Предпосылки теории эволюции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 21:29, реферат

Описание

В работе предпринята попытка осветить наиболее существенные моменты в понимании теории эволюции и её значение, как одной из фундаментальных теорий естествознания.

Работа состоит из  1 файл

наброски.docx

— 241.83 Кб (Скачать документ)

прогрессивного восхождения  органических форм после очередной  катастрофы.

 

С точки зрения Ж. Кювье, те незначительные изменения, которые  имели место в периоды между  катастрофами, не могли привести к  качественному преобразованию видов. Только в периоды катастроф, мировых  пертурбаций исчезают одни виды животных и растений и появляются другие, качественно новые. Творцы теории катастрофизма  исходили из мировоззренческих представлений  о единстве геологических и биологических  аспектов эволюции; непротиворечивости научных и религиозных представлений, вплоть до подчинения задач научного исследования обоснованию религиозных  догм. В основе катастрофизма - допущение  существования скачков, перерывов  постепенности в развитии.

 

К концепции катастрофизма  в нашей литературе долгое время  относились снисходительно, как к  чему-то наивному, устаревшему и  полностью ошибочному. Тем не менее значение этой концепции в истории геологии, палеонтологии, биологии велико. Катастрофизм способствовал развитию стратиграфии, связыванию истории развития геологического и биологического миров, введению представления о неравномерности темпов преобразования поверхности Земли, выделению качественного своеобразия определенных периодов в истории Земли, исследованию закономерностей повышения уровня организации видов в рамках общих ароморфозов и др. Не потеряло своего значения в исторической геологии и палеонтологии и само понятие “катастрофа”. Современная наука также не отрицает геологических катастроф.

 

4. Униформизм. Актуалистический метод

 

Следующей обстоятельно разработанной  в первой половине XIX в. концепцией развития был униформизм (Дж. Геттон, Ч. Лайель, М. В. Ломоносов, К. Гофф, Дж. Пэдж и др.) Если катастрофизм вводил в теорию развития Земли супранатуральные факторы и отказывался от научного исследования закономерностей и причин древних геологических процессов, то униформизм, наоборот, выдвигает принцип познаваемости истории Земли и органического мира. Униформисты выступали против катастрофизма прежде всего по линии критики неопределенности представления о причинах катастроф.

 

Ядром униформизма являлся актуалистический метод , который по замыслу его основоположников (прежде всего Ч. Лайеля) должен был быть ключом для познания древних геологических процессов. Актуалистический метод предполагал преемственность прошлого и настоящего, тождественность современных геологических процессов с древними процессами. По характеру современных геологических процессов можно с определенной степенью приближения описать закономерности древних процессов, в том числе и образование горных пород . Пропагандируя всемогущество актуалистического метода, Ч. Лайель писал, что с его помощью человек становится способным “не только исчислять миры, рассеянные за пределами нашего слабого зрения, но даже проследить события бесчисленных веков, предшествовавших созданию человека и проникнуть в сокровенные тайны океана или внутренностей земного шара” (Лайель Ч. Основные начала геологии. Спб.,1866, ч.1, с.229).. Вместе с тем, актуалистический метод систематически применяется Лайелем лишь к неживой природе, а в области органических процессов Лайель делал серьезные уступки катастрофизму, допуская возможность актов божественного творения органических форм.

 

Униформизм опирался на следующие теоретические принципы:

однообразие действующих  факторов и законов природы, их неизменяемость на протяжении истории Земли;

непрерывность действия факторов и законов, отсутствие всяческих  переворотов, скачков в истории  Земли;

суммирование мелких отклонений в течение громадных периодов времени;

потенциальная обратимость  явлений и отрицание прогресса  в развитии

 

Но унифирмизм, однако, являлся достаточно ограниченной теорией развития. Униформизм свел развитие к цикличности и не видел в нем необратимости; с точки зрения униформистов Земля не развивается в определенном направлении, она просто изменяется случайным, бессвязным образом.

 

5. Дарвинова революция 

 

И ламаркизм, и катастрофизм, и униформизм - гипотезы, которые выступали необходимыми звеньями в цепи развития предпосылок теории естественного отбора, промежуточными формами конкретизации идеи эволюции.

 

Эмпирические предпосылки  эволюционной теории порождались всем ходом развития палеонтологии, эмбриологии, сравнительной анатомии, систематики, физиологии, биогеографии других наук во второй половине XVIII – первой половине - XIX в. Свое концентрированное выражение  они находят прежде всего в систематике растительного и животного мира. Большое значение для утверждения теории развития имела идея единства растительного и животного миров. М. Шлейдену и Т. Шванну в 30-е годы ХIХ века удалось разработать клеточную теорию, в соответствии с которой образование клеток является универсальным принципом развития любого (и растительного и животного) организма; клетка является неотъемлемой элементарной основой любого организма.

 

Сам Ч. Дарвин опирался на колоссальный эмпирический материал, собранный как  предшественниками, так и им самим  в ходе его путешествий, и прежде всего кругосветного путешествия  на корабле “Бигль”. Основные эмпирические обобщения, наталкивающие на идею эволюции органических форм, приведены Дарвином в работе “Происхождение видов”.

 

Ч. Дарвин с юных лет был  ознакомлен с эволюционными представлениями, неоднократно сталкивался с высокими оценками эволюционных идей. Кроме  того, Ч. Дарвин в своем творчестве опирался на представление (сформировавшееся в недрах униформизма) о полной познаваемости закономерностей развития природы, возможности их объяснения на основе доступных для наблюдения сил, факторов, процессов. В творчестве Дарвина всегда были сильны антикреационистские и антителеологические воззрения; он отрицательно относился к антропоцентризму и был нацелен на рассмотрение происхождения человека как части, звена единого эволюционного процесса. Предпосылкой, заимствованной из другой области знания и сыгравшей определенную роль в выработке принципов селекционной теории эволюции, явилось положение (сформулированное Мальтусом) о существовании объективной закономерности, в соответствии с которой имеет место потенциальная возможность размножения особей каждого вида в геометрической прогрессии.

 

Дарвинова теории отбора опиралась  на следующие принципы:

принцип борьбы за существование;

принцип наследственности и  изменчивости;

принцип естественного отбора.

 

Теория Дарвина строится на придании принципиального значения таким давно известным до него фактам, как наследственность и изменчивость. Дарвин понимал, что непосредственно  связывать наследственность, изменчивость и приспособляемость нельзя. В  цепь “наследственность – изменчивость”  Дарвин вводил два посредствующих звена.

 

Первое звено связано  с понятием “борьба за существование”, отражающим тот факт, что каждый вид производит больше, чем выживает особей до взрослого состояния; среднее  количество взрослых особей находится  примерно на одном уровне; каждая особь  в течение своей жизнедеятельности  вступает в множество отношений с биотическими и абиотическими факторами среды (отношения между организмами в популяции, между популяциями в биогеоценозах, с абиотическими факторами среды и др.). Дарвин разграничивает два вида изменчивости – определенная и неопределенная .

 

Определенная изменчивость (в современной терминологии –  адаптивная модификация) – способность  всех особей одного и того же вида в  определенных условиях внешней среды  одинаковым образом реагировать  на эти условия (климат, пищу и др.). По современным представлениям адаптивные модификации не наследуются и  потом не могут поставлять материал для органической эволюции. (Дарвин допускал, что определенная изменчивость в некоторых исключительных случаях  может такой материал доставлять.)

 

Неопределенная изменчивость (в современной терминологии –  мутация) предполагает существование  изменений в организме, которые  происходят в самых различных  направлениях. Неопределенная изменчивость в отличие от определенной носит наследственный характер, и незначительные отличия в первом поколении усиливаются в последующих. Неопределенная изменчивость тоже связана с изменениями окружающей среды, но уже не непосредственно, как это характерно для адаптивных модификаций, а опосредовано. Дарвин подчеркивал, что решающую роль в эволюции играют именно неопределенные изменения. Неопределенная изменчивость связана обычно с вредными и нейтральными мутациями, но среди них встречаются и такие мутации, которые в определенных условиях оказываются перспективными, способствуют органическому прогрессу. Дарвин не ставил вопроса о конкретной природе неопределенной изменчивости. В этом проявлялась его интуиция гениального исследователя, понимающего, что время еще не созрело для понимания неопределенной изменчивости. (Высказанные им соображения о “пангенезисе” носили откровенно натурфилософский характер, что было ясно и самому Дарвину.)

 

Второе посредствующее звено, отличающее теорию эволюции Дарвина  от ламаркизма, состоит в представлении о естественном отборе как механизме, который позволяет осуществлять выбраковку ненужных форм и образование новых видов. Успехи селекционной практики (главной стороной которой является сохранение особей с полезными, с точки зрения человека, свойствами, укрепление этих свойств из поколения в поколение, осуществлявшееся в процессе ведомого человеком искусственного отбора) послужили той главной эмпирической базой, которая привела к появлению теории Дарвина. Прямых доказательств естественного отбора у Дарвина не было; вывод о существовании естественного отбора он делал по аналогии с отбором искусственным. Тезис о естественном отборе является ведущим принципом дарвиновой теории, тем оселком, который позволяет разграничить дарвинистские и недарвинистские трактовки природы эволюционного процесса. В нем отражается одна из фундаментальных черт живого – диалектика взаимодействия органической системы и среды.

 

6. Методологические установки  классической биологии (ХVII-ХХ вв.)

 

Методологические установки  классической биологии развивались  медленно, начиная со средины XVIII в. вплоть до начала ХХ в. Рассмотрим в общих чертах содержание методологических установок классической биологии.

 

1. Признание объективного, не зависящего от сознания  и воли человека, существования  органических форм – главная  мировоззренческая посылка биологического  познания. При всем различии мировоззренческих  позиций, биологи исходили из  того, что органический мир существует  независимо от сознания его  исследователей; субъективно-идеалистические  представления существенной роли  в системе методологических регулятивов биологического познания не играли. Вместе с тем, единство в вопросе об объективном существовании органических форм не исключало различий в том, какую роль в происхождении и функционировании органических форм играют материальные и идеальные факторы. В биологии гораздо дольше, чем в других отраслях естествознания, сосуществовали объективно-идеалистическая и материалистическая трактовки природы объекта. В XIX в. укреплялось представление о том, что мир органических форм, мир живого образовался естественным образом, порожден материальной природой без прямого либо косвенного вмешательства потусторонних сил . Формирование такой установки было важнейшей предпосылкой преобразования биологического познания в науку.

 

2. Классическая биология  исходила из того, что мир живого, органических форм имеет определенные  объективные закономерности, порядок,  структуру; эти закономерности  познаваемы средствами науки.  Ламарк был одним из первых, кто осознал значимость этого  методологического регулятива и сформулировал его. Классическое биологическое познание концентрировалось лишь на одном качественно определенном уровне организации живого (организменном либо клеточном, реже – тканевом), который одновременно считался и первичным. Все надорганизменные уровни (колонии, популяции, вид, биоценоз, биосфера) рассматривались как производные, вторичные, для которых характерны лишь аддитивные, а не интегративные свойства.

 

3. Важной характеристикой  объекта являлось представление  о том, что органический мир  есть, с одной стороны, некое  многообразие форм, явлений, процессов,  а с другой стороны, одновременно  должен представлять собой и  некоторое единство.

 

Со середины XVIII в. важной методологической установкой классической биологии, рубежом, отделявшим ее донаучное и научное развитие, выступало представление о том, что органический мир имеет свою историю, его нынешнее состояние есть результат предшествующей исторической естественной эволюции. А на основе синтеза представлений о единстве (взаимосвязи) и историзме органического мира формируется принцип системности. Системное воспроизведение объекта предполагает выявление единства в предметном многообразии живого. Можно сказать, что научная биология начинается там, где на смену предметоцентризму приходит системоцентризм. Ведь теория Дарвина по сути есть результат системного исследования.

 

Вместе с тем, понимание  историзма в методологии классической биологии было ограниченным. Это проявлялось, в частности, в том, что историзм, развитие, эволюция рассматривались  как полностью обращенные в прошлое, исключительно ретроспективно, не доводились до сегодняшнего дня, до настоящего, до современности. Такая установка  сыграла весьма негативную роль в  истории дарвинизма, поскольку задержала  экспериментальное исследование естественного  отбора.

 

Тем не менее важнейшим достижением классической биологии и ее методологических установок явилось представление о том, что природа живого может быть понята и объяснена только через знание его истории. История же органического мира может и должна получить научно-рационалистическое и материалистическое объяснение.

 

4. В вопросе о характере  познания методологические установки  классической биологии формулируют  те же в основном представления,  что и методологические установки  других естественных наук этого  периода. 

 

Познание – это обобщение  фактов в несколько этапов, уровней (наблюдение, суждение, умозаключение, принципы, теория). Основой познания является наблюдение. Начинаясь с наблюдения, оно продолжается на уровне мыслительных процедур. К таким процедурам относятся: описание (как с помощью терминов языка (естественного), так и наглядным образом – с помощью рисунков, схем и др.); систематизация на основе определенных выделенных признаков объектов (высшей формой систематизации является классификация , когда выбор признаков связан с выделением существенных сторон объекта); сравнение, позволяющее выявлять законы объекта путем сопоставления существенных характеристик объекта (высокая эффективность метода сравнения вызвала к жизни такие науки, как сравнительная анатомия, сравнительная морфология, сравнительная физиология, сравнительная систематика и др.).

Информация о работе Предпосылки теории эволюции