Лекции по "Естествознанию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 09:56, курс лекций

Описание

Лекция 1.
Предмет концепции современного естествознания
Лекция 2.
Научная систематизация картины мира
Лекция 3.
Физические основы механики. Классическая концепция Ньютона
Лекция 4.
Законы движения небесных тел
Лекция 5.
Зарождение третьей естественно-научной революции
Лекция 6.
Концепции фундаментальных полей. Основы статистической физики и термодинамики
Лекция 7.
Объединение физики. Зарождение четвертой глобальной естественно-научной революции
Лекция 8.
Химия в естествознании
Лекция 9.
Уровни развития химических знаний
Лекция 10.
Структурная химия
Лекция 11.
Эволюционная химия
Лекция 12.
Биологические явления
Лекция 13.
Основы наследственности
Лекция 14.
Биосферный уровень. Ноосфера
Лекция 15.
Концепция экологизации естествознания

Работа состоит из  1 файл

лекции естествознание.doc

— 708.00 Кб (Скачать документ)
"justify">    5. Различия между вещами происходит  от различия их атомов в  числе, величине, форме и порядке.

    Развивая  учения Демокрита, Эпикур (341 - 270 до н.э.) пытался объяснить на основе атомных представлений все естественные, психические и социальные явления. Если суммировать все воззрения Демокрита и Эпикура, то, имея хорошее воображение, можно увидеть в их трудах зачатки атомной и молекулярно- кинетической теории. Учение древнегреческих атомистов дошло до нас через знаменитую поэму «О природе вещей» Лукреций (99 -56 до н.э.).

    По  мере накопления знаний о мире задача их систематизации становилась всё  более актуальной. Эта задача была выполнена одним из величайших мыслителей древности, учеником Платона - Аристотелем (384 -322 до н.э.). Аристотель был наставником Александра Македонского, вплоть до его смерти. Аристотелем было написано много работ. В одной из них - «Физике», он рассматривал вопросы о материи и движении, о пространстве и времени, о конечном и бесконечном, о существующих причинах.

    В своей другой работе - «О небе он привёл два веских довода в пользу того, что Земля не плоская тарелка (как считали в то время), а круглый шар.

    Во-первых, Аристотель догадался, что лунные затмения происходят тогда, когда Земля оказывается  между Луной и Солнцем. Земля  всегда отбрасывает на Луну круглую тень, а это может быть лишь в том случае, если Земля имеет форму шара.

    Во-вторых, из опыта своих путешествий греки  знали, что в южных районах  Полярная звезда на небе располагается  ниже, чем в северных. Полярная звезда на северном полюсе находится прямо над головой наблюдателя. Человеку же на экваторе кажется, что оно располагается на линии горизонта. Зная разницу в кажущемся расположении Полярной звезды в Египте и Греции, Аристотель сумел вычислить длину экватора! Правда эта длина получилась несколько больше (примерно в два раза), но всё равно в те времена это было крупное научное открытие.

    Аристотель  полагал, что Земля неподвижна, а  Солнце, Луна, планеты и звёзды обращаются вокруг неё по круговым орбитам.

    Интересно, что первые глобальные научные открытия были сделаны учеными не в земной области, а в области Вселенной, космической. Именно из этих астрономических знаний родилась новая картина строения Вселенной, разрушая все старые привычные представления об окружающем людей мире. Эти знания настолько изменились и само мировоззрение всех живших в то время людей, что силу их воздействия на умы можно сравнить разве что с революцией - резкой переменой взглядов на устройство мира. Такие «перевороты» в основах знаний в научном мире так и называются - естественно-научные революции.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                         Звезды и

                       планеты 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Изображение, полученное в программе Redshift Cолнечное затмение, наблюдавшееся 11 августа 1999 года. В динамике это изображение через несколько секунд выглядит так:

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Каждая  глобальная естественно-научная революция  начинается именно с астрономии (величайший пример - создание теории относительности). Решая чисто астрономические  проблемы, ученые начинают ясно понимать, что у современной науки нет достаточных оснований для её объяснения. Далее начинается радикальный пересмотр всех имеющихся космологических представлений о мире и о Вселенной в целом. Завершается естественно научная революция (если дело доходит до этого) возведением нового физического фундамента под новые, радикально пересмотренные космологические представления о всём мировоззрении.

    Главный итог первой естественно-научной  революции, преобразовавшей астрономию, космологию и физику, - создание последовательного учения о геоцентрической системе мира, начатое ещё в VI в до н.э. Анаксимандром и Аристотелем. Эту научную революцию естественно назвать Аристотелевой.

    Гелиоцентрическая система мира Коперника. Вторая естественно-научная  революция

    Как уже было сказано, Аристотель утверждал, что Земля неподвижна и находится в центре Вселенной. Представления Аристотеля об устройстве мира оставались незыблемыми до XVII в. Это, конечно, не значит, что взамен ничего не предлагалось.

    Так, Архимед (ок. 310-230 до н.э.) предложил ещё в то время гелиоцентрическую систему, в которой все планеты, в том числе и Земля, вращаются вокруг Солнца. Однако, подобная мысль слишком опережала своё время и была полностью отвергнута, в частности из-за её противоречия Аристотелевой картине мира.

    Птолемей (ок. 100—165 н.э.) превратил идею Аристотеля в полную космологическую модель геоцентрической системы мира.

    Земля стоит в центре, окруженная восемью  сферами, и несущими на себе Луну, Солнце и планеты. Что лежит за последней  сферой, не объяснялось. Но было бы неверным считать; Что система Птолемея принималась безоговорочно. Уже в конце XIII в. Среди учёных появились недовольство этой системой из-за её сложности и громоздкости. Постепенно начали возникать и более обособленные возражения.

    Французский философ Николай Орезмский (1320-1382) высказал мысль, что легче представить себе вращение самой Земли, чем вращение вокруг неё огромной звёздной сферы. Однако, дальше идеи не пошел.

    Начало  научной революции, которая низвергла  систему Птолемея, а вместе с ней и все здание механики Аристотеля положил труд Николая Коперника (1473 - 1543). Коперник ещё студентом   познакомился с идеями о возможном движении Земли. Он проникся убеждением, что наблюдаемые движения небесных тел лучше всего объясняются двумя движениями Земли: её вращением вокруг своей оси и обращением вместе с другими планетами вокруг Солнца, которое находится в центре мира. В 1543 г. в год смерти Коперника вышла в свет его книга «О вращении небесных сфер». Книга вызвала большой интерес и многочисленные дискуссии.

    Идея  гелиоцентрической Вселенной и  движущейся Земли начало быстро завоевывать  умы учёных. В Англии теория Коперника  нашло прочную поддержку. Там  вышла книга Томаса Диггса (ок. 1545 - 1595) «Совершенное описание небесных сфер», где Диггс почти полностью перевёл труд Коперника на английский язык.

    В 1583 г. Англию посетил доминиканский  монах Джордано Бруно, где он познакомился с теорией Коперника. Его горячую поддержку идей Коперника и представление о бесконечном звёздном космосе Католические церковники сочли проявлением еретических отношений к церкви. В 1600 г. Джордано Бруно был сожжен на костре за ересь, а его странная пропаганда новых представлений о Вселенной привела к тому, что Католическая церковь предала теорию Коперника анафеме.

    Первой  книгой, которая познакомила широкий  круг русских людей с учением  Коперника, стала работа Фонтенеля «Разговор о множественности миров», переведенная на русский язык в 1740г. Она в простой и занимательной форме знакомила с воззрениями Коперника, Бруно и Галилея.

    Грандиозные успехи небесной механики (в конце XVII - начале XIX вв.) вынудили Католоническую церковь снять запрет с книги Коперника, а вместе с ней и с произведении Галилея и Кеплера.

    Величие созданной Коперником гелиоцентрической системы мира обнаружилось после того, как Кеплер открыл истинные законы эллиптического движения планет, а Ньютон на их основе - закон всемирного тяготения.

      
 
 
 

                                                                  Луна  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Контрольные вопросы

 

    1. Картины мыслителей древности.

    2. В чём суть учения Демокрита об атомистическом строении материи?

    3. Что понимают под естественно-научными  революциями?

    4. Основные этапы естественно-научных  революций.

    5. Когда, кем и в каких трудах  была разработана модель гелиоцентрической  системы мира? 
 

                                                                                                            

    Лекция  № 3 

    Тема: Физические основы механики. Классическая концепция  Ньютона

    (с. 59-61 /1/, с. 19 Ю) 

  • Механическое  движение.
  • Уравнение движения.
  • Законы движения земных тел.
  • Понятие силы. Силы в природе.
 

    Ньютон  сформулировал три основных закона движения, имеющие фундаментальное  значение в современной физике.

    Законы  механического движения Ньютона:

    Первый  закон: всякое тело пребывает в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения до тех пор, пока действующие на него силы не изменят этого состояния.

    Второй  закон: произведение массы тела m на его ускорение а равно действующей на него силе F = m ∙ a, а направление ускорения совпадает с направлением силы.

    Третий  закон: действию всегда соответствует равное по величине и противоположно направленное противодействие.

    Первый  и второй законы Ньютона окончательно опровергли учение Аристотеля о силе и движении. Ньютон предельно ясно объяснил, что для поддержания  движения сила не нужна. В его работах были определены и сами понятия силы, массы, инерции. Как следует из №Начала» Ньютона, его динамические законы не только следуют из соответствующих кинематических законов Кеплера и Галилея, но и сами могут быть положены в основу всех трех кинематических законов Кеплера и обоих кинематических законов Галилея (закон инерции и закон свободного падения).

    Именно  Ньютон впервые создал единую механику всех земных и небесных тел, с общими для них законами инерции, динамики, действия и противодействия, а также взаимного тяготения.

    Последующие многочисленные наблюдения показали истинность законов Кеплера и законов  всемирного тяготения Ньютона. Уже  к концу первой половины XIX века было установлено, что закон всемирного тяготения существует повсеместно в наблюдаемой области Вселенной. Ньютоновское тяготение поистине универсально. Открылись широкие возможности для развития научного подхода к исследованию Вселенной и ее составных частей на основе лишь немногих фундаментальных законов и взаимодействий, имеющих одинаковую силу на Земле, в научной лаборатории и в космосе. 

    Динамика  материальной точки

    Сила  и масса

    Динамика – раздел механики, изучающий причины, вызывающие движение. В основе динамики лежат три закона Ньютона, которые связаны с понятиями силы и массы.

    Понятие силы можно ввести следующим образом: сила является мерой воздействия, оказываемого на данное тело со стороны другого тела, в результате чего либо изменяется скорость движения этого тела, либо оно деформируется. Не касаясь пока вопроса о деформации тел, отмети, что под действие одной и той же силы изменение скорости (ускорение) различных тел будут, вообще говоря, различны. Это связано с различной инертностью тел, под которой подразумевается их способность приобретать то или иное ускорение под действием данной силы. Мерой инертности тела служит масса. Сила – величина векторная: если на тело действует несколько сил, то результирующее воздействие будет таково, как если бы на тело действовала одна сила, равная векторной сумме исходных сил. Масса представляет собой скалярную величину: общая масса нескольких тел определяется как алгебраическая сумма масс отдельных тел.

Информация о работе Лекции по "Естествознанию"