Административно-деликтивный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 12:09, контрольная работа

Описание

Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется в рамках административно-деликтного процесса. В научной литературе существуют различные подходы к терминам «административный процесс», «административно-деликтный процесс» и «производство по делам об административных правонарушениях». В основном НПА регламентируют порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях. В ПИКоАП используется термин «административный процесс», а термины «производство по делам об административных правонарушениях» и «административно-деликтный процесс» не применяются.

Работа состоит из  1 файл

Административно-деликтивный процесс.doc

— 106.00 Кб (Скачать документ)

     3) должностная подведомственность  – в данном случае определяется  кто (какое должностное лицо) должен  заниматься рассмотрением дел

     Направление дел об административных правонарушениях по подведомственности:

     В случае если при подготовке дела к  рассмотрению судья, должностное лицо установило, что рассмотрение такого дела не относится к их компетенции, они направляют его в суд или  орган, который компетентен его рассмотреть. Если при рассмотрении дела суд, орган, ведущий административно-деликтный процесс придут к выводу, что в правонарушении содержатся признаки преступления, они передают материалы этого дела прокурору, органу, уполномоченному осуществлять предварительное следствие и дознание.

     6.Поводами  к началу административно-деликтного  процесса являются:

     1) заявление физического лица

     2) Сообщение должностного лица, госоргана,  общественного объединения, иной  организации

     3) непосредственное обнаружение признаков административного правонарушения судом, органом, ведущим административно-деликтный процесс

     Административно-деликтный  процесс считается начатым с  момента:

     1) составления протокола об административном  правонарушении

     2) составления протокола процессуального действия (протокол об административном задержании)

     3) вынесение постановления о мерах  обеспечения административного  процесса (постановление об аресте  имущества)

     4) вынесение постановления о наложении  административного взыскания в  случаях, когда протокол об административном правонарушении не составляется (безбилетный проезд)

     Обстоятельства, исключающие административно-деликтный  процесс:

     1) отсутствие события административно-деликтного  процесса

     2) отсутствие в деянии состава  административно-деликтного процесса

     3) истечение сроков наложения административного  взыскания

     4) принятие законодательного акта, устраняющего административную  ответственность 

     5) не достижение физическим лицом  возраста, с которого наступает  административная ответственность 

     6) невменяемость физического лица

     7) отсутствие заявления потерпевшего  или его законного представителя,  либо примирение потерпевшего  с правонарушителем, либо отказ  потерпевшего от освидетельствования  по административному правонарушению

     8) смерть правонарушителя

     9) наличие по тому же факту постановления о наложении административного взыскания либо наличие по данному факту уголовного дела

     10) недоказанность виновности физического  лица

     Обстоятельствами, исключающими административно-деликтный  процесс в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей являются:

     1) обстоятельства, предусмотренные вышеуказанными  п.1-4

     2) ликвидация юридического лица  либо прекращение деятельности  индивидуального предпринимателя,  либо признание их банкротами

     3) смерть индивидуального предпринимателя

     4) наличие по тому же факту  в отношении юридического лица  или индивидуального предпринимателя  постановления о наложении административного  взыскания либо постановления  о прекращении деятельности

     5) недоказанность виновности юридического лица или индивидуального предпринимателя

     7.Следующей  стадией после начала дела  является подготовка дела к  рассмотрению. Сроки подготовки  дела к рассмотрению:

     1) по общему правилу – не позднее  10 суток со дня начала административного  процесса

     2) по делам о таможенных, экологических правонарушениях и правонарушениях против порядка налогообложения – не позднее 2 месяцев со дня начала процесса

     Отличительной особенностью данной стадии административно-деликтного процесса состоит в том, что в  ходе ее составляются следующие процессуальные документы и проводятся процессуальные действия:

     1) составляется протокол об административном  правонарушении (за исключением  случаев, когда он не составляется)

     2) опрос правонарушителя, потерпевшего, свидетелей) по итогам опроса  составляется протокол

     3) осмотр места совершения административного  правонарушения (помещения, жилища, предметов и документов)

     4) освидетельствование правонарушителя,  потерпевшего

     5) экспертиза

     Подготовка  дела об административном правонарушении для рассмотрения заканчивается составлением протокола об административном правонарушении и прекращении дела об административном правонарушении либо при неустановлении лица, подлежащего привлечению к административной ответственности.

     Рассмотрение  дела об административном правонарушении – следующая стадия административно-деликтного процесса, в ходе которого судебный орган, ведущий административно-деликтный процесс:

     • устанавливает, относится ли к их компетенции рассмотрение данного  дела

     • выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие административно-деликтный процесс

     • истребует необходимые дополнительные материалы

     • извещает лиц, участвующих в рассмотрении дела о времени и месте его  рассмотрения

     Дело  об административном правонарушении рассматривается  в 15-дневный срок со дня получения материалов дела. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест или депортацию рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении, но не позднее 48 часов с момента административного задержания физического лица.

     Рассмотрев  дело суд, орган, ведущий административно-деликтный  процесс выносит одно из следующих  постановлений:

     1) о наложении административного  взыскания

     2) о прекращении дела об административном  правонарушении

     3) о передаче материалов дела по месту работы (службы) правонарушителя для привлечения к дисциплинарной ответственности.

     8.Постановление  по делу об административном  правонарушении может быть обжаловано  правонарушителем, потерпевшим, их  представителями, защитниками. Кроме того, постановление о прекращении дела может быть обжаловано руководителем органа, направившего дело на рассмотрение в суд. Постановление по делу может быть опротестовано только прокурором. Жалоба (протест) могут быть поданы в течение 10 суток со дня объявления правонарушителю постановления.

     Куда  можно обжаловать:

     1) постановление административной  комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних  – в райисполком или в суд

     2) постановление сельского исполкома  – в райисполком или суд

     3) постановление иного органа, ведущего административно-деликтный процесс обжалуется в вышестоящий орган или в суд

     4) постановление суда – обжалуется  в вышестоящий суд

     9.Сущность  и назначение исполнительного  производства.

     Постановление о наложении административного  взыскания подлежит исполнению по истечение срока обжалования или опротестования, за исключением постановления о наложении штрафа, который взыскивается на месте, а также административного ареста и депортации.

     Основанием  для исполнения административного  взыскания является вступление в силу постановления суда, органа, ведущего административно-деликтный процесс. Не подлежит исполнению постановление, если оно не было исполнено в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу. Порядок исполнительного производства регламентирован 4 разделом ПИКоАП [1].

     Органы, ответственные за исполнение постановления  о наложении взыскания:

     1) предупреждение: исполняется судьей, должностным лицом, вынесшим постановление

     2) штраф: используется должностным  лицом, вынесшим постановление, а в случае вынесения постановления судом – судебным исполнителем

     3) конфискация: взыскание стоимости  предмета административного правонарушения  – судебными исполнителями, за  исключением постановления о  конфискации огнестрельного, газового  оружия и боеприпаса, которые исполняют ОВД. Лишение права управлением транспортным средством - ГАИ, лишение права охоты – государственной инспекцией охраны животного и растительного мира, административный арест – ОВД, лишение права заниматься определенной деятельностью – органом, выдавшим лицензию, депортация – органом, вынесшим постановление, исправительные работы – ОВД.  

     Отсрочка, рассрочка, прекращение постановления  о наложении административного  взыскания. 

     Суд, орган, ведущий административно-деликтный  процесс по ходатайству правонарушителя или по собственной инициативе могут отсрочить или рассрочить исполнением административного взыскания в порядке и на условиях, предусмотренных ПИКоАП. 

     2. Освобождение от  административной  ответственности 

      Лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности лишь в случаях, предусмотренных Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (ст. 8.1). 

      Освобождение  от административной ответственности  целесообразно тогда, когда оно  не затрагивает интересы других и  способствует охране правопорядка, воспитанию виновного лица и предупреждению совершения новых административных правонарушений как им, так и окружающими. 

      Таким образом, если орган (должностное лицо), ведущий административный процесс, в ходе рассмотрения дела убедится в том, что цели административной ответственности будут достигнуты без применения административного взыскания, то лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности.   

      В Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) условия освобождения от административной ответственности закреплены в гл. 8 "Основания для освобождения от административной ответственности".

      Компетентный орган вправе освободить лицо от административной ответственности по следующим основаниям:  

      1. Вследствие малозначительности правонарушения;  

      2. С учетом обстоятельств, смягчающих  ответственность; 

      3. Если физические лица являются  военнослужащими или иными лицами, на которых распространяется  действие дисциплинарных уставов  или специальных положений о  дисциплине; 

      4. В случаях, когда физическое  лицо заболело после наложения  на него административного взыскания  психической или иной тяжелой  болезнью. 

      Остановимся подробнее на освобождении от административной ответственности с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность. Следует отметить, что на практике данное основание применяется довольно редко. [7] 

      Согласно  ст.8.3 КоАП физическое лицо (в том  числе индивидуальный предприниматель), совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности при наличии одного из обстоятельств, указанных в пунктах 2, 3, 6 части 1 статьи 7.2 КоАП. 

Информация о работе Административно-деликтивный процесс