Административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 19:25, реферат

Описание

Вначале — некоторые общие замечания о юридической ответственности в целом и о некоторых особенностях ответственности по административному праву.
В философско-теоретическом смысле ответственность — понятие весьма широкое, многоплановое, многообъемное и, что особенно важно, фундаментальное.
В целом об ответственности в разных смыслах, гранях и оттенках достаточно полно и неоднократно говорится в Конституции РФ. Например, в преамбуле Конституции говорится об ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Понятие административной ответственности……………………………...5
Законодательная основа административной ответственности…………….9
Административные правонарушения и наступление административной ответственности……………………………………………………………….10
Административная ответственность юридических лиц…………………… 13
Заключение……………………………………………………………………………..15
Список литературы:……………………………………………………………………16

Работа состоит из  1 файл

администр. правонарушения.doc

— 90.00 Кб (Скачать документ)

- лицо, не достигшее к  моменту совершения административного  правонарушения 16-летнего возраста;

- лицо, хотя и совершившее  действие, предусмотренное нормативными актами, устанавливающими административную ответственность за административные правонарушения, но действовавшее в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, государственной или общественной собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред;

- лицо, хотя и совершившее  действие, предусмотренное нормативными  актами, устанавливающими административную  ответственность за административные  правонарушения, но действовавшее  в состоянии необходимой обороны,  то есть при защите государственного или общественного порядка, государственной или общественной собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны;

- лицо, которое во время  совершения противоправного действия  либо бездействия находилось  в состоянии невменяемости, то  есть не могло отдавать себе  отчет в своих действиях или  руководить ими вследствие душевной  хронической болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния.11 Полный перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении дан в ст.227 (КоАП РСФСР).

 

 

 

 

 

    4. Административная ответственность юридических лиц.

Нормы, предусматривающие  административную ответственность  юридических лиц, в КоАП РСФСР  отсутствуют. Но, хотя вопрос административной ответственности юридических лиц  еще является предметом дискуссий  специалистов и пока не получил в отечественном праве ни концептуально определенного, ни практически приемлемого разрешения, тем не менее немало действующих нормативных правовых актов уже предусматривают такую ответственность. В федеральных нормативных правовых актах понятие административной ответственности юридических лиц применяется редко; чаще оно встречается в актах субъектов Российской Федерации - обычно в сочетании с административной ответственностью руководителей юридических лиц. Основной, если не единственной, мерой административной ответственности юридических лиц в современной правоприменительной практике является штраф. Дискуссионность административной ответственности юридических лиц обусловлена рядом причин, которые здесь не обсуждаются. Одна из причин та, что согласно КоАП РСФСР (ст.23) административное взыскание применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Очевидно, что говорить о воспитании можно только применительно к физическому лицу. В юридической литературе можно встретить различные мнения по поводу правомерности привлечения к административной ответственности юридических лиц. Преобладают, по мнению автора, скептическое и отрицательное отношения. Так, например, в книге "Налоги и налоговое право" (под ред. А.В. Брызгалина - М.: Аналитика-Пресс, 1997) говорится (стр.512), что "субъектом, т.е. лицом, которое может нести ответственность за совершение административного проступка, может быть только физическое лицо (гражданин, индивидуальный предприниматель, должностное лицо предприятия)". В этом плане достаточно симптоматичен понятийный аппарат, использованный в "Положении о порядке применения экономических санкций за нарушение порядка применения цен и тарифов и условий, их ограничивающих", утвержденном постановлением Правительства Москвы от 26.08.97 № 651 "О совершенствовании контроля за соблюдением дисциплины цен". Это Положение (п. З) к нарушениям порядка применения регулируемых цен и тарифов, цен и тарифов субъектов естественной монополии относит нарушения дисциплины цен, указанные в пункте 2 статьи 2 закона г. Москвы от 2б.02.97 № 3 "О государственном контроле за соблюдением порядка применения регулируемых цен и тарифов, цен и тарифов субъектов естественной монополии". В Положении везде, где речь идет о нарушениях дисциплины цен применительно к юридическим лицам, говорится не о мерах административной ответственности, а об экономических или финансовых санкциях по отношению к этим лицам. В то же время там, где речь идет об ответственном должностном лице предприятия, виновном в нарушении дисциплины цен, там появляется ссылка на статьи 146 "Нарушение государственной дисциплины цен" и 224 "Органы Государственной инспекции цен" КоАП РСФСР и говорится уже об административном правонарушении. Однако на практике приходится считаться с тем, что действующее законодательство содержит правовые нормы, служащие основанием для применения к юридическим лицам мер административной ответственности в виде штрафов, иногда довольно значительных. Поэтому, безусловно, обосновано включение разделов об административной ответственности юридических лиц в книги по административному праву Российской Федерации. Очевидно, что полностью эта проблеме будет разрешена новым кодексом об административных правонарушениях.

                                                                   Заключение

Подводя итог, можно дать следующее (в известной мере условное и учебное) определение административная ответственность — это комплекс мер ответственности, представляющих в совокупности разновидность юридической ответственности, проявляется в применении уполномоченным кругом органов или должностных лиц в соответствии с действующим законодательством административных взысканий к лицам (физическим и юридическим лицам), совершившим административное правонарушение; такая ответственность имеет свою специфическую структуру (основания ответственности, субъекты отношений, возникающих в связи с её реализацией, условия её применения), а также предусмотренные в правовом порядке меры ответственности, т.е. административные взыскания за совершение такого рода противоправного деяния. В приведённом определении охвачены основные, но далеко не все элементы, признаки, характеризующие административную ответственность. В частности, не выделены критерии и признаки, отличающие её от уголовной, гражданско-правовой, экологической и других видов юридической ответственности. Однако эти проблемы не «вмещаются» в рамки данного реферата и требуют отдельного, самостоятельного анализа.

Список литературы:

  1. Алексеев С.С. Государство и право. М., 1996.
  2. Алёхин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Ч.1. М., 1994.
  3. Бахрах Д.Н. Административное право. Часть Общая. М., 1993.
  4. Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П. Российское административное право. М., 1998.
  5. КоАП РСФСР
  6. КоАП РФ
  7. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право. М., 1996.
  8. Овсянко Д.М. Административное право. М., 1995.
  9. Советское административное право. М., 1990.
  10. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М., 1994.

1 Тихомиров Ю.А. Курса  сравнительного правоведения. С.30

2 Алексеев С.С. Государство  и право. М., 1996. С. 101.

3 Конституция Российской  Федерации, ст. 72, 76, 126.

4 КоАП РСФСР, ст. 2

5 КоАП РСФСР, ст. 10

6 КоАП РСФСР, ст. 10

7 КоАП РСФСР, ст. 11, 12

8 КоАП РСФСР, ст. 9

9 КоАП РСФСР, ст. 9

10 КоАП РСФСР, ст. 21, 22

11 КоАП РСФСР, ст. 13, 18-20


Информация о работе Административная ответственность