Авицена и фармация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 00:55, доклад

Описание

Фармация-это комплекс наук и практических знаний, занимающихся вопросами добывания, обработки, контроля, хранения, изготовления и отпуска всякого рода лекарств и лечебно- профилактических средств.
Египетское слово «фармаки» означает «дарующий исцеление». Фармация в комплексе с фармакологией как в старину, так и на современном этапе составляла и составляет науку о лекарствах — лекарствоведение. Впервые надпись «фармаки» была обнаружена под изображением египетского бога медицины Тота — cекретаря главного бога Древнего Египта- Осириса.

Содержание

Введение………………………………………………………..………3
1.Роль Авиценны в развитии фармации……… …………….………5
1)Биография……………………. ………………………………5
2)Вклад в науку……..…………………………………....……..7
3)Примеры афоризмов из цитат «Рубаи»……………..….......15
Вывод…………………………………………….……….…………...17
Список используемой литературы……………………….………….18

Работа состоит из  1 файл

Реферат на печать.doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)

 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

И СОЦИАЛЬНОГО  РАЗВИТИЯ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ХИМИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ 

Фармацевтический  факультет 

Кафедра управления и экономики фармации 
 

«РОЛЬ АВИЦЕННЫ В РАЗВИТИИ ФАРМАЦИИ» 
 

РЕФЕРАТ 

  по Истории фармации 
 
 
 

Проверил:                                                                                                                                         

Иванова Инна Дмитриевна                                                      ___________                                                                                                             

                                                                                                        (подпись) 

Выполнила:

студентка 1 курса 

396 группы 

фармацевтического

факультета

Цветкова Марина

Дмитриевна                                                                               ___________

                                                                                                       (подпись)

                                                                                                                      
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2009

 

Содержание

Введение………………………………………………………..………3

1.Роль  Авиценны в развитии фармации……… …………….………5

     1)Биография……………………. ………………………………5

     2)Вклад  в науку……..…………………………………....……..7

     3)Примеры афоризмов из цитат «Рубаи»……………..….......15

Вывод…………………………………………….……….…………...17

Список  используемой литературы……………………….………….18 
 
 
 
 
 
 

 

      Введение 

     Фармация-это комплекс наук и практических знаний, занимающихся вопросами добывания, обработки, контроля, хранения, изготовления и отпуска всякого рода лекарств и лечебно- профилактических средств.

     Египетское  слово «фармаки» означает «дарующий  исцеление». Фармация в комплексе с фармакологией как в старину, так и на современном этапе составляла и составляет науку о лекарствах — лекарствоведение. Впервые надпись «фармаки» была обнаружена под изображением египетского бога медицины Тота — cекретаря главного бога Древнего Египта- Осириса.

     Лекарствоведение  получило развитие и в Древнем Египте, и Месопотамии, и древнем Китае, и Азии. Так, в папирусе Эберса (ХVI—ХVII в. до н.э.) — «Книге приготовления лекарств для всех частей тела» содержится 900 лекарств и 877 способов лечения болезней.

     В эпоху раннего и развитого  средневековья (V—ХV вв.) большое влияние  на развитие лекарствоведения оказала  алхимия. Наряду с поиском так  называемого «философского камня», алхимики получали кислоты, щелочи, некоторые лекарственные препараты. Ими были разработаны такие химические процессы, как фильтрование, кристаллизация, осаждение, перегонка воды и спирта, сублимация (возгонка) твердых веществ, получение эфирных масел, изобретена водяная баня ,перегонный куб  и другое оборудование для химических лабораторий . Таким образом, развитие лекарствоведения (фармации и фармакологии) началось с интуиции, наблюдения, эмпиризма, затем появилась формирующаяся медицина, основанная на накопленном опыте лечения больных, а с развитием письменности в Древнем Мире и особенно в период раннего и развитого Средневековья были сделаны попытки осмыслить и проанализировать действие тех или иных лекарств на организм животных. Дальнейший блистательный расцвет и подъем медицины и фармации начался в период позднего средневековья — эпоху Возрождения. Этот этап в развитии лекарствоведения составляет самостоятельное исследование, которое изучалось, изучается и будет изучаться многими учеными и исследователями: врачами, фармацевтами, историками и др.

     Больших успехов в развитии фармации среди стран Востока и Европы достиг Ибн-Сина (Авиценна)- (980-1037). Авиценна был разносторонне образованным человеком, он многое сделал в области химии, геологии , географии, поэзии, музыки, философии. Особенно велики эти заслуги в области медицины и фармации, его «Канон врачебной науки» состоящий из 5-ти томов всемирно известен.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Роль  Авиценны в развитии фармации . 

      Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн- Хасан ибн Али ибн- Сина (перс. ابو علی حسین بن عبدالله بن سینا — abu ali hossein ebn-e abdâllah ebn-e sinâ), Ибн Сина (перс. ابن سینا — ebn-e sinâ — отсюда «Авиценна»; родился в кишлаке Афшана близ Бухары, 18 июня(дата рождения в разных источниках, различна) 980 н.э.

       У Хусейна был младший брат Махмуд, с разницей в пять лет. Мать ибн Сины- Ситара- Бану из селенья Аршаны. Отец(из Булха) занимал видное место среди городской власти.

     Мальчик с раннего возраста проявлял исключительные способности и одарённость. Уже  к десяти годам он знал наизусть почти весь Коран. Затем его отправили  изучать мусульманское законоведение в школу, где он был самым младшим. Но вскоре даже самые взрослые из слушателей школы оценили ум и знания мальчика и приходили к нему советоваться, хотя Хусейну только исполнилось 12 лет.

       Свои знания он черпал из богатейшей бухарской библиотеки Саманидов.

     Позже он изучал логику и философию, геометрию  и астрономию под руководством приехавшего  в Бухару учёного Абу Абдаллаха  Натили. С 14 лет юноша начал заниматься самостоятельно. И геометрия, и астрономия, и музыка ему давались легко, пока он не познакомился с «Метафизикой» Аристотеля. В автобиографии он упоминал, что несколько раз прочитал этот труд, но не смог понять его. Помогла в этом книга аль-Фараби с комментариями к «Метафизике».

     В 16 лет Ибн Сину пригласили лечить самого эмира Бухары. В автобиографии Авиценна писал: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах».

     После взятия Бухары тюрками и падения  династии Саманидов в 1002 году Ибн Сина направился в Ургенч, ко двору правителей Хорезма. Тут его стали называть «князем врачей». В 1008 году после отказа Ибн Сины поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов.

     В 1015-24 жил в Хамадане, сочетая научную  деятельность с весьма активным участием в политических и государственных  делах эмирата. За успешное лечение  эмира Шамс ад-Давла он получил должность визира, но нажил себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать Ибн Сину казни, но принял решение сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы своих владений. Через сорок дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать ученого и вновь назначить своим министром.

     После смерти эмира за попытку перейти  на службу к правителю Исфахана на четыре месяца он был заточен в  крепость. В последние годы жизни  служил в Исфахане при дворе эмира  Ала ад-Давла. Перед смертью он приказал отпустить всех своих рабов, наградив их, и раздать всё своё имущество беднякам.

     В 1017 году ибн Сина бежал из Хорезма и дальнейшая его жизнь проходила в скитаниях и научно- практической врачебной работе. В Иране- в Хамадане и в Исфагани основал больницы .

     Умер Авиценна в городе Хамадан(Иране), 16 августа 1037( н.э.),его могила находится там же.

     Вклад в науку

     Ибн Сина был ученый, одержимый исследовательским  духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных отраслей знаний. Философ отличался феноменальной  памятью и остротой мысли.

     Он в своем мировоззрении отдавал предпочтение, как наблюдению, так и опыту, как в философских выступлениях, так и в медицине(применял нетрадиционные средства). За свободомыслие, представители православного ислама считали Авиценну еретиком и безбожником.

                Как подлинный ученый – энциклопедист Ибн Сина с большим успехом работал почти во всех областях знания. В источниках упоминается свыше 450 названий его сочинений, а число дошедших до нас трудов около 240. Они охватывают такие области науки, как философия, медицина, логика, психология, “физика” (т. е. естествознание), астрономия, математика, музыка, химия, этика, литература, языкознание и др. Особенно велики заслуги Ибн Сины в области медицины. Его справедливо считают одним из величайших ученых медиков в истории человечества. По сведениям различных источников, общее число медицинских трудов Ибн Сины доходит до 50, но из них сохранилось около 30 в степени 8. По содержанию их можно разделить (за исключением “Канона”) условно на три группы:

     1) труды общего характера, в которых  освещаются те или иные разделы  медицины и некоторые ее теоретические  вопросы;

      2) труды о заболеваниях какого-либо  одного органа или об одной  конкретной болезни, например, о  заболеваниях сердца и средствах  его лечения, о болезни толстой кишки (куландж), о расстройствах функции половых органов;

     3) труды по лекарствоведению. Однако  главным медицинским трудом Ибн  Сины, принесшим ему многовековую  славу во всем культурном мире, является “Канон врачебной науки”.

     Примерами из дошедших до нас трактатов, могут являться:

  • «Канон врачебной науки» («Китаб ал-Канун фи-т-тибб») — сочинение энциклопедического характера, в котором предписания античных медиков осмысленны и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины. В «Каноне» Ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами. Он первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, описал проказу, отделив её от других болезней, изучил ряд других заболеваний. Существует множество переводов «Канона врачебной науки» на латинский язык. Когда был изобретён печатный станок, "Канон" оказался среди первых печатных книг и по числу изданий соперничал с Библией. Этот труд в течении многих веков служил обязательным руководством при изучении медицины, как в странах Востока, так и западной Европе, об этом свидетельствуют его переводы, в 1279 году в Риме(первый перевод), 1473год (первое печатное в Европе), в 1500 году в Венеции, 1608- в Джунте, 1658- во Львове. Канон состоит из пяти книг:

       В книге первой излагаются теоретические основы медицины и общие положения практической медицины. В ней дается определенное понятие медицины, раскрываются задачи этой науки, приводятся учения о соках и натуре (темпераменте), сжатый анатомический очерк так называемых «простых» органов человеческого тела- костей, хрящей, нервов, артерий, вен, сухожилий, связок и мышц. Рассматриваются причины, появления и классификации болезней и общие правила их лечения. Подробно излагаются учения о питании, образе жизни(общая диэтетика) и сохранения здоровья во все периоды жизни(общая и частная гигиена).

     Книга вторая- это капитальный свод сведений о лекарственных средствах, применявшихся в медицинской практике того времени. В ней дано описание свыше 800 лекарственных веществ растительного, животного и минерального происхождения с указанием их лечебных свойств и способов применения. Помимо лекарственных средств производившихся в Средней Азии и других странах Ближнего и Среднего Востока, автор указывает не мало лекарств. Привозимых из Индии, Китая, Греции, Африки, островов Средиземного моря и других районов земного шара. Многие из них стали известны прямо или косвенно средневековой Европе по сочинениям Ибн Сины, что само по себе характеризует значение «Канона» в истории лекарствоведения. Эта книга дает возможность ознакомиться не только с научной, но и с бытовой, народной медициной времени Ибн Сины.Многие лекарства предложенные Ибн Синой, прочно вошли в фармакопею и применяются по сегодняшний день.

Информация о работе Авицена и фармация