Административное право в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 18:57, реферат

Описание

Раскрытие сущности определения «административного права РФ, его основных понятий. Административное право является одной из основных публичных отраслей права и предназначено, прежде всего, для регулирования специфических (управленческих) общественных отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления и администрации органов местного самоуправления.

Содержание

Административное право РФ…………………………………………………………….3
Основные понятия административного права…………………………………………..5
Список использованной литературы……………………………………………………14

Работа состоит из  1 файл

адм. право.doc

— 83.00 Кб (Скачать документ)


14

 

Содержание:

Административное право РФ…………………………………………………………….3

Основные понятия административного права…………………………………………..5

Список использованной литературы……………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Административное право РФ

Прежде чем приступить к раскрытию сущности определения «административного права РФ», его основных понятий, следует осмыслить сам термин «административный», означающий в переводе с латинского языка «управленческий или руководящий», то есть имеющий государственный, властный характер. По своей сути, административное право это не что иное, как государственное управленческое право, реализующее публичный правовой интерес большинства граждан, для чего субъекты управления наделяются юридически властными полномочиями. Следовательно, предметом и объектом действия юридических норм являются управленческие отношения (точнее поведение), возникающие между субъектом и управления (управляющим) и объектами управления (управляемыми). Эти управленческие отношения бывают как внутриорганизационными, так и внешними для осуществления функций и задач, стоящих перед органами власти, государством и обществом в целом.

Административное право является одной из основных публичных отраслей права и предназначено, прежде всего, для регулирования специфических (управленческих) общественных отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления и администрации органов местного самоуправления.

Административно-правовые нормы регулируют также управленческие отношения в процессе деятельности иных форм осуществления государственной власти (законодательной, судебной), их обслуживающих аппаратов, в сфере деятельности института президентства и обслуживающих его структур, а также в аппаратах прокуратуры, государственного контроля, военного управления, аппаратах ЦИК РФ, Счетной палаты и иных государственных органах, а также управленческие отношения, возникающие в сфере негосударственного управления, например, в связи с осуществлением общественными объединениями некоторых функций государственного управления (ДНД, товарищеские суды, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и др.).

Административное право как отрасль — это совокупность юридических норм и правил, регулирующих поведение субъектов права в процессе осуществления ими управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администраций органов МСУ и отношения управленческого характера, возникающие при реализации других форм государственной деятельности: законодательной, института президентуры, судебной, прокурорской и др.

Административное право как понятийная категория означает, прежде всего, государственно-управленческое право, публичную отрасль права, так как объектом регулирования его норм и правил являются управленческие отношения, складывающиеся, в основном, в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления и другие управленческие отношения, в которых властным субъектом управления с одной стороны всегда выступает государственный орган исполнительной власти, государственный орган управления, их должностное лицо или законодательно уполномоченный общественный орган (ДНД, товарищеские суды, различные административные комиссии органов местного самоуправления).

Инициативной стороной в административно-правовых отношениях, как правило, выступает субъект управления, обладающий государственно-властными полномочиями по отношению к объекту управления, обладающему правомочиями, то есть правом требовать соблюдения, исполнения и защиты своих прав, свобод и законных интересов (т.е. реализация конституционного принципа «что не запрещено, то разрешено»). Следует отметить, что термин «защита охраняемых законом интересов» уже по объему нежели «защита законных интересов».

По своей сущности административное право как регулятор общественных отношений в целом не отличается от других отраслей права. Каждая отрасль права имеет свой предмет регулирования, под которым в целом понимаются конкретные однородные общественные отношения, складывающиеся в той или иной сфере жизнедеятельности человека, а метод воздействия на эти отношения может быть заимствован у другой отрасли права. Например, административные методы воздействия используются другими отраслями права: финансовой, таможенной, налоговой, муниципальной, земельной и др.

Административное право как отрасль права - это совокупность норм, правил поведения установленных или санкционированных государством, его уполномоченными органами, должностными лицами, обеспеченных мерами государственного принуждения в целях регулирования управленческих отношений, возникающих в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администраций органов МСУ, а также в деятельности иных государственных органов власти и их аппаратов, в деятельности негосударственных организаций, уполномоченных в законном порядке осуществлять управленческие функции. То есть в сферу административно-правового регулирования включен однородный круг управленческих общественных отношений, возникающий в процессе практической, повседневной реализации функций и задач жизнеобеспечения личности, государства и общества в целом органами исполнительной власти, государственного управления и администрациями органов МСУ.

Основные понятия административного права

Предметом отрасли административного права принято считать управленческие общественные отношения, возникающие в процессе реализации государственно-властных функций и задач для достижения целей административно-правового регулирования органами исполнительной власти, государственного управления, администрациями органов МСУ и их уполномоченными должностными лицами. Следует сразу отметить, что предмет и объект отрасли права и учебной дисциплины по содержанию — это управленческие отношения, только объект как управленческие отношения расположен по окружности предмета, то есть, по существу, предметы различных отраслей и дисциплин взаимосвязаны между собой через свои объекты.

Кроме этого, нормами административного права охраняются общественные отношения, регулируемые другими отраслями права, например, земельного, горного, водного, финансового, таможенного, налогового, муниципального, жилищного и др.

Объектом административно-правового регулирования является широкий круг общественных отношений, складывающийся в сфере осуществления функций и задач органов исполнительной власти, государственного управления, деятельности администраций органов МСУ, других органов государственной власти (законодательной, судебной), их аппаратах, иных государственных органов, а также санкционированных государством видов деятельности, реализуемых негосударственными органами (ДНД, товарищеские суды, профсоюзы, различные административные комиссии при органах МСУ). Следовательно, объект административного права шире его предмета и является как бы «пограничным» рубежом и средством взаимодействия с другими отраслями права.

Объектом административного права являются также административно-процедурные и другие организационно-правовые отношения в сфере деятельности аппаратов исполнительной власти, государственного управления, а также внутриорганизационные управленческие отношения в аппаратах, обслуживающих институт президентуры, органы законодательной власти, суда, прокуратуры, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии и др.

Здесь работает такой принцип: если сильно сужать предмет отрасли права, то сама отрасль обедняется, многое теряет; если расширять границы предмета до границ объекта, то можно утратить самостоятельность предмета самой отрасли права, так как она смыкается с предметами других отраслей права.

Административный метод — это властный метод, осуществляемый от имени государства; в нашем случае он осуществляется органами исполнительной власти, государственного управления, администрациями органов МСУ их уполномоченными должностными лицами; гарантируется и обеспечивается его реализация государственными мерами убеждения и принуждения. В определенных случаях законодательством этот властный метод может делегироваться иным, не государственным, органам, на основании и в порядке, определенном законом (например, члены ДНД могут доставлять правонарушителей в штаб ДНД или общественный пункт охраны правопорядка для составления административного протокола).

Кроме административного (властного) метода в административном праве широко используются методы административно-договорные, например, заключение контракта о прохождении военной службы или иной специализированной службы в государственных органах. Во время заключения административного договора действует принцип равноправия сторон, когда же договор о контрактной службе подписан сторонами, то в действие вступает метод властиподчинения (приказ начальника обязателен для исполнения подчиненным). Однако есть исключение, когда заключается равноправный административный договор между органами исполнительной власти субъектов РФ или между органом исполнительной власти субъекта РФ и Федеральным органом исполнительной власти. Здесь реализуется характер равенства сторон, участников административно-правовых отношений. В органах исполнительной власти, государственного управления могут возникать горизонтальные управленческие отношения (согласования, коллегиального обсуждения, использование компромиссов при выработке и принятии управленческих решений и др.). В административном праве используются и методы стимулирования управленческой деятельности, различные поощрения (моральные и материальные), налоговые льготы и др. Значительно реже используются методы административного принуждения, так как это дорогостоящие методы и не всегда эффективны. Методы государственного управления и регулирования в новых экономических условиях претерпевают серьезные изменения в соответствии с условиями и действиями факторов внешней среды, уровня правосознания граждан и должностных лиц государства, как субъектов административно-правовых отношений.

Система отрасли административного права — это совокупность норм, правил административного права, взаимосвязанных и взаимозависимых и образующих специфическое информационно-правовое единство, обеспечивающее эффективное правовое регулирование управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной деятельности, государственного управления, администраций органов МСУ, а также отношения в сфере управленческой деятельности, осуществляемой другими органами государственной власти и их обслуживающими аппаратами и иными уполномоченными законом субъектами административного права.

Отрасль административного права имеет тесную взаимосвязь со всеми другими отраслями права, но при этом обладает специфическими признаками, обусловленными своим предметом регулирования, методом воздействия, источниками права и иными признаками.

Административно-правовые нормы

Норма административного права, как и другой правовой акт, представляет собой некоторое правил общего свойства, определенную меру возможного, должного и обязательного поведения участников управленческих отношений, установленную или санкционированную государством и охраняемую специальными мерами государственного принуждения.

Особое значение в функционировании системы механизма административно-правового регулирования имеют правовые акты, которые включают в себя понятие нормативные и индивидуальные акты, акты применения и акты толкования или разъяснения, даваемые уполномоченными государственными органами и их должностными лицами.

Правовой акт — это юридический акт, принятый органом государственной власти или должностным лицом по предметам ведения, в пределах полномочий и определенном порядке. Например, правовые акты города Москвы — это решения принимаемые жителями Москвы на городском референдуме, законы города Москвы, постановления Думы, распоряжения Мэра, постановления Правительства

Москвы, подобные правовые акты принимаются также и в других субъектах РФ, на основании Конституции РФ и федеральных законов.

Нормативно-правовой акт — это правовой акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы и правила общего характера. Например, Конституция РФ, федеральный конституционный и федеральный законы, указ Президента РФ, постановление Правительства РФ, соответственно на уровне субъектов РФ.

Нормативно-правовой акт имеет следующие признаки (черты):

1) устанавливает нормы права, изменяет и прекращает их действие;

2) является результатом нормотворческой деятельности специально на то уполномоченного субъекта органа государственной власти, государственного управления или уполномоченного должностного лица;

3) содержит общеобязательные правила поведения для всех участников конкретных общественных отношений;

4) имеет определенную степень силы (иерархии или сопочиненности), в зависимости от уровня органа (должностного лица) его принявшего;

5) имеет односторонний (государственно-властный) характер воздействия для субъектов административного права, подпадающих в поле действия этой нормы;

6) не имеет конкретного адресата;

7) действует независимо от его исполнения, до его официальной отмены.

Система административных нормативно-правовых актов представляет собой взаимосвязанную и взаимозависимую совокупность норм и правил (на федеральном уровне — управляющая подсистема), выраженную в форме административных норм Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и иных нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственного управления, их уполномоченных должностных лиц, а также соответственно совокупность административных нормативно-правовых актов, принимаемых на уровне субъектов РФ (управляемая подсистема) по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, обеспеченных мерами государственного принуждения.

Информация о работе Административное право в РФ