Полномочия избирательных комиссий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 14:24, курсовая работа

Описание

Избирательная система - важнейший элемент политической системы государства. Проведение выборов является основной формой и способом демократической борьбы за обладание государственной властью или формой участия в контроле за ее осуществлением.

Содержание

Введение
§1. Система избирательных комиссий ............................................................4
1.1 Принципы деятельности избирательных комиссий………………………..7
1.2 Сроки полномочий избирательных комиссий……..………………………13
1.3 Акты избирательных комиссий…………………………………………….15
§2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации …....17
§3. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации ……....21
§4. Иные избирательные комиссии …………………………………………28
Избирательные комиссии муниципальных образований…………………28
Окружные избирательные комиссии………………………………………..29
4.3 Территориальные избирательные комиссии……………………………….30
4.4 Участковые избирательные комиссии……………………………………...31
4.5. Правовой статус члена избирательной комиссии с правом решающего голоса……………………………………………………………………………..32
§5. Правовой статус иных субъектов избирательного процесса................37
5.1. Понятие и виды представительства в избирательном процессе………....37
5.2. Уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков…………………………………………………………..38
5.3. Доверенные лица зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков……………………………………….…40
5.4. Члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса….…41
5.5. Наблюдатели………………………………………………………………..43
5.6. Государственные органы и органы местного самоуправления…………50
5.7. Средства массовой информации…………………………………………..52
Заключение

Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа полномочия избир комиссии.doc

— 250.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 

Курсовая работа по дисциплине

Конституционное право России

на тему:

«Полномочия избирательных комиссий». 
 
 
 
 
 
 

                                           

 

      СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

§1. Система избирательных комиссий ............................................................4

1.1 Принципы деятельности  избирательных комиссий………………………..7

1.2 Сроки полномочий избирательных комиссий……..………………………13

1.3 Акты избирательных комиссий…………………………………………….15

§2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации …....17

§3. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации ……....21

§4. Иные избирательные комиссии …………………………………………28

    1. Избирательные комиссии муниципальных образований…………………28
    2. Окружные избирательные комиссии………………………………………..29

4.3 Территориальные избирательные комиссии……………………………….30

4.4 Участковые избирательные комиссии……………………………………...31

4.5. Правовой статус члена избирательной комиссии с правом решающего голоса……………………………………………………………………………..32

§5. Правовой статус иных субъектов избирательного процесса................37

5.1. Понятие  и виды представительства в  избирательном процессе………....37

5.2. Уполномоченные  представители избирательных объединений,  избирательных блоков…………………………………………………………..38

5.3. Доверенные  лица зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков……………………………………….…40

5.4. Члены  избирательных комиссий с правом  совещательного голоса….…41

5.5. Наблюдатели………………………………………………………………..43

5.6. Государственные  органы и органы местного самоуправления…………50

5.7. Средства массовой информации…………………………………………..52

Заключение 
 

Библиографический список 
 

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Избирательная система - важнейший элемент политической системы государства. Проведение выборов  является основной формой и способом демократической борьбы за обладание государственной властью или формой участия в контроле за ее осуществлением.

     Основным  принципом проведения в Российской Федерации выборов и референдума, установленным статьей 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), является то, что выборы и референдумы организуют и проводят избирательные комиссии. Деятельность комиссий осуществляется открыто и гласно. При этом специально отмечено, что вмешательство в деятельность комиссий со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается. Этим самым подчеркивается особая роль избирательных комиссий в обеспечении конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. 

 

      §1. СИСТЕМА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ  

     Избирательные комиссии представляют собой коллегиальные органы, формируемые в порядке и в сроки, установленные законодательством, организующие подготовку и проведение выборов, обеспечивающие реализацию и защиту избирательных прав граждан (гл. 4 ст. 20-31 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

     Все избирательные комиссии можно разделить  на две группы:

     1) постоянно действующие избирательные  комиссии, которые являются государственными  органами – Центральная избирательная  комиссия Российской Федерации,  избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, а также избирательные комиссии муниципальных образований, которые являются муниципальными органами;

     2) избирательные комиссии, которые  создаются в конкретном избирательном  процессе – окружные, территориальные,  участковые. В отличие от постоянно действующих избирательных комиссий, являющихся государственными органами, окружные, территориальные, участковые избирательные комиссии представляют собой общественные формирования.

     Избирательные комиссии играют решающую роль в организации и проведении выборов всех уровней. Это коллегиальные органы, независимые в своих решениях и действиях от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и подчиняющиеся только закону.1 Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» устанавливает систему избирательных комиссий.

     Система избирательных комиссий в Российской Федерации состоит из следующих звеньев:

     Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее - ЦИК России);

     - избирательные комиссии субъектов Российской Федерации (далее - ИКС РФ);

     - окружные избирательные комиссии (далее - ОИК). Окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, при проведении выборов по одномандатным или многомандатным избирательным округам;

     - территориальные избирательные комиссии (далее - ТИК). (территориальные избирательные комиссии в предусмотренных законом случаях могут действовать в качестве избирательных комиссий муниципальных образований);

     - участковые избирательные комиссии (далее - УИК).

     При этом избирательные комиссии не образуют единую для проведения всех выборов  в Российской Федерации систему. При проведении различного уровня и  видов выборов действует определенная соответствующим законом система избирательных комиссий.

     Данная  система не образует жесткую, строго централизованную систему комиссий для проведения всех выборов в  Российской Федерации. Федеральные  законы о выборах устанавливают  соподчиненность и распределение  полномочий между комиссиями только применительно к проведению выборов в федеральные органы государственной власти. Так, ЦИК России является вышестоящей комиссией для всех других комиссий только при проведении выборов в Государственную Думу и Президента Российской Федерации. Взаимосвязи и полномочия избирательных комиссий при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, при проведении выборов действует определенная система избирательных комиссий, структура и полномочия которой предопределяются уровнем и видом выборов и устанавливаются соответствующим федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Объединение избирательных комиссий в систему обеспечивает необходимую централизацию избирательных действий в ходе проведения избирательной кампании соответствующего уровня, в частности, посредством контроля со стороны вышестоящих комиссий за деятельностью нижестоящих комиссий.2

     Избирательные комиссии обязаны в пределах своей  компетенции рассматривать поступившие  к ним в ходе избирательной  кампании обращения о нарушении  федеральных законов, законов субъектов  Российской Федерации, уставов муниципальных  образований в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Избирательные комиссии вправе обращаться с представлением о проведении соответствующей проверки и пресечении нарушений законодательства в правоохранительные органы, которые обязаны в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно принять меры по пресечению этих нарушений. В случае, если факты, содержащиеся в обращении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

     Избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, о кандидатах, зарегистрированных кандидатах.

     Совмещение  избирательной комиссией полномочий по подготовке и проведению выборов  различных уровней возможно по решению  вышестоящей (соответственно уровню выборов) избирательной комиссии, которое принято на основании обращения нижестоящей избирательной комиссии, согласованного с соответствующими органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

     Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам или законам  субъектов Российской Федерации  либо принятое с превышением установленных  полномочий, подлежит отмене вышестоящей  избирательной комиссией (соответственно уровню проводимых выборов) или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение по существу вопроса.

     Государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, организации, предприятия  с государственным участием, а  также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в срок, установленный федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. 

     1.1. Принципы деятельности избирательных комиссий 

     Деятельность  избирательных комиссий строится на принципах независимости, коллегиальности и гласности.

     Избирательные комиссии в пределах своей компетенции, установленной федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Решения и акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции обязательны для органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений, кандидатов, избирательных объединений (блоков), общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей (части 12, 13 ст. 21 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…»).

     Организация деятельности избирательных комиссий основана на принципе коллегиальности. Его соблюдение предполагает свободное, всестороннее и коллективное обсуждение вопросов, выносимых на заседание  комиссий, принятие решений, выражающих мнение всех или большинства членов комиссий, путем голосования. Принцип коллегиальности проявляется в организации работы избирательных комиссий, в порядке принятия ими решений. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях...» устанавливает, что избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного числа ее членов комиссии с правом решающего голоса. От этого зависит легитимность всех последующих действий и решений комиссий.

     Председатель, заместитель председателя и секретарь  избирательной комиссии избираются тайным голосованием на первом заседании  из числа ее членов.

     Заседание Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной  комиссии субъекта Российской Федерации является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса соответственно. Член избирательной комиссии обязан присутствовать на всех ее заседаниях.

     Решения избирательной комиссии принимаются  большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с  правом решающего голоса, за исключением  решений по следующим вопросам: об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, о регистрации кандидатов (списков кандидатов), об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решений нижестоящей избирательной комиссии. Решения по этим вопросам принимаются большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии.

Информация о работе Полномочия избирательных комиссий