Лекции по "Естествознанию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 09:56, курс лекций

Описание

Лекция 1.
Предмет концепции современного естествознания
Лекция 2.
Научная систематизация картины мира
Лекция 3.
Физические основы механики. Классическая концепция Ньютона
Лекция 4.
Законы движения небесных тел
Лекция 5.
Зарождение третьей естественно-научной революции
Лекция 6.
Концепции фундаментальных полей. Основы статистической физики и термодинамики
Лекция 7.
Объединение физики. Зарождение четвертой глобальной естественно-научной революции
Лекция 8.
Химия в естествознании
Лекция 9.
Уровни развития химических знаний
Лекция 10.
Структурная химия
Лекция 11.
Эволюционная химия
Лекция 12.
Биологические явления
Лекция 13.
Основы наследственности
Лекция 14.
Биосферный уровень. Ноосфера
Лекция 15.
Концепция экологизации естествознания

Работа состоит из  1 файл

лекции естествознание.doc

— 708.00 Кб (Скачать документ)

Екибастузский инженерно-технический  институт

им. академика  К.И. Сатпаева 

Кафедра естественно-научных дисциплин 
 
 

                  «УТВЕРЖДАЮ»

                  проректор по учебной работе,    к.ф-м.н., профессор

                  ______Джандигулов А.Р.

                  «___»_____________2008г. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

    Курс  лекций

для студентов первого  курса,

обучающихся по кредитной технологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Екибастуз, 2008 

Составлено в  соответствии с ГОСО РК 3.08.355-2006 

Доцентами              ____________   Новиковой Р.Н.                                                            

                                                    _________     Али Р.А. 
 

Рассмотрено на заседании кафедры

Физико-математических дисциплин

Протокол № ___ «__» _______ 2008 г. 
 

Заведующий кафедрой:

Профессор                                           __________  Мукаев Ш.А. 
 

Одобрена учебно-методическим советом инженерного факультета

Протокол №__  от________ 2008 г.  
 

Председатель:

к.т.н., профессор                                  __________ Саржанов К.Б. 
 

Одобрена учебным отделом

Начальник                                             __________ Бирюкова Л.Ф. 
 
 
 

Офис: ул. Энергетиков, 54, ауд. №25,21

Тел:  8(7187)33-05-53 (вн. 106) 

E-mail:eiti_ekb@mail.ru

            eiti_ekb@mail.kz

             

                     

    Содержание

Лекция 1.

Предмет концепции современного естествознания

Лекция 2.

Научная систематизация картины мира

Лекция 3.

Физические  основы механики. Классическая концепция  Ньютона

Лекция 4.

Законы  движения небесных тел

Лекция 5.

Зарождение третьей естественно-научной революции

Лекция 6.

Концепции фундаментальных полей. Основы статистической физики и термодинамики

Лекция 7.

Объединение физики. Зарождение четвертой глобальной естественно-научной революции

Лекция 8.

Химия в естествознании

Лекция 9.

Уровни  развития химических знаний

Лекция 10.

Структурная химия

Лекция 11.

Эволюционная  химия

Лекция 12.

Биологические явления

Лекция 13.

Основы  наследственности

Лекция 14.

Биосферный  уровень. Ноосфера

Лекция 15.

Концепция экологизации естествознания

 

     Лекция № 1

 

    Тема: Предмет концепции  современного естествознания

    (с. 3-4 /1/, 3-4 /2/, 7-12 Ю) 

  • Методология науки естествознания.
  • Содержание понятия естествознания.
  • Определение точного естествознания.
  • Составные части современного естествознания.
  • Цели естествознания.
  • Объект естествознания.
 

    Результатами  научных исследований являются теории, законы, модели, гипотезы, эмпирические обобщения. Все эти понятия, каждое из которых имеет свое определенное значение, можно определить одним  словом «концепции». Естествознанием называется раздел науки, который изучает мир, как он есть, в его естественном состоянии, независимо от человека. К современному естествознанию относятся концепции, возникшие в ХХ веке. Но не только последние научные данные можно считать современными, а все те которые входят в толщу современной науки, образуя ее краеугольные камни, поскольку наука не состоит из отдельных, мало связанных между собой теорий, а представляет собой во многом единое целое, состоящее из разновременных по своему происхождению частей.

    Естествознание  это раздел науки, основанный на производимой эмпирической проверкой гипотез  и создании теорий или эмпирических обобщений, описывающих природные  явления.

    Предметом естествознания является система знаний, результат научного познания, совокупность законов и теорий.

    Объектом  естествознания служат факты и явления, существующие вне нашего сознания, которые воспринимаются нашими органами чувств. К ним относятся природа, общество человек.

    Главная цель естествознания состоит в истинности человеческого знания, его объективности, в правильном его практическом применении. Изучение естествознания нужно не только для того чтобы мы как культурные люди знали и разбирались в его результатах, но и для понимания самой структуры нашего мышления.

  1. Естествознание – это наука о природе как единой целостности.
  2. Естествознание – это совокупность наук о природе, рассматриваемых как единое целое.

    Изучая  отдельные естественные науки, невозможно познать Природу как единое целое. Действительно, предположим, что вы хорошо представляете работу отдельных органов человека, но вы, вероятно, не всегда знаете те законы, которым подчиняется работа этих органов. Поэтому изучение предметов по отдельности – физики, химии и биологии, - является лишь первой ступенькой к познанию природы во всей ее целостности, т.е. познанию ее законов с общей естественно-научной позиции. Отсюда вытекают и цели естествознания, которые представляют собой двойную задачу:

    Цели  естествознания:

  1. Выявление скрытых связей, создающих органическое единство всех физических, химических и биологических явлений.
  2. Более глубокое и точное познание самих этих явлений.

    Это программа, продиктованная реальным ходом  познания Природы.

    Естествознание  традиционно подразделяют на физику, химию, биологию и психологию. Физики имеют дело не только со всевозможными материальными телами, но с материей вообще. Химия изучает различные вещества. Предмет исследования биологии – живые организмы, а психология имеет дело с познанием тайн человеческой психики.

    Единство объектов исследования приводи к тому, что появляются новые, так называемые междисциплинарные науки, -  новые науки стоящие на стыке нескольких традиционных естественных наук. Среди них -  биофизика, физическая химия, физико-химическая биология, психофизика и т.д.

    Сегодня, например, всю химию можно назвать  физической. Это продиктовано невозможностью объяснить химические явления чисто  химическими средствами и, следовательно, необходимо обращение к физике. Такое  объединение химии и физики есть не что иное, как проявление единства Природы, которая, как уже говорилось выше, не знает деления на разные науки.

    Тенденции такого явления или интеграция естественно-научных  знаний стали проявляться очень  давно. Еще в  1747 – 1752 годах М.В. Ломоносов (1711 – 1765) обосновал необходимость привлечения физики для объяснения химических явлений. Он придумал имя для новой науки, назвав ее физической химией.

    Кроме физики, химии и биологии к естественным наукам относятся и другие, например, геология и география, которые имеют комплексный характер. Геология изучает состав и строение нашей планеты в их эволюции на протяжении миллиардов лет. Ее основные разделы – минералогия, петрография, вулканология, тектоника и т.д. – это производные от кристаллографии, кристаллофизики, геофизики, геохимии и биогеохимии. Также и география «пропитана» физическими, химическими и биологическими знаниями, которые в разной степени проявляются в таких ее основных разделах, как: физическая география, география почв и т.д. Таким образом, все исследования Природы сегодня можно  представить в виде огромной сети, связывающей многочисленные ответвления физических, химических и биологических наук.

    Контрольные вопросы

 
  1. В чем состоит  необходимость изучения естествознания?
  2. Что такое интегратизм и дифференциация науки и как они проявляются по отношению к естественным наукам?
  3. Какие науки входят в систему естественных наук?
  4. Какова роль математики в естествознании? Где и кем были заложены основы геометрии?
  5. К какому времени относят зарождение науки?
  6. Что означает иерархичность естественных наук?

    Лекция  № 2

 

    Тема: Научная систематизация картины мира

    (с. 53-58 /2/, с. 12-18 Ю) 

  • Попытка научной систематизации картины мира.
  • Естественно-научные революции (Аристотеля, Коперника)

    а) Геоцентрическая  система мира

    б) Гелиоцентрическая система  мира. 

    Попытка научной систематизации картины мира

    Естественно-научная  революция Аристотеля

    Усвоить естествознание легче, исследуя его  развитие во времени. Давайте совершим экскурсию в прошлое науки. Дело в том, что в систему современного естествознания, наряду с новыми науками о Природе, входят и такие исторические области знаний, как древнегреческая натурфилософия, естествознание Средневековья, наука Нового времени и классическое естествознание до начала XX века. Это поистине бездонная сокровищница всех знаний, приобретённых человеком за долгие годы своего существования на нашей планете. Вы готовы к путешествию? Тогда «Полный вперёд» в прошлое.

    Попытка понять и объяснить мир без  привлечения таинственных сил была впервые предпринята древними греками. Началось зарождение науки в VII - VI в.в. до н.э. в Древней Греции, где появились первые научные учреждения: академия Платона, лицей Аристотеля, Александрийский музей. Именно в Греции была впервые выдвинута идея о единой материальной основе мира и его развитии. Самой гениальной была идея атомистического строения материи, впервые высказанная Левкиппом (500 -400 до н.э.) и развитая его учеником Демокритом (460 -370 до н.э.).

    Суть учения Демокрита сводится к следующему:

    1. Не существует ничего, кроме атомов и чистого пространства (т.е. пустоты небытия).

    2. Атомы бесконечны по числу  и бесконечно разнообразны по  форме.

    3. Из «ничего» не происходит  ничего.

    4. Ничего не совершается случайно, а только по какому-либо основанию  и в связи с необходимостью.

Информация о работе Лекции по "Естествознанию"