Контрольная работа по "Концепции современного естествознания"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:14, контрольная работа

Описание

23. Средневековый период в развитии естествознания –мрачная эпоха в истории науки –схоластика. Научное лидерство ближнего Востока (мухамед Аль Батани, Ибн Юнус, Ибн Рушд). Начало эксперимента в науке (И. Неморарий).
85. Вещество. Состав вещества. Простые и сложные вещества. Химическое соединение. Учение о составе вещества –первый уровень химического знания. Закон сохранения массы М. В. Ломоносова. Закон постоянства состава Ж. Пруста. Закон кратных отношений Дж. Дальтона. Что доказывает закон кратных отношений Закон А. Авогадро?
452 Биологический прогресс и биологический регресс (по А.Н.Северцову). Основные закономерности эволюционного прогресса (дивергенция, конвергенция, параллелизм, необратимость эволюционных преобразований).

Работа состоит из  1 файл

концепции.docx

— 47.98 Кб (Скачать документ)

                             Федеральное  агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального

образования

«Российский государственный  профессионально-педагогический университет»

 

                              Институт электроэнергетики и информатики

Кафедра общей физики

 

 

                                                         

 

 

 

 

 

РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

 

Вариант № 22

 

 

 

 

 

 

                                                                                 Хорошева Е. А.          

                                                                                                Гр. ЗДК 111

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург  2012

 

 

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Российский государственный  профессионально-педагогический университет  Кафедра физиологии и безопасности жизнедеятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине

 «Возрастная  физиология и психофизиология» 

на  тему

«_______________________________________________________»

Вариант № 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                          Выполнил студент  

                                                                                                                                  1  курса

 

                                                                                                          Факультета ИНИС

                                                                                                      группа ЗДК 111

                                                                                                   Хорошева Е. А.

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Екатеринбург 2012

 

 

23. Средневековый период в развитии естествознания –мрачная эпоха в истории науки –схоластика. Научное лидерство ближнего Востока (мухамед Аль Батани, Ибн Юнус, Ибн Рушд). Начало эксперимента в науке (И. Неморарий).

 

Эпоха средних веков характеризовалась  в Европе закатом классической греко-римской  культуры и резким усилением влияния  церкви на всю духовную жизнь общества. Вот что пишет об этой эпохе  Ф. Энгельс: "Догматы церкви стали  одновременно и политическими аксиомами, а библейские тексты получили на всяком суде силу закона... Это верховное  господство богословия во всех областях умственной деятельности было в то же время необходимым следствием того положения, которое занимала церковь  в качестве наиболее общего синтеза  и наиболее общей санкции существующего  феодального строя". В эту эпоху  философия тесно сближается с  теологией (богословием), фактически становится ее "служанкой". Возникает непреодолимое  противоречие между наукой, делающей свои выводы из результатов наблюдение опытов, включая и обобщение этих результатов, и схоластическим богословием, для которого истина заключается  в религиозных догмах. Пока европейская  христианская наука переживала длительный период упадка (вплоть до ХИ-ХШ вв.), на Востоке, наоборот, наблюдался прогресс науки. Со второй половины VIII в. научное  лидерство явно переместилось из Европы на Ближний Восток. В IX веке, наряду с вышеупомянутым трудом Птолемея ("Альмагест"), на арабский язык были переведены "Начала" Евклида и  сочинения Аристотеля. Таким образом, древнегреческая научная мысль  получила известность в мусульманском  мире, способствуя развитию астрономии и математики. В истории науки  этого периода известны такие  имена арабских ученых, как:

         Мухаммед Аль-Баттани (850-929 гг.), астроном, составивший новые астрономические таблицы, в 910 г. в "Книге по астрономии" уточнил данные Птолемея. Им введено понятие "синус" ("sinus"), составлены таблицы тригонометрических функций. Начиная с Х века для астрономических наблюдений арабские астрономы использовали секстант, радиус которого составлял 17 м.        

Ибн Юнус (950—1009), арабский астроном. Вёл обширные астрономические наблюдения в обсерватории около Каира. Составил астрономические таблицы движения Луны, Солнца и планет (около двух веков они были лучшими таблицами этого типа), а также тригонометрические таблицы. И. Ю. уточнил значения прецессионной постоянной и угла наклона эклиптики к экватору, усовершенствовал способы решения плоских и сферических треугольников (метод вспомогательных углов).

 

Ибн Рушд (1126—1198), арабский философ и врач, представитель арабского аристотелизма. Жил в Андалусии и Марокко, был судьёй и придворным врачом. В трактате «Опровержение опровержения» отверг отрицание философии, с которым выступил М. Газали. Разграничение Ибн Рушда «рациональной» религии (доступной образованным) и образно-аллегорической религии (доступной всем) явилось одним из источников учения о двойственной истине. Рационалистические идеи Ибн Рушда оказали большое влияние на средневековую философию, особенно в Европе. Автор энциклопедического медицинского труда.

      Большую роль в подъеме западной христианской науки сыграли университеты (Парижский, Болонский, Оксфордский, Кембриджский и др.), которые стали образовываться начиная с XII век. И хотя эти университеты первоначально предназначались для подготовки духовенства, но в них уже тогда начинали изучаться предметы математического и естественнонаучного направления, а само обучение носило, более чем когда-либо раньше, систематический характер. XIII век характерен для европейской науки началом эксперимента и дальнейшей разработкой статики Архимеда. Здесь наиболее существенный прогресс был достигнут группой ученых Парижского университета во главе с Иорданом Неморарием (вторая половина XIII в.). Они развили античное учение о равновесии простых механических устройств, решив задачу, с которой античная механика справиться не могла, — задачу о равновесии тела на наклонной плоскости. В XIV веке в полемике с античными учеными рождаются новые идеи, начинают использоваться математические методы, т. е. идет прогресс подготовки будущего точного естествознания. Лидерство переходит к группе ученых Оксфордского университета, среди которых наиболее значительная фигура — Томас Врадвардин (1290-1349). Ему принадлежит трактат "О пропорциях" (1328 г.), который в истории науки оценивается как первая попытка написать "Математические начала натуральной философии" (именно так почти триста шестьдесят лет спустя назовет свой знаменитый труд Исаак Ньютон). Все вышесказанное свидетельствует о том, что на протяжении многовековой, довольно мрачной эпохи, именуемой средневековьем, интерес к познанию явлений окружающего мира все же не угасал, и процесс поиска истины продолжался. Появлялись все новые и новые поколения ученых, стремящихся, несмотря ни на что, изучать природу. Вместе с тем научные знания этой эпохи ограничивались в основном познанием отдельных явлений и легко укладывались в умозрительные натурфилософские схемы мироздания, выдвинутые еще в период античности (главным образом в учении Аристотеля). В таких условиях наука еще не могла подняться до раскрытия объективных законов природы. Естествознание — в его нынешнем понимании — еще не сформировалось. Оно находилось в стадии своеобразной "преднауки".

 

 

85. Вещество. Состав вещества. Простые и сложные вещества. Химическое соединение. Учение о составе вещества –первый уровень химического знания. Закон сохранения массы М. В. Ломоносова. Закон постоянства состава Ж. Пруста. Закон кратных отношений Дж. Дальтона. Что доказывает закон кратных отношений Закон А. Авогадро?

Вещество (в химии) - физическая субстанция со специфическим химическим составом. В философском словаре  Григория Теплова в 1751 году словом вещество переводился латинский термин Substantia.

Вещество в физике - форма  материи, в отличие от поля обладающая массой покоя. Вещество состоит из частиц, среди которых чаще всего встречаются  электроны, протоны и нейтроны. Последние  два образуют атомные ядра, а все  вместе - атомы (атомное вещество), из которых - молекулы, кристаллы и т. д.

Вещество в биологии - материя, образующая ткани организмов, входящая в состав органелл клеток.

Согласно современной  теории, в том числе квантовой, вещество - разновидность материи, которая  содержит число химических частиц от 1015 и более. Структурные единицы макроскопического вещества - электроны и ядра. Отсюда следует, что определение «вещество состоит из атомов и молекул» не совсем верно. Не во всех макроскопических веществах мы можем выделить молекулы. А электроны и ядра мы можем выделить при любых условиях. Поэтому все вещества и частицы состоят из электронов и ядер. Тогда, атом - это одноядерная, в целом нейтральная система, а молекула - неодноядерная, в целом нейтральная система.

Каждое вещество характеризуется  определенным качественным и количественным составом.

Качественный состав вещества показывает, из атомов каких элементов  оно состоит. Например, вода состоит  из атомов водорода и кислорода, а  метан - из атомов углерода и водорода. Число атомов каждого элемента в  составе мельчайшей частицы вещества характеризует его количественный состав. Например, молекула воды состоит  из двух атомов водорода и одного атома  кислорода, а молекула метана - из одного атома углерода из четырех атомов водорода.

Любое сложное вещество можно  с помощью различных химических методов разложить на несколько  новых веществ, и так до тех  пор, пока не получатся вещества, каждое из которых будет являться простым. Свойства простых веществ, которые  при этом получаются (углерода, кислорода  и водорода) совершенно не похожи на свойства сложных веществ сахара и воды. Это разные вещества с  разными свойствами. Свойства сложного вещества не являются суммой свойств простых веществ, которые образуются при его разложении.

Сложные вещества, как и  простые, имеют либо молекулярное, либо немолекулярное строение. При этом вещества молекулярного строения могут  существовать в обычных условиях в различных агрегатных состояниях. Например, метан - газ, вода - жидкость, сахар - твердое вещество.

Вещества немолекулярного  строения при обычных условиях - твердые кристаллы, например поваренная соль, мел. Конечно, при нагревании (иногда до нескольких тысяч градусов) такие  вещества также плавятся, а затем  переходят и в парообразное состояние.

Простые вещества - вещества, состоящие исключительно из атомов одного химического элемента (из гомоядерных молекул), в отличие от сложных веществ. Являются формой существования химических элементов в свободном виде; или, иначе говоря, элементы, не связанные химически ни с каким другим элементом, образуют простые вещества. Известно свыше 400 разновидностей простых веществ.

В зависимости от типа химической связи между атомами простые  вещества могут быть металлами (Na, Mg, Al, Bi и др.) и неметаллами (H2, N2, Br2, Si и др.).

Примеры простых веществ: молекулярные (O2, O3, H2, Cl2) и атомарные (He, Ar) газы; различные формы углерода, йод (I2), металлы (не в виде сплавов).

Химимческое соединемние - сложное вещество, состоящее из химически связанных атомов двух или нескольких элементов (гетероядерные молекулы). Некоторые простые вещества также могут рассматриваться как химические соединения, если их молекулы состоят из атомов, соединённых ковалентной (азот, кислород, йод, бром, хлор, фтор, предположительно астат). Инертные (благородные) газы и атомарный водород нельзя считать химическими соединениями. Состав химического соединения записывается в виде химических формул, а строение часто изображается структурными формулами.

В подавляющем большинстве  случаев химические соединения подчиняется  закону постоянства состава и  закону кратных отношений. Однако известны довольно многочисленные соединения переменного  состава (бертоллиды), например: PaO2,18 - PaO2,21.

Химические соединения получают в результате химических реакций. Сложные  вещества могут разлагаться с  образованием нескольких других веществ. Образование химических соединений сопровождается выделением (экзотермическая  реакция) или поглощением (эндотермическая  реакция) энергии. Физические и химические свойства химических соединений отличаются от свойств веществ, из которых они  получены. Химические соединения разделяются  на неорганические и органические. Известно более 100 тыс. неорганических и более 3 млн. органических соединений. Каждое химическое соединение, которое описано в литературе, имеет уникальный идентификатор - CAS-номер.

Сложные вещества:

оксиды (H2O, CaO, CO2, P2O5 (P4O10) и др.)

основания (Na(OH), Ca(OH)2, Al(OH)3, Fe(OH)3 и др.)

кислоты (HCl, HNO3, H2SO4, H3PO4 и др.)

соли (NaCl, KNO3, Fe2(SO4)3, LiBr и др.)

Учение о составе  вещества - первый уровень химического  знания

Учение о составе веществ  является первым уровнем химических знаний. До 20-30-х гг. XIX в. вся химия не выходила за пределы этого подхода. Но постепенно рамки состава (свойств) - стали тесны химии, и во второй половине XIX в. главенствующую роль в химии постепенно приобрело понятие «структура», ориентированное, что и отражено непосредственно в самом понятии, на структуру молекулы реагента.

Информация о работе Контрольная работа по "Концепции современного естествознания"