Основные этапы развития этической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 13:41, доклад

Описание

Шопенгауэр считает нравственность врожденным качеством, характеризующим всех живых существ, не только людей, но и, например, животных. Мыслитель критикует религиозную (загробное воздаяние и наказание) и рационалистическую нравственность как псевдоморальные, основанные на эгоизме. Под этим же углом зрения он критикует «золотое правило» нравственности - «не делай другим того, чего себе не желаешь». По мнению Шопенгауэра, это правило базируется на эгоистичном принципе взаимности - «ты мне, я тебе».

Содержание

1. Этические учения Древнего Востока, античная этика
2. Этика средневековья и эпохи Возрождения
3. Этические воззрения мыслителей Центральной Азии
4. Особенности этики Нового времени, этика XIX-XX вв

Работа состоит из  1 файл

Основные этапы развития этической мысли.docx

— 43.79 Кб (Скачать документ)

    4. Изменилось и  представление о социальном бытии  человека, о роли государства  в нравственной жизни людей.  Античному, земному полису был  противопоставлен Град небесный, идеальный, гражданами которого могли стать только истинно верующие. К светским институтам власти прибавился иногда находящийся к ним в оппозиции институт церкви. Именно к нему перешли посреднические функции между человеком; и потусторонним миром.  

    Религиозная этика  в своей основе теоцентрична. Реальностью, определяющей все сущее в мире, в религиозной этике является не природа, космос, а сверхъестественное начало - Бог. Представление о реальном существовании сверхъестественного  заставляет смотреть под особым углом  зрения на человеческие цели и ценности, придает им свой особый, как бы надмировой ракурс, возвышающийся над конечными  и историческими ситуациями, укоренения их в чем-то непреходящем, абсолютном, вечном, находящемся за пределами  всего земного, относительного, временного, преходящего. Нравственные заповеди, мораль как результат откровения Бога получают в религиозной этике абсолютное и непреходящее значение. Они неизменны  и вечны. Гарантией их существования  и действенности является Бог.  

    Христианство возникло в I в. на территории Римской империи  в ее восточной провинции - в Палестине, среди иудеев. В течение относительно короткого времени оно распространилось по всей территории Римской империи  и даже вышло за ее пределы. Основные положения христианской этики сформулированы в священной книге христиан Библии, которая состоит из двух частей: Ветхий завет - священная книга последователей иудаизма, которую приняли и христиане, и Новый завет, излагающий важнейшие  этапы в жизни создателя христианства Иисуса Христа и основные положения  его учения.  

    Христианство возникло в среде самых угнетенных и  обездоленных слоев населения Римской  империи, отчаявшихся в реальном избавлении от бедствий и страданий, страстно нуждающихся в утешении. Оно дало простой и ясный ответ  на вопрос, почему мир так несовершенен и испорчен, жесток и страшен. Таким  ответом на вызов времени стала  идея всеобщей греховности человечества и искупления вины страданием и покаянием, беззаветной верой, самоотверженной  любовью к Богу и готовностью  исполнить его волю. Греховность  здесь является универсальной характеристикой  человека, проистекающей из самомнения и гордыни, нарушивших веления Бога первых людей. Она ослабляет душу человека и делает его склонным ко всяческому злу. Все люди безнадежно грешны, даже те, за кем снаружи не видно греха. Он глубоко коренится  в помыслах и желаниях человека, чья душа становится ареной борьбы греховной чувственности, земных искушений  и соблазнов и осознания своего высокого духовного предназначения.  

    Человек слишком  слаб в силу своей греховной природы, поэтому в мире столько зла  и страданий. Все бедствия человеческой жизни - бедность, болезни, непосильный  труд, вражда и насилие, сама смерть - это лишь видимые проявления всеобщей человеческой греховности. Источником греховности человека является его  свободная воля, точнее неправильное употребление свободы воли, в следовании собственным целям, а не божественному  порядку. Зло не было создано Богом  и является лишь умалением добра, результатом своеволия людей, уклонением их от исполнения велений Бога.  

    Духовная связь  между человеком и Богом основывается в христианстве не на страхе, не на долге (вытекающем из требования соблюдения «завета»), а на любви. Заповедь любви: любви к Богу, любви к ближнему, в том числе и к своему врагу, является краеугольным камнем религиозно-нравственного  учения христианства.  

    Нравственная сила христианской любви особенно ярко проявляется  в требовании любить врагов, «проклинающих», «ненавидящих» и обижающих человека, ибо любить тех, кто хорошо к нему относится, легко и не требует  духовных усилий.  

    В христианстве нравственные заповеди обращены не к внешним делам (как это было в язычестве) и  не к внешним проявлениям веры (как в иудаизме), а к внутренней мотивации, к внутреннему человеку. Высшей нравственной инстанцией является не долг, а совесть. Долг выражает внешнее  отношение между человеком и  Богом. Совесть же есть голос свободного духа, делающего человека независимым  от природы и общества и подчиняющегося только собственной высшей правде.  

    Духовная связь  между Богом и человеком становится возможной потому, что в христианстве и Бог и человек рассматриваются  как личности. Согласно христианскому  вероучению, человек создан Богом  по «образу и подобию Божию». Личность есть образ Божий в человеке. Иными  словами, в человеке есть что-то божественное, и это «что-то» - не природная сила и не социальное установление, а  способность быть личностью. Таким  образом, христианство впервые в  истории поставило личность выше природы и общества, подняв тем  самым гуманизм на качественно новую  ступень развития. 

      

    ГУМАНИЗМ ЭТИКИ  ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 

      

    Этика эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) опирается на модификации  аристотелизма, платонизма и эпикуреизма. Мыслители этого периода создают  пантеистическую по сути картину  мира. Особенность их мировосприятия в отождествлении Бога и природы  и как следствие в обожествлении  природы. Бог Возрождения безличен, его требования сливаются с естественными- законами. Смысловой упор в учениях  делается на природу, а не на Бога, т.е. пантеизм постепенно переходит от мистического варианта (Н. Кузанский) к натуралистическому (Д. Бруно). В конце Возрождения  натурфилософское отношение к миру становится определяющей тенденцией.  

    Еще одной важной чертой данной эпохи стал антропоцентризм (гуманизм). Своеобразный антропоцентризм  был свойствен и средневековому сознанию, однако сфокусирован он был  на потустороннем бытии человека. Мыслителей же Возрождения интересует земной аспект человеческой деятельности. Натуралистический подход Возрождения, несомненно, стимулирует исследование природы человека, его естественных, в основе своей эгоистичных желаний, стремлений. Происходит нравственная реабилитация отдельного «земного»  индивида. Этическими категориями становятся понятия «самосохранение», «филавтия» (т.е. любовь к самому себе) и т.д. Центральная  проблема этики - статус человека. Мыслители  говорят как о физической красоте, так и о духовности человека - о его нравственном величии, достоинстве. Духовные качества индивида состоят  в его возможности преодолеть свое животное состояние, варварство, в способности к нравственному  самосовершенствованию. Доказательством  достоинства человека, величия его  разума является культура (науки, ремесла, искусства и т.д.). Характерно, что  понятие «творчество», бывшее прерогативой Бога, начиная с эпохи Возрождения  используется применительно и к  человеку. 

    Гуманисты эпохи  Возрождения полны веры в безграничные возможности человека. Человек, с  их точки зрения, это центр Вселенной, свободное самостоятельное существо, творец своей судьбы и самого себя. Основное предназначение человека они  видели в познании и преобразовании мира, украшении его своим трудом, в развитии искусств, наук и религии.  

    В противовес средневековому христианскому аскетишу с его  представлением о том, что земная жизнь не имеет самостоятельной  ценности и есть лишь подготовка к  вечно) небесной жиши, гуманисты отстаивают идею самоцепнтти земной жизни. 

    Джаноццо Мапсити  в трактате «О достоинстве и величии  человека» прославляет человеческий разум, созданный для познания мира и активной творческой деятельности. Своим трудом человек продолжает и дополняет процесс сотворения мира, именно в труде формируется  человеческое общество.  

    В этике эпохи  Возрождения происходит реабилитация человеческой плоти. Для человека имеет  значение не только духовная жизнь. Человек - это телесное существо, и тело - это не «оковы души», которые тянут  ее вниз, обусловливая греховные помыслы  и побуждения. Телесная жизнь сама по себе самоценна. Одна из ключевых идей этики эпохи Возрождения - естественность земных радостей и чувственных наслаждений.  

    Идеологи Возрождения  Лоренцо Балла (1407-1457 гг.), Пико Дела Мирандола (1463-1494 гг.) выступили с  позиций эпикуреизма. Лоренцо Балла  в работе «О наслаждении как истинном благе» доказывал, что цель человека едина и в земной жизни, и в  раю. Наслаждение земное служит преддверием, предвкушением наслаждения внеземного. Высшее мерило счастья - земная радость  человеческого бытия. Отвергая культ  страдания во имя загробного блаженства, Балла воспевает чувственные  удовольствия. Подавление же природных  склонностей, считавшееся высшим нравственным подвигом в системе средневековой  морали, рассматривается в этике  Баллы как преступление против природы.  

    Отвергая представления  о жалкой земной человеческой участи, типичной для Средневековья, мыслители  Возрождения говорят, что нравственная задача состоит в том, чтобы максимально  развить свои способности, реализовать  свой потенциал в великих деяниях. 

    Этика Джордано Бруно (1548-1600) вырастает на основе материалистического  пантеизма в понимании природы, который во многом предвосхитил философское  мышление зарождавшейся эпохи - Нового времени.  

    Центральной проблемой  пантеизма Джордано Бруно является преодоление теологического понимания  бога путем его переистолкования как единства, присущего природе, мировому процессу. 

    Этические ценности и добродетели - это уже не потусторонние  сущности, постигаемые на спекулятивном  уровне, они входят в совершенно иную целостность, а именно в развитие природы, включая человеческую практику.  

    У многих мыслителей Возрождения отдельная личность возводится в ранг абсолютной ценности, они с энтузиазмом провозглашают  культ универсального человека. Философ  понимает человека не просто как деятельное существо. Он прежде всего интересуется творческим характером человеческой деятельности. Эту проблематику он развивает в  теории страстного субъекта, который  «становится редким и героическим, обладателем редкого поведения  и пониманья, ведущим необычайную  жизнь». Страстный субъект Джордано Бруно - великая личность, героический  энтузиаст. Традиционный вопрос о рождении нового человека отлит у Бруно  в новую форму, свободную от мистики. Для Бруно вопрос о новом человеке есть вопрос о творческом характере  человеческой деятельности, о такой  форме деятельности, которая возвышает  индивида до родового общественного  существа.  

    Одним из теоретиков новой эпохи был итальянец  Ник-коло Макиавелли (1469-1527). Главным  в воззрениях Макиавелли является то, что он определил сферу нравственного  как сферу абсолютного, а политику - как сферу относительности и  подчеркнул, что не следует сферу  политики оценивать мерками абсолютного. Полшпика, по мнению Макиавелли, не может  руководствоваться понятиями «добра и зла» и другими нравственными  категориями, так как они лежат  за пределами сферы относительного. 

    Таким образом, Макиавелли отделил политику от морали. Политика (учреждение, организация и деятельность государства) рассматривалась как  особая сфера человеческой деятельности, имеющая свои закономерности, которые  должны быть изучены и осмыслены, а не выведены из Священного писания.  

    Реабилитация мира и человека, предпринятая в этических  трудах эпохи Возрождения, стала  необходимым этапом перехода от средневековых  ценностей к ценностям Нового времени. Учения гуманистов, побеждая средневековый аскетизм, становились  теоретическим обоснованием творчества мастеров, художников и ученых. 

      

    ЗАРОЖДЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ 

      

    В древних верованиях народов Центральной Азии представления  о добре и зле складывались в своеобразной форме: добро и  зло рассматривались в виде вечной борьбы двух начал - света и тьмы. Так, в зороастризме идея «вечной» борьбы добра и зла представлена в  виде вечной борьбы Ормузда (Света) и  Ахримана (Тьмы). Развитие жизни, её нравственный прогресс представляется зороастрийцами как постепенная победа света  над тьмой. Религия манихейцев исходила из дуализма, признавая в боге первоначальный источник чистого добра, первичный  свет, и в противостоящем ему царстве  тьмы - начало зла и разрушения.  

    Ход развития Вселенной  и нравственной жизни манихейцы  рассматривали как процесс непрерывной  борьбы между этими двумя силами.  

    Бесспорно, что  важнейшим духовным явлением доисламского периода Древнего Востока (Ближнего и Среднего Востока) по праву признаётся зороастризм. Зороастризм представляет собой сложную совокупность вероучения, идеологии, морали также философского познания, выраженную в образно-мифологической форме. В данном случае нас больше интересует моральная система, этому  аспекту и уделяется основное внимание.  

    Для зороастризма характерно дуальное мировосприятие. Центральной идеей зороастризма является представление о мире как  результате непрерывной и непримиримой борьбы двух творческих начал: Добра  и Зла. Два Духа готовятся к  борьбе. Ормузд, олицетворяющий созидающие силы, свет, человека, и Ахриман, который  олицетворяет отрицательные силы, тьму и демонов.  

    Творение Ормузда (который считается всеобщей субстанцией  добра). Человек - изначально добр. Человек, как разумное существо, добровольно  участвует в борьбе с силами зла, ибо к этому приводит сю осознание  своей собственной сущности как  добра.  

Информация о работе Основные этапы развития этической мысли