулирующие однородные общественные отношения, которые возникают во всех или в большинстве отраслей государственного управления. Данные правовые институты образуют общую часть административного права.

Отраслевая система административного права группирует нормы административного права с учётом исключительно отраслевых аспектов государственного управления и приводит к выделению обширного ряда правовых институтов:

 

1. Управление экономической сферой:

a. Управление промышленным комплексом;

b. Управление агропромышленным комплексом;

c. Управление транспортно-дорожным комплексом и связью;

d. Управление в сфере экологии;

e. Управление финансами и кредитом.

 

2. Управление в социально-культурной сфере:

a. Управление образованием;

b. Управление в области науки;

c. Управление в области культуры;

d. Управление в области труда и социального развития;

Информация о работе Административное право как отрасль права