Контрольная работа по "Концепции современного естествознания"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 13:21, контрольная работа

Описание

Хаос, понятие окончательно оформившееся в древнегреческой философии - это трагический образ космического первоединства, начало и конец всего, вечная смерть всего живого и одновременно принцип и источник всякого развития, он неупорядочен, всемогущ и безлик.

Содержание

1.Этимология понятия «хаос». Соотношение порядка и беспорядка в природе………………3
1.1Хаос как основа порядка……………………………………………………………………..3
1.2Естественные процессы……………………………………………………………………...3
1.3Хаос и порядок………………………………………………………………………………..4
1.4Понятие структуры…………………………………………………………………………...5
2.Хаос и мифы……………………………………………………………………………………....7
3.Хаос и его проявления…………………………………………………………………………...7
4.Причины хаоса…………………………………………………………………………………..10
5.Роль энтропии как меры хаоса………………………………………………………………….11
6.Список литературы………………

Работа состоит из  1 файл

Коньрольная работа пр КСЕ.doc

— 566.00 Кб (Скачать документ)

 

 

10.Происхождение человека и его эволюция.

 

Формирование  представлений о происхождении  человека. Вопрос о происхождении человека всегда волновал человечество. В древности некоторые племена считали себя потомками растений или животных.

 В дальнейшем распространились взгляды о божественном происхождении человека.

С развитием  науки естествоиспытатели убеждались в сходстве строения тела и отдельных  органов человека и животных. К. Линней, веривший в божественное происхождение человека, поместил его в группу приматов вместе с обезьянами. Ж. Б. Ламарк предложил гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобных предков, которые перешли от лазанья по деревьям к прямохождению.

В 1871 г. опубликована работа Ч. Дарвина "Происхождение человека и половой отбор", в которой он доказывает родство человека с человекообразными обезьянами, используя данные сравнительной анатомии, эмбриологии, палеонтологии. В то же время Дарвин  считал, что ни одна ныне живущая обезьяна не может считаться прямым предком человека.

 

Место человека в системе  животного  мира.

 

Царство      Животные

      Тип              Хордовые

          Подтип        Позвоночные

                Класс           Млекопитающие

                        Отряд          Приматы

                                 Семейство      Люди

                                             Род               Человек

                                                         Вид               Человек разумный

Признаки  типа Хордовые у  человека начинают проявляться в процессе эмбриогенеза:

● закладка хорды;

● развитие над  хордой нервной трубки;

● закладка под  хордой кишечной трубки, передний конец  которой( глотка ) пронизан жаберными  щелями;

● развитие сердца на брюшной стороне.

 

 Признаки подтипа Позвоночные у человека – наличие черепа и позвоночника.

 

Признаки  класса Млекопитающие у человека –

наличие:

● млечных, сальных  и потовых желез;

● волосяного покрова  и теплокровности;

● дифференцированных зубов;

● четырех камерного  сердца и левой дуги аорты;

● диафрагмы;

● хорошо развитой коры головного мозга;

● внутриутробного  развития зародыша.

 

Признаки  отряда Приматы у человека ( особенно сходны человек и человекообразные обезьяны ):

● относительно большая масса головного мозга, хорошо развитая кора переднего мозга;

● бинокулярное зрение;

● общие группы крови и белезни;

● конечности хватательного  типа, противопоставление большого пальца на руке;

● редукция хвостового отдела позвоночника;

● наличие капиллярных  узоров на пальцах, ладонях, стопах, ногтей, пальцев;

● продолжительность  беременности около девяти месецев;

● сходство кариотипов.

 

Научные данные

Примеры

Сравнительно - Анатомические

Общие черты  строения

Клеточное строение организма; сходство строения систем органов; наличие млечных желез и ушных  раковин, строение зубов; среднее ухо – три слуховые косточки.

Рудименты

(недоразвитые  органы, имевшиеся у отдаленных предков, но утратившие свое значение)

Третье веко, волосяной покров тела, аппендикс, копчик, мышцы ушной раковины, небные валики, и т. д.

Атавизмы

( появление  у некоторых особей вида признаков, имевшихся у отдаленных  предков )

Рождение людей  с хвостом, лишними сосками, и  т. д.

Эмбриологические

Общая схема  развития зародыша

Оплодотворенное яйцо начинает дробиться, из образовавшихся клеток образуются ткани, а затем  целый организм.

Сходство зародышей

Зародыш человека имеет жаберные щели, трубчатое сердце, хвостовой отдел позвоночника и  т. д.


 

Отличие человека от животных.

 

1. Высокий уровень  головного мозга ( особенно коры  переднего мозга с большим  количеством борозд и извилин; значительное развитие теменных, лобных и височных долей, где сосредоточены важнейшие центры психической деятельности и речи. С развитием мозга тесно связана способность к абстрактному мышлению, появление сознания и речи и значительное преобладание мозгового черепа над лицевым )

 

2. Прямохождение  ,что обусловило ряд изменений  в строении скелета ( изгибы  позвоночника, широкий таз, сводчатая  стопа, широкая грудная клетка) и мускулатуры ( сильное развитие  мышц пояса и самих нижних  конечностей ).

 

3. Противопоставление большого пальца на руке остальным.

 

Антропогенез  – ( от гр." антропос" – человек + гр. "генезис"- присхождение) – процесс историка – эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также сложения общества.

                          Факторы эволюции человека  


Биологические                                                        Социальные


 

Борьба за           Естественный                      Трудовая           Общественный              Речь и  

существо -          отбор                                      деятель -        образ  жизни                 мышление

вание                                                                   ность                                    

 

                                                    Парапитеки


 

                   Дриопитеки                                       Проплиопитеки


 

Шимпанзе       Горилла                                  Гиббон              Орангутан

                                           

                                                 Австралопитек


 

                                                Древнейшие люди

                                         ( питекантроп, синантроп )


 

                                                  Древние люди

                                               ( неандертальцы)


                                                Современные люди

                                                  ( кроманьонцы )

 

Направления эволюции человека.

 

Предшественники современных людей

Особенности строения

Образ жизни

Орудия  труда

Дриопитеки 18 млн  лет

Размеры небольшие; лазающие и ходящие в полувыпрямленном положении; рука способна к хватанию и бросанию предметов.

Стадный образ  жизни помогал в защите от хищников, передача опыта.

Орудия труда  отсутствуют.

Австралопитеки 5 млн лет

Рост 120-150 см, масса 20-50 кг; объем мозга   430-550 см прямохождение, рука- хватательный орган; зубы по форме  сходны с человеческими; употребляли  мясную пищу.

Стадный образ  жизни, совместная охота.

Кость, палка.

Человек умелый 2,6 млн лет

Рост 1,5 м; масса 50 кг; объем мозга 650 см ; надглазничный  валик; плоский нос; выступающие  вперед челюсти; первые проблески сознания.

Сооружал простейшие хижины

Грубые рубила, скребла, каменные молотки.

Человек прямоходящий

Рост около 170 см; массивный костяк; объем мозга 700-1250 см ; череп низкий; кости очень  толстые; выраженные надбровные дуги; массивные челюсти.

Общественный  образ жизни; поддерживали огонь.

Изготовляют примитивные каменные орудия труда ( копье, сколотый камень, скребок, рубило)

Неандерталец 250 тыс лет

Рост 155-158 см; массивный  костяк; коренастый; походка согнутая; череп более высокий; лоб низкий; скошенный; сильно развитые надбровные дуги; объем мозга 1400 см;

Общественный  образ жизни; использование огня; строительство очагов и жилья; первые захоронения.

Изготовляют обработанные каменные орудия труда( острия, скребки, ножи)

Кроманьонец 40 тыч лет

Рост до 180 см; физический вид современного человека; череп высокий; лоб прямой; без сплошного надбровного валика; развит подбородочный выступ; объем мозга 1000- 1600 см; прямая походка; хорошо развита членораздельная речь.

Родовая община; строительства поселений; появление  обрядов; ; возникновение искусства; гончарного дела; земледелия.

Изготовляют сложные  составные орудия труда из кости  и камня.


 

 

Человеческие  расы – это исторически сложившиеся группы людей, объединенные общностью происхождения и сходством некоторых морфологических признаков.

 

Европеоидная

Монголоидная

Негроидная

население Европы, Южной Азии и Северной Африки

Население Центральной  и Восточной Азии, Индонезии, Сибири.

Население Центральной  и Южной Африки, Австралии.

- узкое лицо;

- сильно выступающий  нос;

- мягкие волосы;

- светлый или  смуглый цвет кожи;

- губы обычно  тонкие;

- сильно растущие  борода и усы.

- уплощенное  широкое лицо;

- уплощенный  нос;

- жесткие, прямые  темные волосы;

- кожа темная, с желтоватым оттенком;

- глаза узкие;

-сильно выступающие  скулы;

- борода и  усы растут слабо.

- лицо узкое  и низкое;

- широкий нос;

- курчавые черные  волосы;

- темная кожа;

- широкие открытые  карие глаза;

- губы толстые;

- борода и  усы растут слабо.


 

 

 

Раса

Значение  признаков

Негроидная

Защита организма  от перегрева, ультрафиолетового излучения; увеличение теплоотдачи

Монголоидная

Защита организма  от ультрафиолетового излучения, сильных  ветров, пыльных бурь.

Европеоидная

Уменьшение  теплоотдачи; обеспечение проникновение  в организм ультрафиолетовых лучей, необходимых для образования  витамина Д.


 

 

Человек  –  существо биологическое и  социальное, что  и   определяет его особое положение  в  природе  и  качественно  отличает  от  всех других организмов. Благодаря тому, что человек  является биологическим  существом, его  эволюционное  развитие  подчиняется   всем   основным   закономерностям наследственности и  изменчивости.  Реализация  наследственной  информации  в условиях  определенной  внешней  среды   формирует   биологическую   природу человека  - его строение и физиологию, создает материальные предпосылки  для развития и мышления, способности мозга накапливать информацию нового типа  – социальную. В процессе очеловечивания  происходит  уменьшение  плодовитости, удлинение  периода  детства,  замедление  полового  созревания,  возрастание длительности жизни одного поколения. Социальная информация передается с помощью слова при обучении  и определяет духовный облик индивидуума. Она создается при доминирующей  роли социально-экономических   факторов  – общественной  формации, уровня производственных сил, производственных отношений, национальных особенностей и рп. Человек  как  социальное  существо  эволюционирует  быстрее,  чем  как существо   биологическое,   поэтому,   несмотря   на   огромные   достижения цивилизации,  между  человеком,  жившим  тысячелетия  назад,  и   человеком, живущим  сейчас,  нет  существенных  биологических  различий.   Способности, талант,   эмоциональность,   добродетели,   пороки   человека   зависят   от наследственного  предрасположения  и  действий  социальной  среды.   Генотип человека обеспечивает возможность восприятия социальной программы, а полная реализация  его  биологической  организации   возможна   лишь   в   условиях социальной среды.

 

  Хотя  мутационный процесс   продолжается,  биологическая   эволюция человека  будет  и  далее  замедляться  благодаря  ослаблению  естественного отбора, прекращению его  видообразующей  функции.  Однако  в  пределах  вида возможны колебания:  в   длине  тела  (доспехи  средневековых  рыцарей  малы большинству   современных   европейцев),   изменении    темпов    онтогенеза (акселерация подростков) и т.п. Жизнеспособность  человеческого общества  в целом  возрастает,  так  как  по  мере  развития   цивилизации,   устранения национальных и расовых барьеров  обеспечивается  обмен генами  между ранее изолированными популяциями,  увеличивается гетерозиготность  и уменьшается возможность проявления  рецессивных генов. 

 

 Средствами, контролирующими эволюцию  человека,  являются  предохранение   от   воздействия   мутагенных факторов, разработка  методов  лечения  наследственных  болезней,  раскрытие способностей человека в детском и юношеском возрасте и создание  оптимальных условий для обучения и воспитания, для повышения  культурного  уровня  всего общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ (выполняется всеми студентами)

 

  1. Наука – это система сознания и деятельности людей, направленная на достижение
    1. субъективных результатов
    2. объективно истинных знаний
    3. выгоды и преимущества
    4. конечных целей исследований
  2. Наука по своему содержанию относится к:
    1. материальной культуре
    2. духовной культуре
    3. социальной культуре
    4. мировоззрению человека
    5. системе представлений о мире
  3. Система знаний о природе называется:
    1. Онтология
    2. Обществознание
    3. Естествознание
    4. Антропология
    5. гуманитарные науки
  4. _______ - это система знаний о позитивно значимых ценностях бытия индивида и человечества в целом:
    1. Онтология
    2. Обществознание
    3. Естествознание
    4. Антропология
    5. гуманитарные науки
  5. Родиной науки считается:
    1. Древний Рим
    2. Древняя Греция
    3. Древний Китай
    4. Древняя индия
    5. Вавилон
  6. Система доказательств – логика была разработана:
    1. Сократом
    2. Евклидом
    3. Платоном
    4. Аристотелем
    5. Архимедом
  7. Теория относительности и квантовая механика была создана:
    1. Р. Декартом
    2. Лапласом
    3. Кеплером
    4. Ломоносовым
    5. Эйнштейном
  8. Синергетика – это наука:
    1. о равновесных системах
    2. об энтропии
    3. об изменении
    4. о самоорганизации
    5. о системах покоя
  9. Галактика Млечного пути является:
    1. Эллиптической
    2. Неправильной
    3. спиральной системой
    4. круговой
    5. прямоугольной

Информация о работе Контрольная работа по "Концепции современного естествознания"