Административно-деликтивный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 12:09, контрольная работа

Описание

Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется в рамках административно-деликтного процесса. В научной литературе существуют различные подходы к терминам «административный процесс», «административно-деликтный процесс» и «производство по делам об административных правонарушениях». В основном НПА регламентируют порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях. В ПИКоАП используется термин «административный процесс», а термины «производство по делам об административных правонарушениях» и «административно-деликтный процесс» не применяются.

Работа состоит из  1 файл

Административно-деликтивный процесс.doc

— 106.00 Кб (Скачать документ)

      Освобождение  от административной ответственности  с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность, впервые введено  в КоАП с 2007 года, хотя подобные обстоятельства были и в КоАП 1984 г. 

      Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, установлены в статье 7.2 КоАП, их насчитывается восемь. Орган (должностное  лицо), решая вопрос о наложении  административного взыскания, обязан выяснить наличие названных обстоятельств и по возможности учесть при определении вида и размера взыскания. Само название этих обстоятельств свидетельствует об их назначении. По общему правилу, учитывая их, орган (должностное лицо) вправе назначить виновному лицу менее суровую, находящуюся в нижнем пределе санкции меру административной ответственности. Выйти за пределы санкции, предусмотренной за соответствующее правонарушение, орган (должностное лицо) не имеет права. С учетом отдельных рассматриваемых обстоятельств орган (должностное лицо) может освободить виновное лицо от административной ответственности. Такие обстоятельства помечены в статье 8.3 КоАП и перечислены в статье 7.2 КоАП. Ими являются:

      1) чистосердечное раскаяние физического  лица, совершившего административное правонарушение;

      2) предотвращение лицом, совершившим  административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;

      3) добровольное возмещение или  устранение причиненного вреда  либо исполнение возложенной  на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание;

      4) наличие на иждивении у физического  лица, совершившего административное  правонарушение, малолетнего ребенка;

      5) совершение административного правонарушения  вследствие стечения тяжелых  личных, семейных или иных обстоятельств;

      6) совершение административного правонарушения  под влиянием угрозы или принуждения  либо в силу материальной, служебной  или иной зависимости;

      7) совершение административного правонарушения  несовершеннолетним или лицом, достигшим семидесяти лет;

      8) совершение административного правонарушения  беременной женщиной. 

      Первые  два вида обстоятельств свидетельствуют, что виновное лицо раскаивается в  содеянном и стремится загладить  свою вину путем предотвращения или  возмещения, устранения причиненного вреда. Третье обстоятельство характеризует особые условия, в которых находилось лицо перед совершением правонарушения, обстановку, вынуждающую совершить правонарушение. Оно может быть основанием для освобождения от ответственности для более широкого круга административных правонарушений и, в первую очередь, для тех, в которых субъектами выступают должностные лица или иные работники юридического лиц. Конечно, все это не исключает признания деяния административным правонарушением, а лица, его совершившего, правонарушителем. Однако оно снижает степень его вины, общественную вредность правонарушения, личности виновного. Вот почему указанные обстоятельства закон относит к основаниям освобождения от административной ответственности.

        Главой 8 КоАП [1] предусмотрены основания для вынесения постановления об освобождении от административной ответственности. Вынесение таких постановлений является правом суда, органа, ведущего административный процесс, при наличии определенных оснований для освобождения от ответственности.

      В соответствии с нормами данной главы  физическое, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, совершившие административное правонарушение, могут быть освобождены судом, органом, ведущим административный процесс, от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения (ст. 8.2 КоАП).

      Количество  дел, по которым правонарушители  освобождались хозяйственными судами от административной ответственности  при малозначительности правонарушения, невелико (менее 1 % от числа рассмотренных). Является ли правонарушение малозначительным, определяется в каждом конкретном случае при рассмотрении дела об административном правонарушении. При оценке правонарушения на предмет его малозначительности суды обычно исходят из оценки обстоятельств его совершения. Так, малозначительным может признаваться проступок, когда отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям, а также правонарушение не представляет большой общественной опасности и не наносит значительного ущерба государственным интересам. Кроме того, часто суды при признании правонарушения малозначительным учитывают такие факторы, как «совершение правонарушения впервые»; «стоимость товара, реализованного без лицензии на розничную торговлю, в несколько раз меньше размера минимального штрафа»; «сумма полученного от незаконной предпринимательской деятельности дохода менее одной базовой величины и несоразмерна с величиной административного штрафа» и др [3]

      Физическое  лицо и (или) индивидуальный предприниматель, если совершенное им административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью, может быть также освобожден от административной ответственности по КоАП в следующих случаях:

      1) с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность, при наличии одного из обстоятельств, указанных в пп. 2, 3, 6 ч. 1 ст. 7.2 КоАП (ст. 8.3 КоАП)[1].

      2)Физическое  лицо, совершившее административное  правонарушение, влекущее административную  ответственность, по требованию потерпевшего либо его законного представителя освобождается от административной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим либо его законным представителем.(ст. 8.4 КоАП)

      3)Освобождение  от административной ответственности  военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине:

      Военнослужащие  и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или  специальных положений о дисциплине (статья 4.7 Кодекса оАП), совершившие административные правонарушения, могут быть освобождены от административной ответственности с передачей материалов о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении их к дисциплинарной ответственности, за исключением случаев, когда в санкции статьи Особенной части Кодекса об административных правонарушениях предусмотрены такие виды административных взысканий, как лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения, а также, если повторное совершение административного правонарушения влечет уголовную ответственность.(ст 8.5 КоАП)

      4) вследствие болезни: физическое лицо, заболевшее после наложения на него административного взыскания психической или иной тяжелой болезнью, может быть освобождено от административного взыскания, или административное взыскание, назначенное ему, может быть заменено более мягким. При этом учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность физического лица, совершившего его, характер заболевания и другие обстоятельства (ст. 8.6 КоАП)[1].

      5)_Физическое  лицо, совершившее административное  правонарушение в силу обстоятельств,  вызванных совершением в отношении  его деяний, влекущих ответственность по статье 181 Уголовного кодекса Республики Беларусь, либо деяний, направленных на его использование в целях сексуальной или иной эксплуатации, ответственность за которые предусмотрена статьями 171, 171-1, 181-1, 182, 187 Уголовного кодекса Республики Беларусь, освобождается от административной ответственности.

      В противоречие данным нормам п. 1 ст. 14.8 [4] Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, подвергнутые административному взысканию, могут быть полностью или частично освобождены от административной ответственности по ходатайству об освобождении от административной ответственности в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, по решению Президента Республики Беларусь.

      Указом  Президента Республики Беларусь от 17 октября 2005 г. № 481 [4] было утверждено Положение о порядке внесения на рассмотрение Президента Республики Беларусь ходатайств об освобождении субъектов предпринимательской деятельности от административных взысканий (с изменениями и дополнениями; далее - Положение № 481).

      Также данным Указом создана Межведомственная комиссия по рассмотрению ходатайств об освобождении субъектов предпринимательской  деятельности от административных взысканий (далее - Межведомственная комиссия).

      Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении должностному лицу, органу, ведущему административный процесс  следует учитывать обстоятельства, смягчающие административную ответственность, не только при определении меры административной ответственности, но и как основание освобождения от нее. 
 
 
 
 
 

  1. Задача 
 

      Студентка Елкина должна быть привлечена к административной ответственности по статье 10.9. Кодекса РБ об административных взысканиях: Умышленные уничтожение либо повреждение имущества и По Статье 9.3. Оскорбление.

      При этом, оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства  личности, выраженное в неприличной  форме, - влечет наложение штрафа в  размере от четырех до двадцати базовых величин.

      Умышленные  уничтожение либо повреждение имущества, повлекшие причинение ущерба в незначительном размере, - влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин.

      Так как студентка бала в состоянии алкогольного опьянения, то по статья 7.3 п. 9 совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ административные взыскания отягощаются.

      С объективной стороны данное преступление характеризуется как мелкое хулиганство, которое представляет собой действие, нарушающее общественный порядок и спокойствие граждан. Такими действиями, указанными в статье, являются нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества.

      Характер  указанных действий очевиден. Каждое из них может рассматриваться  в качестве мелкого хулиганства, если оно нарушает общественный порядок и выражает явное неуважение к обществу. Хулиганством может быть нарушен общественный порядок в любой сфере жизни и деятельности граждан: на производстве, в быту, в культурно-просветительных учреждениях; в любом месте нахождения людей - на улице, в лесу и т.д..

      Обычно  мелкое хулиганство совершается  при непосредственном присутствии  людей, ибо именно в такой обстановке нарушителю удается в большей  мере продемонстрировать свое неуважение к обществу. Однако для наличия  состава данного правонарушения наличие признака публичности в момент совершения правонарушения не обязательно. Например, мелкое хулиганство будет иметь место и в том случае, когда лицо сделало непристойные надписи на заборе в отсутствие людей.

      3. С субъективной стороны мелкое хулиганство характеризуется умыслом, обычно прямым. Но возможны случаи его совершения с косвенным умыслом. Важным элементом субъективной стороны мелкого хулиганства является мотив удовлетворения индивидуалистических потребностей, самоутверждения за счет игнорирования достоинства других людей.

      При этом вышеуказанные преступления совершались с прямым умыслом (субъективная сторона преступления).

      Общая сумма штрафа определяется методом  суммы штрафных санкций в максимальном размере, т.е 50 базовых величин или 1750 тыс. рублей. 

      Литература 

     
  1. КоАп Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2011. – Режим доступа: http:// pravo.kulichki.com – Дата доступа: 03.10.2011
  2. ПИК об административных правонарушениях Республики Беларусь – Минск, 2008 г.
  3. Калиновская, Ж. В. Освобождение от административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей/Журнал «Планово-экономический отдел» № 6 (72), июнь 2009
  4. Указ Президента Республики Беларусь от 17 октября 2005 г. № 481  О порядке внесения на рассмотрение Президента Республики Беларусь ходатайств об освобождении субъектов предпринимательской деятельности от административных взысканий (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. - 2011. – Режим доступа: http:// belsp.com – Дата доступа: 03.10.2011
  5. Круглов, В.А. Административный (административно-деликтивный) процесс Республики Беларусь, - Минск, «Амалфея», 2008
  6. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. № 194-З 
    Принят Палатой представителей 9 ноября 2006 года 
    Одобрен Советом Республики 1 декабря 2006 года. Текст кодекса с изменениями и дополнениями на 27 января 2011 года [Электронный ресурс]. - 2011. – Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org– Дата доступа: 03.10.2011
  7. Освобождение от административной ответственности с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность [Электронный ресурс]. - 2011. – Режим доступа: http://www.novopolotsk.by - Дата доступа: 03.10.2011

Информация о работе Административно-деликтивный процесс