Этика Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 16:16, доклад

Описание

Аристотель — величайший из древнегреческих философов, основоположник дуализма, «отец логики», ученик и решительный противник Платона. Он родился в 384 году до нашей эры в Стагире — городе на северо-западном побережье Эгейского моря. Его отец Никомах был придворным врачом македонского царя Аминты III. Но сын не унаследовал должность отца.

Работа состоит из  1 файл

8 вопрос(Этика Аристотеля).doc

— 29.50 Кб (Скачать документ)

Этика Аристотеля

Аристотель  — величайший из древнегреческих  философов, основоположник дуализма, «отец  логики», ученик и решительный противник  Платона. Он родился в 384 году до нашей  эры в Стагире — городе на северо-западном побережье Эгейского моря. Его  отец Никомах был придворным врачом македонского царя Аминты III. Но сын не унаследовал должность отца.

С именем Аристотеля связываются три сочинения  по этике: «Никомахова этика», «Евдемова  этика» и «Большая этика». Вопрос о  принадлежности этих сочинений Аристотелю все еще является предметом дискуссий. В настоящее время подлинным трактатом признается лишь «Никомахова этика». Относительно «Евдемовой этики» мнения расходятся: одни исследователи считают автором произведения Евдема Родосского, ученика Аристотеля, другие считают, что он лишь редактировал рукопись своего учителя после его смерти. Судя по содержанию, автором «Большой этики» является один из учеников Аристотеля, имя которого осталось неизвестным. Вероятно мнение, согласно которому этические сочинения Аристотеля отредактированы после его смерти сыновьями, Никомахом и Евдемом.

Основой этики Аристотеля служит психология. Этика изучает инди-видуальное поведение  человека, его политику, является по преимуществу социально-политической этикой, т. е. областью знаний, исследующей нравственные задачи гражданина и государства, вопросы воспитания хороших граждан и заботы об общем.

Этика Аристотеля занимает среднее положение  между его психологией и политикой.

Добродетель.

Аристотель, рассмотрев этику в плане человеческой (а не божественной)

воли, сделал человека ответственным за свою судьбу и благополучие. Этим

он отверг религиозно-мифологическую концепцию, согласно которой

благодействие или несчастье человека определяется капризами судьбы.

Аристотель  исключил также благочестие из числа исследуемых добродетелей.

Философ ничего не говорит о роли богов  в нравственной жизни людей, в  его

этике полностью отсутствует религиозность. Аристотель исследует

этические проблемы, чтобы помощь людям стать лучше и сделать общество

более совершенным. В противоположность Сократу, Аристотель (впервые в

истории этики) связывает этическую добродетель  с желанием. хотением,

волей, считая, что, хотя нравственность и  зависит от знаний, тем не

менее она коренится в доброй воле: ведь одно дело знать, что хорошо и

что плохо, а другое - хотеть следовать хорошему. Добродетели не качества

разума, они составляют склад души. Поэтому  Аристотель различает

диапоэтические (мыслительные) добродетели, связанные деятельностью

разума, и этические - добродетели душевного  склада, характера. И те и

другие  добродетели не даны нам от природы, нам можно приобрести их.

Этическая добродетель есть нахождение надлежащей середины в поведении и

в чувствах, выбор середины между их избытком и недостатком. как

определить  надлежащую середину для каждого  из нас? ПО Аристотелю, для

этого необходимо либо обладать практической мудростью,

рассудительностью, либо следовать примеру или наставлениям

добродетельного человека. 

Добродетели Аристотель разделил, как уже было сказано, на два вида.

Диалоэтические (мыслительные или интеллектуальные) и этические

(нравственные). К первым относятся две - разумность, или мудрость, и

рассудительность, практическая мудрость, приобретенная  путем обучения.

Вторые - добродетели воли, характера; к  ним относятся мужество,

щедрость, нравственность и т.п. Последние  вырабатываются путем

воспитания  привычек. 

Чтобы стать добродетельным человеком, помимо знания. что есть добро и

зло, требуется  также время для воспитания характера. Один хороший

поступок  еще не ведет к добродетели. Естественно, воспитание лучше всего

начинать  с детского возраста. Поэтому в  сфере воспитания граждан

Аристотель  отводит большую роль законодательству и государству. 

Этика и политика Аристотеля изучают один и тот же вопрос - вопрос о

воспитании  добродетелей и формировании привычек жить добродетельно для

достижения  счастья, доступного человеку в разных аспектах: первая - в

аспектах  природы отдельного человека. Вторая - в плане

социально-политической жизни граждан. Для воспитания добродетельного

образа  жизни и поведения одной нравственности недостаточно. Необходимы

еще законы, имеющие принудительную силу. Поэтому  Аристотель заявляет, то “общественное  внимание (к воспитанию) возникает  благодаря законам,

причем  доброе внимание - благодаря добропорядочным  законам.”

Информация о работе Этика Аристотеля