Предпосылки теории эволюции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 21:29, реферат

Описание

В работе предпринята попытка осветить наиболее существенные моменты в понимании теории эволюции и её значение, как одной из фундаментальных теорий естествознания.

Работа состоит из  1 файл

наброски.docx

— 241.83 Кб (Скачать документ)

 

Наконец, можно твердо утверждать, что в господствующих ныне научных  теориях, утверждающих эволюционное развитие органических веществ или инертных геологических пород и небесных тел вокруг нас, просто нет необходимости. Я убежден, что в будущем, по мере получения все новой информации, теория эволюции во всей своей красе  будет признана бесполезной и  ничего не объясняющей. К большинству  научных и технологических достижений она не имела почти никакого отношения - в основном, она скорее мешала им, чем способствовала. В некоторых  областях она привела к ненужным тратам - вспомнить, например, проекты  НАСА, направленные на поиск инопланетной жизни, или телескоп Хаббла, построенный  в попытках определить механизм происхождения  вселенной. Конечно, даже здесь была добыта, некоторая полезная информация; но поставим вопрос: насколько она  соответствует ожиданиям и затратам?

 

Чтобы подвести итог, давайте  попытаемся оценить общее влияние  современной технологии на общество. В общем и целом его следует  признать благотворным - таково оно, в  большинстве своем, и есть. В области  транспорта, коммуникаций, медицины, строительства  и комфорта жизни, были сделаны значительные шаги вперед. И эти улучшения дали и дают возможность провозглашать  истины христианства и Библии все  большему количеству людей. Если не принимать во внимание и без того растущее распространение человеческого греха, "чистый" результат можно считать положительным.

 

Перевод с английского  Н. Клочко

Отредактировано Е. Новицким

Отредактировано С. Головиным

 

Предпосылки  

Автор Дарвинизм.ру   

17.01.2008 г. 

Страница 1 из 2

 

К середине XIX в. был сделан ряд важнейших обобщений и  открытий, которые противоречили  креационистским взглядам и способствовали укреплению и дальнейшему развитию эволюции, составив научные пред-посылки создания эволюционной теории Ч. Дарвина.

 

Первая брешь в метафизическом мировоззрении была пробита филосо-фом Э.Кантом (1724-1804), который в своем знаменитом труде «Всеобщая естественная история и теория неба» отверг миф о первом толчке и пришел к заключению, что вся Земля и Солнечная система есть нечто, возникшее во времени. Благодаря работам Э.Канта, П.Лапласа и В.Гертеля Земля и вся Солнечная система стали рассматриваться как развивающиеся во времени.

 

В 1830 г. английский естествоиспытатель Ч. Лайель (1797-1875) обосновал идею об изменяемости поверхности Земли под влиянием различных естественных причин и  законов: климата, воды, вулканических  сил, органических факторов. Лайель высказал мысль, что органический мир постепенно изменяется, что было подтверждено результатами палеонтоло-гических исследований французского зоолога Ж. Кювье (1769-1832).

 

В первой половине ХIX века развивается идея о единстве всей природы. Шведский химик И. Берцелиус (1779-1848) доказал, что все животные и растения состоят из тех же элементов, которые встречаются в неживой природе, а немецкий химик Ф. Велер (1800-1882) впервые в 1824 г. в лаборатории химическим путем синтезировал щавелевую кислоту, в 1828 г. - мочевину, показав таким образом, что образование органических веществ осуществляется без участия некой «жизненной силы».

 

В ХVIII-XIX веках в результате колонизации огромных территорий и исследования их европейцы значительно расширили свои представления о многообразии органического мира, о закономерностях его распределения по континентам земного шара. Интенсивно развивается систематика: все многообразие органического мира потребовало своей классификации и приведения в определенную систему, что имело важное значение для развития идеи о родственности живых существ, а затем и о единстве их происхождения.

 

Литература

 

 

 

1.    Концепции современного  естествознания /под ред. С.И.Самыгина.-Ростов н/Д: Феникс, 1997.

 

2.    Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. – М.: Высшая школа, 1998.

 

3.    Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. – Новосибирск: ЮКЭА, 1997.

 

4.    Грядовой Д.И.  Концепции современного естествознания. Структурный курс основ естествознания. – М.: Учпедгиз, 1999.

 

5.    Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. – М.: «Культура и спорт», ЮНИТИ, 1997.

 

6.    Красилов В.  Эволюция: Дарвин и современность. // Знание – Сила. - № 2. – 1997.

 

7.    Красилов В.  Эволюция: Дарвин и системный  подход. // Знание – Сила. - № 3. – 1997.

 

Биология в ХVIII в. - первой половине ХIХ века

 

Биология в ХVIII в. - первой половине ХIХ века

 

1. Идеи, принципы и понятия  биологии ХVIII века

 

В плеяде выдающихся биологов XVIII в. звезды первой величины – Ж. Бюффон (1707 – 1788) и К. Линней (1707 – 1778). В своем  творчестве они воплощают разные исследовательские традиции, которые  для них были и различными жизненными ориентирами. Бюффон в 36-томной “Естественной истории” одним из первых в развернутой форме излагал концепцию трансформизма (ограниченная изменчивость видов и происхождение видов в пределах относительно узких подразделений (от одного единого предка) под влиянием среды); он догадывался о роли искусственного отбора, как предшественник Ж. Сент-Илера сформулировал идею единства живой природы и единства плана строения живых существ (на основе представления о биологическом атомизме).

 

Своей искусственной классификацией К. Линней подытожил (в этой единственно  возможной тогда форме) длительный исторический период эмпирического  накопления биологических знаний (он описал свыше 10 тыс. видов растений и свыше 4 тыс. видов животных). Вместе с тем, К. Линней осознавал ограниченность задачи создания искусственной системы  и ее возможности. По его мнению, естественная система есть идеал, к  которому должна стремиться ботаника и зоология. Историческая заслуга  К. Линнея в том, что он через создание искусственной системы подвел биологическое  познание к необходимости рассмотрения колоссального эмпирического материала  с позиций глубинных, общих теоретических  принципов (“естественный метод”), поставил задачу его научно-теоретической  рационализации.

 

В XVIII в. идеи естественной классификации  развивались Б. Жюсье (1699--1777), который рассадил растения в соответствии со своими представлениями об их родстве в ботаническом саду Трианона, И. Гартнером (1732 – 1791) и М. Адансоном (1726 – 1806) и др. Первые естественные системы не опирались на представление об историческом развитии организмов, а предполагали лишь некоторое “сродство”. Но сама постановка вопроса о “естественном сродстве” толкала на выявление объективных закономерностей единого плана строения живого.

 

Начиная с середины XVIII в. получили очень широкое распространение  концепции трансформизма. Их было множество, и различались они представлениями  о том, какие таксоны и каким  образом могут претерпевать качественные преобразования. Наиболее распространенной была точка зрения, в соответствии с которой виды остаются неизменными, а разновидности могут изменяться. Допущение изменчивости видов в  ограниченных пределах под воздействием внешних условий, гибридизации и  пр. характерно для целой плеяды трансформистов XVIII в.

 

Трансформизм – это  полуэмпирическая позиция, построенная  на основе обобщения большого числа  фактов, свидетельствовавших о наличии  глубинных взаимосвязей между видами, родами и другими таксонами. Но сущность этих глубинных взаимосвязей пока еще  не была понята. “Выход” на познание такой сущности и означал переход  от трансформизма к эволюционизму.

 

Для перехода от представления  о трансформации видов к идее эволюции, исторического развития видов  необходимо было, во-первых, процесс  образования видов “обратить” в  историю, увидеть созидающе конструктивную роль фактора времени в историческом развитии организмов; во-вторых, выработать представление о возможности  порождения качественно нового в  таком историческом развитии. Переход  от трансформизма к эволюционизму  осуществился в биологии на рубеже XVIII – XIX вв.

 

В ходе конкретизации идеи развития было построено ряд важных теоретических гипотез, развивавших  различные принципы, подходы к  теории эволюции. К самым значительны и относительно завершенным гипотезам следует отнести: ламаркизм, катастрофизм и униформизм.

 

 

2. Ламаркизм 

 

Ж.-Б. Ламарк (1744-1809), ботаник  при королевском ботаническом саде, был первым, кто предложил развернутую  концепцию эволюции органического  мира. Ламарк очень остро осознавал  необходимость обобщающей теории развития органических форм; необходимость решительного разрыва со схоластикой и верой  в авторитеты; ориентации на познание объективных закономерностей органических систем. Определенную роль сыграл и  научный элитаризм, который позволял Ламарку, боровшемуся в одиночку за свои идеи, отгораживать себя от устаревших точек зрения, стандартов, норм, критериев, креационистского невежества своего времени и др.

 

Основной предпосылкой этой концепции явился весь тот колоссальный эмпирический материал, который был  накоплен в биологии к началу XIX в., систематизирован в искусственных  системах, начатках естественной систематики. Кроме того, Ламарк существенно расширил этот материал за счет введения зоологии беспозвоночных, которая до него должным  образом не оценивалась как источник для эволюционистских обобщений.

 

Ламарк настойчиво подчеркивает важность времени как фактора  эволюции органических форм. Во-вторых, он последовательно проводит представление  о развитии органических форм как  естественном процессе восхождения  их от высших к низшим. В-третьих, его учение содержит качественно новые моменты в понимании роли среды в развитии органических форм. Если до Ламарка господствовало представление о том, что среда – это либо вредный для организма фактор, либо, в лучшем случае, нейтральный, то после Ламарка среду стали понимать как условие эволюции органических форм.

 

Творческий синтез всех этих эмпирических и теоретических компонентов  привел Ламарка к формулированию гипотезы эволюции, базирующейся на следующих  принципах:

принцип градации (стремление к совершенству, к повышению организации);

принцип прямого приспособления к условиям внешней среды , который, в свою очередь, конкретизировался в двух законах:

 

1. изменения органов под  влиянием продолжительного упражнения  сообразно новым потребностям  и привычкам; 

 

2. наследования приобретенных  изменений новым поколением.

 

В соответствии с этой теорией  ныне существующие виды живых существ  произошли от ранее живших путем  приспособления, обусловленного их стремлением  лучше гармонизировать с окружающей средой. Так, например, жираф, видя растущие на высоком дереве листья, вытягивал свою шею, и это вытягивание было унаследовано его потомками. Несмотря на все свои колебания Ламарк стремился материалистически трактовать факторы эволюции.

 

И хотя эволюционная концепция  Ламарка казалась его современникам  надуманной и мало кем разделялась, тем не менее она носила новаторский характер, была первой обстоятельной попыткой решения проблемы эволюции органических форм.

 

В начале XIX в. наука далеко еще не располагала достаточным материалом для того, чтобы ответить на вопрос о происхождении видов иначе, как предвосхищая будущее, пророчествуя о нем. Первым таким “пророком” и явился Ж.Б. Ламарк.

 

3.Катастрофизм 

 

По иному пути пошла  конкретизация идеи развития в учении катастрофизма (Ж. Кювье, Л. Агассис, дОрбиньи, А. Седжвик, У. Букланд и др.). Идея биологической эволюции в катастрофизме выступала как производная от более общей идеи развития глобальных геологических процессов. Если Ламарк старался своей деистической позицией подальше отодвинуть роль божественного “творчества”, отгородить органический мир от вмешательства творца, то катастрофисты, наоборот, приближают бога к природе, в свою концепцию непосредственно вводят представление о прямом божественном вмешательстве в ход природных процессов. Катастрофизм есть такая разновидность гипотез органической эволюции, в которой прогресс органических форм объясняется через признание неизменяемости отдельных биологических видов . В этом, пожалуй, главное своеобразие данной концепции.

 

Теоретическим ядром катастрофизма  являлся принцип разграничения  действующих в настоящее время  и действовавших в прошлом  сил и законов природы. Силы, действовавшие  в прошлом, качественно отличаются от тех, которые действуют сейчас. В отдаленные времена действовали  мощные, взрывные, катастрофические силы, прерывавшие спокойное течение  геологических и биологических  процессов. Мощность таких сил настолько  велика, что их природа не может  быть установлена средствами научного анализа. Наука может судить не о  причинах этих сил, а лишь об их последствиях. Таким образом, катастрофизм выступает  как феноменологическая концепция.

 

Главный принцип катастрофизма  раскрывался в представлениях о  внезапности катастроф, о крайне неравномерной скорости процессов  преобразования поверхности Земли, о том, что история Земли есть процесс периодической смены  одного типа геологических изменений  другим, причем между сменяющими друг друга периодами нет никакой  закономерной, преемственной связи, как нет ее между факторами, вызывающими  эти процессы. По отношению к органической эволюции эти положения конкретизировались в двух принципах

коренных качественных изменений  органического мира в результате катастроф;

Информация о работе Предпосылки теории эволюции