Административно - процессуальная деятельность в административном праве РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:24, дипломная работа

Описание

Данная дипломная работа посвящена изучению сущности регистрационного производства в Российской Федерации, а именно ее организационно-правовой модели и месту, занимаемому этим видом производства в системе такого важного института как административный процесс и как следствие в целом, в системе административного права. В настоящее время это весьма актуальная тема, как в Административном, так и в иных отраслях права: в Гражданском праве, Налоговом праве и т.д

Содержание

Введение 3

§ 1. Административно - процессуальная деятельность в административном праве РФ: сущность, местоположение, основные концептуальные подходы
к определению содержания и структуры 6

§2 Регистрационное производство и административный процесс:
соотношение, и базовые основы………………………………………………21

Заключение……………………………

Работа состоит из  1 файл

Административно-процессуальная деятельность.docx

— 69.34 Кб (Скачать документ)

Во-вторых, процесс это  динамическое понятие, во всех случаях  означающее деятельность соответственных государственных органов. Каждый вид процесса - гражданский, уголовный, административный -представляет собой деятельность определённых государственно-властных органов, посредством которой решаются задачи правосудия и государственного управления. Поскольку задачи названных форм различны, то и способы их осуществления посредством тех или иных видов процесса отличаются определённой спецификой.

В-третьих, основное свойство процесса заключается в том, что  это не любая деятельность, а исключительно юридическая. Следовательно, имеются основания рассматривать конкретный вид процесса как правовое выражение данной формы деятельности государства.

Правовая природа процесса (гражданского, уголовного и административного) выражается, прежде всего, в его социальном назначении, в том, чтобы обеспечить реализацию материальных норм различных отраслей права. Каждый вид процесса представляет собой порядок последовательно

 

осуществляемых  действий, имеющих своей целью  практическое претворение в жизнь  норм материального права.

Однако одной юридической  цели ещё не достаточно для полной характеристики правовой природы процесса. Поскольку любой вид процесса предназначен для реализации социальных правил, установленных государством, - материальных правовых норм, постольку он может быть только юридическим порядком, ибо иначе реализовать правовую норму не возможно. Не трудно заметить, что сам процессуальный порядок деятельности устанавливается и регулируется при помощи специальных юридических правил - процессуальных норм право - гражданско-процессуальных, уголовно-процессуальных и административно-процессуальных.

В-четвертых, принципиальное значение имеет и то, что все  разновидности процесса представляют собой юридически результативную деятельность, посредством которой только и может быть достигнут, требуемый в ходе разрешения индивидуально-конкретных дел, юридический результат.

Таким образом, административный процесс  следует рассматривать как порядок разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления исполнительно-распорядительными органами (а в предусмотренных законом случаях и другими субъектами), как деятельность, в ходе осуществления которой возникают общественные отношения, регулируемые нормами административно-процессуального права.

Характерные черты административного  процесса состоят в следующем.

1. Административный процесс связан  с государственным управлением в узком смысле. Однако в содержание административного процесса включается не вся управленческая деятельность исполнительно-распорядительных органов государственной власти, а лишь её чисто юридические виды, реализуемые в правовых формах;

 

2. Административный процесс связан с материальным административным правом. Эта связь выражается в том, что в ходе реализации 
задач административного процесса, происходит разрешение индивидуально 
конкретных дел, возникающих в сфере государственного управления. Решить 
индивидуально конкретное дело - значит, применить соответствующую 
норму материального права к данному случаю, возможность возникновения 
которого предусматривается этой нормой. Применение норм 
административного права - очень многообразная и обширная деятельность 
исполнительно-распорядительных органов государственной власти и 
некоторых иных полномочных органов. Она охватывает все категории 
индивидуально конкретных дел, которые входят в компетенцию названных 
органов, независимо от их отраслевой принадлежности. Иными словами, 
административный процесс осуществляется там, где у компетентного органа 
государственного управления возникает необходимость решить 
индивидуальное     дело, урегулировать     конкретное     отношение

управленческого характера, получить юридический результат.

Следовательно, административный процесс одновременно является выражением управленческой деятельности органов государственной власти и формой реализации норм административного права.

  1. Применение  норм  административного  права  осуществляется  в 
    порядке, урегулированном нормами административного права.
  2. Административный процесс - это не только определённая процедура 
    применения   соответствующих  норм  права  в   сфере   государственного 
    управления, но и деятельность, в ходе которой возникают отношения, 
    регулируемые   нормами   административно-процессуального   права.   Под 
    воздействием этих норм названные отношения приобретают характер 
    административно-процессуальных правоотношений13.

Таким образом, административный процесс, подобно процессам гражданскому и уголовному, состоит из двух элементов, в равной степени

13 Тихомиров Ю.А. Курс адм. права и процесса. М.Юринформцентр,1998 г. M.: Юринформиентр. 1998.


 

регулируемых    нормами    административно-процессуального    права деятельности органов государственного управления по разрешению подведомственных дел и отношений между участниками этой деятельности.

 

§2 Регистрационное производство и  административный процесс: соотношение, и базовые основы.

При решении вопроса  о соотношении административного  процесса и регистрационного производства необходимо определится с терминами «процесс» и «производство». Это следует сделать в связи с тем, что в литературе по административному праву высказаны различные суждения на этот счёт.

По мнению Салищевой Н. Г., производство - это понятие более широкое, нежели процесс. Она предлагает различать административное производство, как процесс применения административно правовых норм, как процесс деятельности исполнительно-распорядительных органов и административный процесс, как деятельность по разрешению споров и применению мер принуждения14.

Другая точка зрения представляется более правильной, ибо  она опирается на существующую законодательную практику, касающуюся процессов гражданского и уголовного. Напомним в связи с этим, что, например, гражданско-процессуальный кодекс РФ, регулирующий гражданский процесс, различает в нём несколько производств. Аналогичная картина и с уголовным процессом, который в соответствии с уголовно - процессуальным кодексом РФ включает ряд производств: производство в суде первой инстанции; производство в надзорной инстанции; производство по делам несовершеннолетних и т. д.

Для административного  процесса нет нужды менять содержание понятий «процесс» и «производство». Соотношение названных понятий в принципе сохраняется как общее и особенное: производство - часть процесса, процесс - есть совокупность производств.

14 СалищеваН. Г. Административный процесс в СССР. М.: Юрид, лит.. 1964.


 

Таким образом, регистрационное производство является составной частью административного процесса и соотносится с ним как частное и общее, соответственно.

Вопрос о структуре  административного процесса, его  составных частях, то есть о видах производств, должен решаться в зависимости от характера той процессуальной деятельности, которая выражает правовую часть государственного управления и, следовательно, заключает в себе свойства управленческой деятельности.

Другая особенность  административного процесса связана  с более широкой сферой действия этого вида процесса, по сравнению с гражданским и уголовным.

Разберемся со структурой административного процесса. При  этом надо отметить, что сама постановка вопроса правомерна лишь при широком, а не юрисдикционном подходе к этому правовому явлению. В юридической литературе высказываются различные суждения по данному вопросу - вот один из вариантов решения.

К видам административных производств  относятся:

  • производство   по   организации   аппарата   государственного 
    управления;
  • производство по заявлениям и ходатайствам граждан, связанным 
    с реализацией принадлежащих им субъективных прав;
  • производства    по    жалобам    на    неправильные    действия 
    должностных лиц;
  • производство по делам о применении принудительных мер 
    (дисциплинарных, материальных и административных);
  • производство по делам связанным с применением материальных 
    норм трудового, земельного, финансового права15.

Главное  при  решении  вопроса  о  структуре  административного  процесса состоит в отыскании критерия, который давал бы возможность

15 Козлов Ю. М. Предмет советского административного права. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1967.


 

выделить однородные группы административных дел, рассмотрение которых составило бы содержание соответственных видов производств. Таким критерием может служить характер индивидуально-конкретных дел, возникающих в сфере государственного управления. При этом под характером понимаются существенные свойства, общие для данной группы дел.

Так, например все дела по жалобам граждан на неправомерные  действия должностных лиц объединяет сам характер обращения, который заключается в уведомлении компетентных органов и лиц о нарушении субъективного права или законного интереса гражданина. Причем это свойство сохраняется во всех случаях независимо от содержания жалобы, касается ли она пенсионных вопросов или каких-либо других, главное объединяющее качество - характер обращения.

Руководствуясь названным критерием  можно различать:

  1. производство по принятию нормативных актов государственного 
    управления;
  2. производство по предложениям и заявлениям граждан и организаций 
    о реализации принадлежащих им прав в сфере государственного управления;
  3. производство по административно-правовым жалобам и спорам;
  4. производство     по     организационным     делам     в     аппарате 
    государственного управления;
  5. производство по делам о применении принудительных мер в сфере 
    государственного управления16.

Несмотря, на имеющиеся  конкретные особенности и различия, названные виды производств связывает во едино коренная общность, дающая основание говорить о каждом из них, как о составной части общего понятия административного процесса.

16 Сорокин В. Д. Советское административно-процессуальное право: Учеб-метод, пособие. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1976.


 

Все виды данных производств  осуществляются в сфере государственного управления и представляют собой определенные процедуры рассмотрения возникающих в этой сфере индивидуально-конкретных дел. Каждый вид производств осуществляется преимущественно исполнительно-распорядительными органами государственной власти. И лишь некоторые группы дел в соответственных случаях, предусмотренных законом, разрешают иные государственные органы, их должностные лица, а также общественные организации. Общественные отношения, возникающие в ходе осуществления каждого вида производства, регулируются административно-процессуальными нормами.

Таким образом, если различия между названными видами производств носят частный характер, обусловленный конкретными особенностями дел, то факторы, объединяющие их в единый административный процесс, имеют уже принципиальное значение.

Совокупность административных производств - базовая характеристика административной юрисдикции. Различия между производствами проводятся как по субъекту осуществления юрисдикционных полномочий, так и по предмету (объекту). С учетом состояния действующего Российского законодательства и административно-процессуальных норм можно выделить следующие виды административного производства:

  • производство по делам об административных правонарушениях;
  • дисциплинарное производство;
  • производство по жалобам;
  • регистрационное производство17.

Регистрационное производство это вид административного производства охватывающий широкий круг общественных отношений, участниками которых, с одной стороны, являются органы исполнительной власти,  прежде  всего  в  лице  органов  юстиции,   специально  на  то

17 Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М.: Юринформцентр, 1998.


 

уполномоченные должностные лица, а с другой — граждане, общественные объединения, юридические лица и  т. д. Соответственно этому многообразию отношений строится и система  нормативных правовых актов, регулирующих «регистрационные процессуальные правоотношения», а, следовательно, и соответствующее административное производство.

К числу таких актов, например, относятся: Гражданский кодекс Российской Федерации, ст. 51 которого предусматривает государственную регистрацию юридических лиц — хозяйствующих субъектов; Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (ст. 15-22); Федеральные законы: от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц», от 11 июля 2001 г. «О политических партиях», от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах», от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях», и т.д.

Информация о работе Административно - процессуальная деятельность в административном праве РФ