Основные этапы развития этической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 13:41, доклад

Описание

Шопенгауэр считает нравственность врожденным качеством, характеризующим всех живых существ, не только людей, но и, например, животных. Мыслитель критикует религиозную (загробное воздаяние и наказание) и рационалистическую нравственность как псевдоморальные, основанные на эгоизме. Под этим же углом зрения он критикует «золотое правило» нравственности - «не делай другим того, чего себе не желаешь». По мнению Шопенгауэра, это правило базируется на эгоистичном принципе взаимности - «ты мне, я тебе».

Содержание

1. Этические учения Древнего Востока, античная этика
2. Этика средневековья и эпохи Возрождения
3. Этические воззрения мыслителей Центральной Азии
4. Особенности этики Нового времени, этика XIX-XX вв

Работа состоит из  1 файл

Основные этапы развития этической мысли.docx

— 43.79 Кб (Скачать документ)

    Рационализм представлен  в творчестве Рене Декарта (1596-1650), изложившего  свое этическое учение в сочинениях «Страсти души» и «Рассуждения о  методе». Применение этим философом  механики для объяснения телесных и  психических функций человека привело  к решительному повороту в понимании  нравственности, ее естественнонаучному  истолкованию.  

    Сочинение «Страсти души» намечает механистическую  модель субъекта и его деятельности. Декарт выделяет в человеке две функциональные области: телесную и чисто духовную, которые противостоят друг другу. Между  ними расположено «поле» эмоций, состоящее  из чувств, которые образуют одновременно систему рычагов, соединяющих дух  с телом и с окружающим миром. Во второй части «Страстей души»  дается механико-материалистическая систематизация человеческих чувств в единстве с  их телесными выражениями. Человек  изображается как автомат, который  благодаря психическим процессам  приспосабливается к внешнему миру или вступает с ним в конфликт. 

    В этике Декарта  господствует принцип эффективности. Разум так регулирует аффекты (чувства  радости, печали, гнева, удовольствия и  т.д.), чтобы при минимуме затрат получить максимально полезный эффект. Так, даже любовь, по мнению мыслителя, хороша потому, что полезна для здоровья. Нравственность с такой механической точки зрения выполняет с помощью разума роль инженера при машине-человеке. Человек  развивает собственную добродетель  как некий метод самоконтроля для выживания в мире. Не будь ее, человек пошел бы по пути страстей - наслаждений, гнева и т.д. - и погиб. Отсюда восприятие телесно-чувственного бытия как неэффективного, не ведающего  своей частной выгоды, а следовательно, безнравственного. Таким образом, кроме  рационализма в этике Декарта  присутствует и элемент утилитаризма. Следует отметить, что человек  в учении Декарта рассматривается  вне общественного контекста, изолированно.  

    Этическая концепция  Томаса Гоббса (1588-1679) характеризуется  тем, что она утверждает сугубо буржуазные моральные ценности: эгоизм, утилитаризм, холодный рационализм. Этические проблемы этот философ изложил в произведениях  «Левиафан, или материя, форма и  власть государства церковного и  гражданского», «О свободе и необходимости», «Основы философии».  

    Исходя из идеи, что природа создала людей  равными по физическим и умственным способностям, Гоббс показывает эгоистичного индивида, расчетливо ориентированного на власть и личную пользу. Человек, стремясь к самосохранению, вступает в конфликт с другими людьми. По мнению Гоббса, нравственность является результатом целесообразного соглашения, договора между людьми. Правда, многие мыслители, принимая во внимание представления  Гоббса об эгоистической природе  человека, видели в нем представителя сенсуализма, т.е. приверженца чувственного источника нравственности.  

    Являясь сторонником  механистического подхода, Гоббс считал, что законы человеческого поведения  в обществе так же строги и необходимы, как законы естественные, природные. Атомизируя социум, философ рассматривал отношения между людьми как объективно-причинные  и, таким образом, доступные научному познанию. В таком представлении, когда изучаемый предмет рассматривается  как структура элементов с  предсказуемой системой отношений, ярко проявился характерный для  эпохи Просвещения тип мышления.  

    В этике Гоббс  придерживается теории Макиавелли, утверждая  наличие изначального зла в человеке. Он оценивает естественное состояние  индивидов как состояние войны  каждого против всех. Из закона самосохранения индивида следует его стремление к пользе. Так как человек живет  в обществе, то для реализации своей  частной пользы ему необходима власть. Борьба за власть, присущие человеку ненависть  и страх требуют неких правил, иначе отношения между людьми могут закончиться их взаимным уничтожением. Вырабатываемые правила - суть негласного общественного договора. Разум помогает в установлении этих правил, научный  подход делает их оптимальными (на основе этой идеи Гоббса впоследствии будут  созданы буржуазные конституции, в  частности Всеобщая декларация прав человека). Нравственность рассматривается  философом как система норм, выражающих реальные изменчивые отношения полезности. Отсюда ее релятивизм. По мнению Гоббса, раньше люди не знали естественных причин своего поведения (власти и пользы), поэтому утверждали абсолютные (неизменные, вечные) нравственные идеи. 

      

    ЭТИКА XIX-XX ВВ. 

      

    В основе этических  направлений XIX-XX вв. лежали тенденции, оппозиционные классической этике. Основоположники этих направлений  создавали свои учения на материале  избирательной критики или односторонней  интерпретации немецкой философской  классики. В возникающих философских  учениях подвергаются ревизии те или иные фундаментальные для  классической философии принципы - идеализм, рационализм, монизм и онтологизм.  

    Трансформация предмета философии оказывает сильнейшее влияние на этическую составляющую постклассических учений, в числе  которых в XIX-XX вв. являются следующие  

    1) философия жизни; 

    2) исторический  материализм (марксизм);  

    3) позитивизм; 

    4) философия существования  (экзистенциализм).  

    Предметом философии  жизни является некая активная духовная сущность. Постулируя эту сущность, мыслители остаются на монистических  и частично на идеалистических позициях, однако резко расходятся с традиционным рационализмом. В отличие, например, от гегелевского Духа природа этой сущности иррациональна. Она принципиально  не познается разумом: он имеет дело лишь с продуктами ее деятельности. Такая сущность познается человеком интуитивно, путем непосредственного внутреннего переживания. Представителей данного направления можно условно разделить на две группы. Одна из них видит в этой сущности чистую иррациональную волю (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.), другая - жизнь в натуралистическом (биологическом или психобиологическом) смысле, зачастую распространяя его и на нравственность (А. Бергсон, З.Фрейд, А. Швейцер и др.).  

    Иррационалистический  монизм основоположника философии  жизни Артура Шопенгауэра (1788-1860) последовательно  раскрывается в его этических  произведениях «О свободе воли»  и «Об основе морали».  

    В основе нравственности, по мнению мыслителя, лежит сострадание  другому, т.е. чистый неэгоистический  мотив. Эгоизм, уверен Шопенгауэр, разъединяет  людей, так как человек дан  себе непосредственно, а остальные  люди - опосредованно. Поэтому в существовании  необъяснимого чувства сострадания, интегрирующего живых существ в  одно целое, заключена тайна, указывающая  на единую сущность объективного мира. Мыслитель называет эту сущность «волей к жизни».  

    Из сострадания  мыслитель выводит два основных нравственных принципа: 

    1) справедливость, т.е. непричинение страдания при  реализации какого-либо эгоистичного  интереса; 

    2) человеколюбие,  бескорыстная помощь в преодолении  страдания. 

    Шопенгауэр считает  нравственность врожденным качеством, характеризующим всех живых существ, не только людей, но и, например, животных. Мыслитель критикует религиозную (загробное воздаяние и наказание) и рационалистическую нравственность как псевдоморальные, основанные на эгоизме. Под этим же углом зрения он критикует «золотое правило» нравственности - «не делай другим того, чего себе не желаешь». По мнению Шопенгауэра, это  правило базируется на эгоистичном  принципе взаимности - «ты мне, я  тебе». 

Информация о работе Основные этапы развития этической мысли