Формирование этики и деонтологии в фармации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:48, реферат

Описание

Деонтология (слово греческого происхождения deontos — должное и логия - учение) означает учение о должном.
Термин «деонтология» предложен в XIX веке английским философом Иеремией Бентамом для обозначения науки о профессиональном поведении человека. Понятие «деонтология» в равной мере применимо к любой сфере профессиональной деятельности - медицинской, инженерной, юридической и т.д.Медицинская деонтология учение о должном в медицине разработано и введено в медицинскую теорию и практику изв

Работа состоит из  1 файл

Формирование этики и деонтологии в фармации.docx

— 23.44 Кб (Скачать документ)

Формирование  этики и деонтологии в фармации

Деонтология (слово греческого происхождения deontos — должное и логия - учение) означает учение о должном.

Термин «деонтология» предложен в XIX веке английским философом Иеремией Бентамом для обозначения науки о профессиональном поведении человека. Понятие «деонтология» в равной мере применимо к любой сфере профессиональной деятельности - медицинской, инженерной, юридической и т.д.Медицинская деонтология учение о должном в медицине разработано и введено в медицинскую теорию и практику известным советским хирургом - онкологом академиком Н.Н. Петровым. Он определял это понятие как («учение о принципах поведения медицинского персонала... для максимального повышения суммы общественной полезности и максимального устранения вредных последствий неполноценной медицинской работы».

Медицина и фармация как  две взаимосвязанные профессии  призваны охранять здоровье людей, вести  постоянную борьбу за продление человеческой жизни.Вопросы медицинской и фармацевтической деонтологии имеют много общего, т.к. основным объектом деятельности является больной человек. Однако каждое из этих направлений здравоохранения имеет свои специфические черты.

Сейчас в здравоохранении  под медицинской и фармацевтической деонтологией понимается учение о принципах  поведения врача и фармацевтического  работника в соответствии с благородными и гуманными задачами медицины и  фармации.

Как всякая историческая категория  медицинская и фармацевтическая деонтология и этика развивались в соответствии с уровнем развития медицины и фармации при определенных общественно-экономических формациях, наследуя наиболее рациональные принципы и нормы из поколения в поколение.

Знатоки лекарственного дела известны очень давно, но фармация как  наука была частью медицины и выдающимися  деятелями лекарствоведения были врачи, объединявшие в своей деятельности не только все отрасли медицины, но и естествознание и философию  своего времени.

В древнеиндийском народном эпосе «Аюр-Внды» («Знание жизни») в трех книгах, написанных в V-VI веке до нашей эры, содержатся различные сведения. Среди них требования, предъявляемые к врачам. Согласно этим требованиям врач должен обладать высокими моральными и физическими качествами, он должен быть сострадательным, доброжелательным, никогда не терять самообладания, иметь много терпения и спокойствия. Автором одной из этих книг был крупный хирург того времени Сушрута. Сушрута указывал, что лекарство в руках знающего человека подобно напитку бессмертия и жизни, в руках невежды - подобно огню и мечу.

Известный врач древней Греции - знаменитый Гиппократ (460-377 г. до н.э.) в своем трактате «О враче» сформулировал основные принципы взаимоотношений врача и больного и описал высокий моральный облик врача: «Ему прилично держать себя чисто…,быть благоразумным, справедливым при всех обстоятельствах». Гиппократ требовал от врача «презрения к деньгам, совестливости, скромности, простоты в одежде, решительности, опрятности..., знания всего того, что полезно для жизни, и иметь отвращение к пороку». Касаясь поведения врача он считал нужным отметить, что «поспешность и чрезмерная готовность, даже если бывают весьма полезны, презираются»

Большое внимание Гиппократ  уделял внешнему виду врача. Он давал  такие советы: «Врач, насколько позволяет  ему природа, должен иметь хороший  цвет лица, и быть в добром геле..., ведь если он сам за собой не умеет хорошо присмотреть, то что же он должен предпринять хорошего для других. Врач должен быть чистым, хорошо одетым и должен быть парфюмирован благовонными мазями, он должен вести благопристойный образ жизни».

Эти советы пришли к нам  из далеко ушедших веков, но они не потеряли своего значения и поныне. Поэтому и врач и фармацевтический работник должны быть проводниками всех основных санитарно-гигиенических мероприятий.

Огромное влияние на развитие принципов поведения медицинских  работников оказала знаменитая «Клятва  Гиппократа». Интересно отметить, что  за всю историю развития медицины только в 1957 г. на II Всемирном деонтологическом конгрессе в Париже было сделано первое и единственное дополнение к клятве Гиппократа: «Клянусь обучаться всю жизнь».

Большую роль в истории  медицины и фармации сыграла медицинская  школа в Салерно. В салернской школе была составлена обширнейшая по тем временам опись рекомендуемых к употреблению лекарств, названная «Сад здоровья», а также положено начало разделению профессиональной подготовки врачей и аптекарей. До этого лекарства изготовляли сами врачи, В XIV веке был издан «Салернекий кодекс здоровья», где в стихотворной форме изложены взгляды на то, как деонтологически правильно относиться к больному.

В России сведения о возникновении  первой регламентированной государством аптеки относятся ко второй половине XVI века. В начале XVIII века учреждаются  первые частные аптеки. Все стороны  деятельности аптеки регламентировались аптекарским уставом, входившим  в Свод законов Российской империи  от 20 сентября 1789г. В нем находят  отражение основные требования, которым  должен был отвечать работающий в  области лекарствоведения: «Аптекарь, яко добрый гражданин, верно хранящий присяжную должность, повинен, быть искусен, честен, совестен, благоразумен, трезв. Прилежен во всякое время, присутствен и исполняющий звание свое всеобщему благу соответственно».

К управлению аптекой допускались  лишь лица, имеющие фармацевтическое звание. Устав требовал изготовлять  лекарства только из свежих, годных средств, точно по рецепту. По неясному рецепту или рецепту, в котором  вес лекарственных средств покажется  сомнительным, аптекарь не должен приготовлять лекарство, пока не уточнит пропись  рецепта у врача. Таким образом, основные мысли и положения этого  устава не потеряли своего значения и  в настоящее время.

Во второй половине XIX века прогрессивные взгляды В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г Чернышевского. Н.А. Добролюбова. Д.И. Писарева оказали  заметное влияние на формирование профессионального  долга российских медиков, педагогов, инженеров и юристов. В своей  жизни и работе они руководствовались  высокими моральными и этическими нормами  гуманизма, бескорыстия и трудолюбия.

Необходимо отметить, что  вплоть до конца XIX века все то, что  теперь составляет предмет медицинской  деонтологии, именовалось врачебной  этикой.

М.Я. Мудров говорил, что при назначении лекарств необходимо растолковать не только внешние свойства, но и его действие. Об огромном значении слова, манере обращения, выражении лица, интонации голоса М.Я. Мудрова писал: «... долгом почитаю заметить, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело. Они почерпаются из науки мудрое I и. чаще из психологии. Сим искусством печального утешишь, сердитого умягчишь, нетерпеливого успокоишь, бешеного остановишь, дерзкого испугаешь, робкого сделаешь смелым, скрытного откровенным, отчаянного благонадежным. Сим искусством сообщается больным та твердость духа, которая побеждает телесные боли, тоску, метание и которая самые болезни... иногда покоряет воле больного».

История русской медицины сохранила много примеров беззаветного служения наших великих врачей и  фармацевтических работников своему профессиональному  и гражданскому долгу.

В развитии отечественной  фармации много сделано профессором  кафедры фармации Петербургской  медико-хирургической академии А.П. Нелюбиным (1785-1858 гг.) Он был основоположником самостоятельного направления в русской фармацевтической науке первой половины XIX века, организатором фармацевтического образования. А.П. Нелюбин указывал, что «фармация не простое искусство, а наука», и что фармация есть особенная ветвь естественных наук, что ее задача «...составлять совершенно новые лекарства и определять оным доброту» .

Этика и деонтология включают в себя общегуманные, общечеловеческие представления и нормы морали и нравственности, передаваемые из поколения в поколение.В профессиональной деятельности фармацевтов этическим нормам поведения отводится немаловажная роль. Масштабные изменения, произошедшие в последнее время в различных сферах хозяйства страны, в том числе экономики, здравоохранения, фармации, психологии, а также информационных технологий, привели к радикальным переменам во взаимоотношениях между врачом, пациентом и фармацевтом.

Ассортимент лекарственных  средств, имеющихся в аптечных организациях, значительно расширился, и врач не всегда успевает ознакомиться с информацией  обо всех поступающих новых лекарственных  препаратах. В то же время уровень  грамотности и требовательности к своему здоровью у определенной части населения повысился, и  пациенты, принадлежащие к этому  социальному слою и к тому же испытывающие дефицит времени, по причине своей сильной занятости очень часто обращаются напрямую к фармацевту, минуя врача. В связи со сложившимися обстоятельствами изменилась и сама роль фармацевта. Теперь фармацевт является ключевым звеном в развивающейся системе ответственного самолечения, что накладывает на него определенную, возросшую ответственность.

Взаимоотношениям аптечных работников с посетителями аптечных организаций являются одним из главных  моментов фармацевтической деонтологии. При общении с больными, а также  родственниками больных фармацевт  или провизор обязан соблюдать следующие требования деонтологии:

Внешний вид. Психологами установлено, что мнение о человеке в большинстве случаев (около 80%) основывается по первому впечатлению. Подтянутость аптечного работника, его аккуратность и опрятность, а также скромность лежат в основе установления доверительных отношений с клиентами. Белоснежный накрахмаленный халат тоже является составной частью этого имиджа, хотя некоторые фирмы и делают попытки заме­нить белый халат, но практика показывает, что лучше этого не делать.

Поведение. Не секрет, что посетители аптечных учреждений в силу специфики учреждения люди нездоровые и им свойственна раздражительность, повышенная требовательность и внушаемость. Они крайне обидчивы. Поэтому аптечному работнику необходимо в обращении с ними быть предельно внимательными, тактичными и проявлять к ним максимум чуткости. Очень важно контролировать свои жесты и эмоции, так как больные пациенты замечают малейшие проявления недоброжелательности.

Гнетущее впечатление  на пациента оказывают также разговоры  на производственные темы, связанные  с изготовлением лекарств, а также  разногласия, возникающие между работниками аптечной организации. Разговоры на посторонние темы в присутствии больного также оказывают на него негативное впечатление. А приветливое обращение фармацевта или провизора, предупредительность по отношению к пациенту, а также вежливость и желание облегчить нездоровье, как раз наоборот, способствуют укреплению его авторитета.

Речь. То, что словом можно вылечить, а можно и убить, известно всем. Необдуманное, высказанное сгоряча слово может сильно навредить авторитету фармацевта и подорвать доверие больного к нему. Оно способно нанести психическую травму больному и стать причиной ятрогенного заболевания. Поэтому, рассказывая больному о порядке приема лекарства, необходимо избегать использования в своих объяснениях сложных медицинских терминов. Следует говорить внятно, в меру громко, а при беседе с пожилыми больными нужно говорить медленно, четко и повторить несколько раз.

Умение  выслушать. Некоторые посетители аптечных организаций, особенно пожилого возраста и одинокие, любят поговорить о своих болезнях, потому что надеются и хотят услышать слова сочувствия в свой адрес, и невнимание со стороны фармацевта или провизора вызывают у них обиду. Вообще одним из важных деонтологических требований к фармацевту является его умение разделить чужую боль, а также выслушать больного, посочувствовать ему, что совершенно не означает, что фармацевт должен молча выслушивать его. Необходимо умело поддерживать разговор и выражать свое отношение к проблемам больного искренне, настроясь на его волну, потому что формальное отношение больной сразу же ощущает.

Оформление  витрин. Выкладка лекарств при оформлении витрин должна производиться не только с точки зрения мерчандайзинга, но и быть корректной с учетом профессиональной этики. Категорически запрещается выкладывать на витрину ле­карственные средства, отпускаемые по рецепту врача.

 

Эстетическое  оформление лекарственных средств. Большое значение в вопросах укрепления веры пациента в принимаемое им лекарственное средство имеет его оформление. Непривлекательный вид экстемпоральной лекарственной формы, а также неправильное оформление ее может посеять у больного сомнения в качестве этого лекарства.

Сохранение в тайне от пациента некоторых неприятных сведений. Такое поведение фармацевта может благотворно сказаться на динамике болезни и ее лечении. Пациенты, приобретая лекарства в аптеке, часто стремятся узнать у фармацевта поставленный им диагноз. При отпуске лекарственного средства считается не этичным называть заболевание больного, а рекомендуется указать только симптоматическое дей­ствие его.

Разъяснение правил приема лекарственных препаратов. При отпуске лекарственных препаратов фармацевт или провизор обязан подробно разъяснить больному, как правиль­но хранить лекарство в домашних условиях, как и в какое время принимать его, а также чем рекомендуется запивать его. При этом при предупреждении о возможных побочных действиях лекарственного средства говорить об этом нужно осторожно, чтобы не внушить больному страха. Необходимо рассказать пациенту, что нужно делать при появлении у него побочного действия препарата: во-первых, прекратить прием лекарства, во-вторых, обратиться к врачу. Обязательно следует сказать больному, что некоторые побочные эффекты, описанные в аннотации к препарату, встречаются довольно редко.

Авторитет врача. Фармацевт, с точки зрения фармацевтической и медицинской деонтологии, обязан постоянно и всемерно поддерживать авторитет врача в целях сохранения веры больного в эффективность назначаемого лекарственного средства. Ни в коем случае нельзя высказывать критические замечания в адрес врача или выражать сомнение в целесообразности его назначений. Недопустимо также сообщать посетителю аптеки о выявленной ошибке в рецепте врача. Рекомендуется решить этот вопрос без ведома больного. Но поставить в известность главного врача лечебно-профилактического учреждения о допущенных ошибках и о неправильно выписанных рецептах — необходимо.

Повышение профессионального уровня. Фармацевт или провизор обязан иметь достаточно высокий уровень профессиональной подготовки. Он должен обладать достаточными знаниями фармации и клинической фармакологии. Кроме того, провизор обязан ориентироваться в различных разделах клинической медицины, потому что должен уметь в случае необходимости дать квалифицированную консультацию лечащему врачу.

Информация о работе Формирование этики и деонтологии в фармации