Анализ новых подходов к организации сестринской работы в операционном блоке многопрофильной больницы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 08:29, доклад

Описание

Цель исследования:
Улучшить качество оказания сестринской помощи. Повысить экономическую эффективность использования медицинского персонала при внедрения сестринского процесса и должности медицинской сестры - координатора в операционный блок многопрофильной больницы, как нового подхода к организации сестринского дела.
Задачи:
1. Разработать «Положение о сестринском процессе в операционном блоке» и «Положение о медицинской сестре-координаторе операционного блока»;
Разработать критерии внедрения в работу операционного блока многопрофильной больницы медицинской сестры-координатора;
Внедрить сестринский процесс в работу операционного блока;
Провести сравнительный анализ показателей работы операционного блока многопрофильной больницы до и после внедрения сестринского процесса и должности медицинской сестры - координатора;
Оценить эффективность внедрения сестринского процесса и должности медицинской сестры - координатора в работу операционного блока;
Отработать методику сестринского процесса и взаимодействия медицинской сестры - координатора со службами и должностными лицами отделения и больницы;
Разработать карту ведения пациента в операционном блоке.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 50.89 Кб (Скачать документ)

3. Карту действий  медицинской сестры по уходу  за пациентом;

4. Карту проблем  пациента,

5. Стандартные листы  сестринского ухода при основных  заболеваниях;

6. Анкету для пациентов.

Клиническое внедрение  сестринского процесса было осуществлено и на базе гинекологического отделения  Курганской областной больницы. Этому  предшествовала большая подготовительная работа, включающая разъяснение содержания сестринского процесса медицинским  сестрам и врачам отделения, подготовка новых должностных инструкций для  медицинских сестер отделения, разработку сестринской документации, нового штатного расписания.

Для осуществления  сестринского процесса в отделении  были организованы 2 сестринские бригады, каждая из которых обслуживала по 20 пациенток. Введена должность медицинской  сестры - координатора и определены её должностные инструкции. В отделении  большое внимание уделялось обеспечению  высокой культуры общения и соблюдению должного внешнего вида.

Помня о том, что  медицинская сестра не просто исполнитель  назначений врача, а творчески мыслящий, активный член лечебной бригады, они  изменили стиль общения сестры с  пациентками. В обязанность медицинских  сестер входило объяснение пациенткам целей назначения препаратов и схем лечения, смысла соблюдения предписанного  режима. В рамках своей компетенции  медицинская сестра могла давать советы по режиму дня и диете. Для  этого было проведено обучение медицинского персонала психологии общения.

Стремление к высокой  культуре ухода, доброжелательность, незамедлительное оказание медицинской помощи и качественное выполнение назначений врача прививались  молодым медицинским сестрами непосредственно  в процессе работы.

Были разработаны  формы сестринской медицинской  документации для осуществления  сестринского процесса, которые включали:

1. Сестринскую историю  болезни;

2. Стандарты ухода  за пациентками;

3. Карту сестринского  ухода и наблюдения за пациенткой;

4. Лист динамического  наблюдения за пациентками после  операции;

5. Анкету, заполняемую  пациентками при выписке;

6. Карту оценки  работы палатной медсестры.

Результаты нововведения показали, что увеличилась пропускная способность отделения, сократилась  средняя продолжительность лечения, возросла хирургическая активность и сократился процент послеоперационных осложнений. Эти показатели напрямую были связаны с внедрением сестринского процесса, что позволило повысить качество сестринского ухода и культуру работы отделения в целом.

Анализ работы медицинских  сестер, участвующих в эксперименте, проводился на основании изучения 100 сестринских историй болезни, а  также 200 анкет, заполненных пациентками  при выписке. Процентное соотношение  проблем пациенток было следующим: 78% составили физиологические проблемы; 22% - психологические. Естественно, физиологические  проблемы были преобладающими, однако, количество выявленных психологических  проблем у пациенток хирургического отделения указывает на необходимость  проведения медицинской сестрой  большой работы и в этом направлении.

При определении физиологических  проблем на первом месте стояли проблемы, связанные с операцией, которые распределились следующим образом:

1. ограничение движения - 32%,

2. боли - 21%,

3. слабость - 18%,

4. нарушение функции  мочеиспускания - 12%,

5. запоры и метеоризм  - 8, 8%,

6. другие проблемы - 8,2%.

В указанных проблемах  четко было отражено состояние организма  на конкретный период времени. Естественно, что медицинская сестра должна решать эти проблемы совместно с врачом, но определённую часть из них, как  своевременное обезболивание, адекватное восполнение организма пациентки  жидкостью она может решать самостоятельно.

Выявленные психологические  проблемы, распределились следующим  образом:

1. страх перед операцией  - 38%,

2. тоска по дому - 29%,

3. плохой сон - 16,5%,

4. снижение настроения - 14,8%,

5. чувство одиночества  - 1,7%.

Необходимо подчеркнуть  огромную роль медицинской сестры в  реформировании сестринского дела, а  также благотворное влияние, которое  оказало внедрение сестринского процесса на качество сестринской помощи в гинекологическом отделении больницы. Работа старшей медицинской сестры гинекологического отделения Курганской областной больницы Н.Б. Ивановой и Л.П. Раковой по реализации сестринского процесса в 1999 году была удостоена почетного диплома 1 степени журнала «Главная медицинская сестра».

Аналогичный эксперимент  по осуществлению сестринского процесса был проведен в неврологическом  отделении для грудных детей  Вологодской областной детской  больницы. В неврологическом отделении, развернутом на 40 коек, до 30% пациентов  имели диагноз детского церебрального  паралича. Экспериментальной площадкой  был определен сестринский пост с нагрузкой 4-6 пациентов на одну медицинскую сестру. Была введена  должность медицинской сестры - координатора.

Медицинская сестра сама детально оценивала состояние пациента, составляла план сестринского ухода. Медицинская  сестра - координатор получила новые  возможности для контроля деятельности медицинских сестер по уходу.

Лечащие врачи стали  использовать дополнительную информацию о пациентах, полученную сестрами. В  ходе эксперимента повысилось качество ухода, осуществляемого родственниками, при этом все мамы были вовлечены  в процесс ухода за ребенком. Медицинская  сестра обсуждала с мамой проблемы ребенка и обучала ее элементам  ухода, включая обучение методике массажа, гимнастики и так далее.

Результаты эксперимента были признаны положительными. Благодаря  внедрению сестринского процесса улучшились показатели работы отделения, сократился средний срок пребывания пациентов  в отделении на 4 койко-дня.

Согласно данным В.В. Кануриной (2001 г.) внедрение сестринского процесса в городской клинической больнице №36 г. Москвы так же потребовало ввести в штат некоторых отделений больницы должность медицинской сестры - координатора.

Главной задачей медицинской  сестры - координатора являлось внедрение  в деятельность сестринского персонала  нейрохирургического отделения  современного сестринского процесса и  его осуществление в отношении  наиболее тяжелых пациентов. Медицинская  сестра - координатор работала под  непосредственным руководством заведующего  отделением и старшей медицинской  сестры и по сути являлась заместителем старшей медицинской сестры по внедрению сестринского процесса.

Рабочий день медицинской  сестры - координатора, как правило, начинался с ее участия в сдаче  дежурства ночной медицинской сестрой  на утренней конференции, при этом уточнялось состояние пациентов, выполнение назначений. Обязательно уточнялась информация о вновь поступивших в отделение  пациентах. На утренней конференции  медицинская сестра - координатор  информировала врачей и медицинских  сестер о состоянии сестринского ухода за пациентами отделения. После  этого медицинская сестра - координатор  совместно с палатными медицинскими сестрами обходила вновь поступивших  пациентов. На основе обхода заполнялся лист «Первичный осмотр пациента», позволяющий  оценить тяжесть состояния пациента и его потребности в сестринском  уходе. Затем медицинская сестра-координатор  совместно с медицинской сестрой  составляла «План сестринского ухода». Для получения объективной информации о состоянии пациента палатная медицинская сестра 8 раз в сутки отмечала в «Листе динамического наблюдения» основные параметры состояния пациента и выполнение важнейших лечебных мероприятий.

Медицинская сестра - координатор очень быстро, органически  вошла в организационную структуру  взаимодействия медицинских работников отделения, пациентов и их социально  значимых лиц. Должность медицинской  сестры - координатора облегчила труд врачей и старшей медицинской  сестры, а палатные сестры имели  возможность больше времени уделить  пациенту, что улучшило качество ухода.

По данным результатов  суточного хронометрирования рабочего времени были сделаны следующие выводы:

1. должность медицинской  сестры - координатора освободила  старшей медицинской сестре 2 часа  рабочего времени;

2. лечащим врачам - 1 час 30 минут;

3. палатной медсестре  - 2 часа 30 минут.

Медицинская сестра-координатор  совместно с заведующим отделением

определяла основные направления деятельности и планировала  этапы внедрения современного сестринского процесса в отделении, обсуждала  итоги, трудности и нерешенные проблемы в работе.

Вместе они регулярно  обходили тяжелых пациентов отделения, обсуждали и корригировали планы  сестринского ухода за ними.

Для унификации сестринского ухода за пациентами отделения были разработаны стандарты сестринского ухода, адаптированные для данного  отделения. Медицинская сестра - координатор  играла главную роль во внедрении  этих стандартов в практику.

Взаимодействие медицинской  сестры - координатора с лечащими врачами  носило характер партнерских отношений. Они совместно обсуждали план ухода за каждым тяжелым пациентом, а также необходимость его  коррекции. Медицинская сестра - координатор  сама назначала профилактические мероприятия  по предупреждению различных осложнений у пациентов (пневмоний, пролежней, контрактур и другие). Это экономило  у лечащих врачей отделения до 1 часа 30 минут их рабочего времени.

Подобная работа медицинской  сестры - координатора существенно  повысила престиж медицинской сестры, превращая их из помощников, исполнителей врачебных назначений в партнеров  лечащих врачей.

Весьма большое  значение имело взаимодействие медицинской  сестры - координатора со старшей медицинской  сестрой отделения. По существу, старшая  медицинская сестра делегировала медицинской  сестре - координатору часть своих  обязанностей по внедрению в отделении  современного сестринского процесса, превратив её как бы в своего заместителя.

Медицинская сестра - координатор докладывала старшей  медицинской сестре о результатах  контроля за работой палатных медицинских сестер по осуществлению ими сестринского процесса, а также совместно со старшей медицинской сестрой разрабатывала мероприятия по ликвидации выявленных недостатков. В ряде случаев старшая медицинская сестра совместно с медицинской сестрой - координатором проверяла полноту и правильность выполнения плана сестринского ухода палатными медицинскими сестрами.

Одним из существенных разделов деятельности медицинской  сестры - координатора в отделении  являлось взаимодействие с палатными  сестрами. Медицинская сестра - координатор  не только определяла содержание сестринского ухода, но и обучала этому палатных медицинских сестер. Поэтому медицинская сестра - координатор должна не только хорошо знать основы сестринского процесса, правила ухода за пациентами, но и обладать необходимыми педагогическими навыками.

Таким образом, литературные данные свидетельствуют о значительной клинической и экономической  эффективности внедрения в клиническую  практику сестринского процесса, необходимости  введения в штат медицинского персонала  должности медицинской сестры - координатора.

2. Результаты собственных исследований по данной теме

2.1 Характеристика объекта исследования

Объектом нашего исследования явился операционный блок многопрофильной  больницы Министерства здравоохранения администрации Хабаровского края Краевая клиническая больница №2, г. Хабаровска.

Операционный блок многопрофильной больницы - это самостоятельно функционирующее подразделение, размещаемое  в нескольких специальных помещениях в изолированном крыле больницы или отсеке хирургического отделения.

В современных многопрофильных  лечебных учреждениях создают единое операционное отделение (блок), обеспечивающее все лечебные подразделения данного  стационара. Такая планировка позволяет  сконцентрировать в одном месте  и рационально использовать дорогостоящее  оборудование, обеспечить эффективную  инфекционную безопасность и контроль, равномерно распределить нагрузку на персонал и более эффективно применить  профильную специализацию среднего медицинского персонала.

Основные помещения  операционного блока состоят:

- из помещений, предназначенных для оперативного вмешательства (операционная, предоперационная, стерилизационная),

- помещения для персонала (комната для переодевания персонала, душевая, туалет)

- подсобные помещения (материальная, аппаратная).

Операционный блок Краевой клинической больницы №2 состоит из двух структурных подразделений:

1. Операционного блока  нейрохирургического отделения,  который состоит из трех плановых  операционных залов на пять  столов и экстренной операционной  на два стола;

2. Операционного блока  микрохирургического отделения,  который имеет в своем составе  две операционных на два стола.

Информация о работе Анализ новых подходов к организации сестринской работы в операционном блоке многопрофильной больницы